Совсем скоро с карты Караганды исчезнет одна из достопримечательностей нашего города — летний театр. Аким области Камалтин Мухамеджанов отдал этот памятник истории и культуры бизнесменам. Чтобы они театр убрали и построили на его месте какое-нибудь доходное заведение.
На прошлой неделе перед городским архитектурно-художественным советом предстали сразу шесть проектов, способных превратить освобождающуюся землю в прибыльный объект.
Архитектор Александр Титарев предложил оставить на память от летнего театра портал с колоннами (разве что сами колонны, вместо дерева, сделать из белого мрамора). А на месте здания поставить современный кинотеатр (фото 1). С большим залом на 300 мест на первом этаже и четырьмя маленькими залами каждый на 100 человек на втором. Плюс игровые автоматы и дискотека.
Другой архитектор, Александр Белоусов, тоже задумал построить кинотеатр. Правда, в его проекте на два стоместных зала меньше.
Архитектор Владимир Верхотуров решил заменить театр постройкой в модерновом стиле. Ее назначение — развлекательно-досуговый центр. То есть дискотеки, дискотеки и еще раз дискотеки. Этот проект сразу же вызвал неприятие акима города Юрия Литвинова и многих членов совета.
— Там такой тихий, спокойный уголок, — говорили они Верхотурову. — А ты хочешь оглушить население дискомузыкой. Неправильно!
Еще больше споров вызвало творение архитектора Каната Мусаева. Очень эффектная десятиэтажная громада гостиницы, а на ее первом этаже, почитай прямо в холле…загс (фото 2)!
— Белиберда какая-то получается! — недоумевали члены совета. — Как можно совместить гостиницу и загс? И вообще, при чем тут загс? Проводить свадьбы в центре жилого массива? Люди оглохнут от беспрерывно сигналящих машин! Да и автотранспорту на этом пятачке не развернуться.
Очень стильный проект разработал архитектор Александр Бойков. Он задумал поставить на месте летнего театра киноконцертный зал на 700 мест (фото 3). А сзади соорудить маленькую гостиницу — на 10-15 номеров и кафе.
Последним свою работу на суд общественности выставил известный карагандинский архитектор Станислав Мордвинцев. Надо признать, он постарался на совесть. Со стороны Бухар Жырау Станислав Ильич предложил построить роскошный дворец бракосочетаний (фото 4). С торца, то есть с улицы Воинов-интернационалистов, Мордвинцев спроектировал весьма симпатичный этнографический музей. С куполом и двумя башнями-минаретами. А посередине мэтр поставил гостиницу…
Сейчас архитектурно-художественный совет размышляет чей проект следует выбрать. Окончательный вердикт будет вынесен на этой неделе. А тем временем искусствовед Наталья Иванина весьма обеспокоена грядущим уничтожением летнего театра.
— В нашем городе крайне медленно накапливается культурный слой, — говорит Наталья Ивановна. — Поэтому надо очень бережно относиться к немногочисленным кусочкам истории родного края. А летний театр ее очень важная часть. В гравюрах художников 40-х годов сплошь и рядом встречается портал театра. Это своего рода визитная карточка Караганды, которую необходимо сохранить…
И, похоже, колоннада будет спасена.
— Этот вопрос изучался еще при бывшем акиме области Мажите Есенбаеве, — рассказывает директор института «Гражданпроект» Александр Золотарев. — Тогда мы отделили портал с колонами от основного здания и выдвинули его на четыре метра вперед. Так что, теперь, это самостоятельное произведение искусства. А сам летний театр восстановлению не подлежит, да и, в отличие от колоннады, никакой ценности не представляет.
Вспомнить все
КАК ЯПОНСКИЕ ВОЕННОПЛЕННЫЕ СТРОИЛИ ВИЗИТНУЮ КАРТОЧКУ КАРАГАНДЫ
75-летний пенсионер Иван Бордюгов, таксующий сейчас возле железнодорожного вокзала на своих стареньких «Жигулях», в конце сороковых годов возил доски и рамы на строительство будущего летнего театра и общался с военнопленными:
— Мне шел тогда 18-й год, — добродушно вспоминает Иван Владимирович. — Я работал на Федоровской автобазе. Была такая на Кирзаводе. Город был маленький. Румынская зона находилась на улице Сатпаева, где сейчас воинская часть. Немецкая – там, где нынче завод РГШО. А японцев держали на станции Михайловка. Оттуда они либо пешком до стройки добирались, либо мы их подвозили. Военнопленные японцы были одеты здорово, все свое носили. Они же с Северного Сахалина. Меха, куртки качественные с собой привезли. Они даже из своих материалов фуфайки шили водителям. Дашь японцу табаку или булку хлеба – так можно было выменять отличную теплую вещь. А зимой я возил их на мелькомбинат. Они чистили там железную дорогу. Японцы все такие юркие, маленькие, в кузов моего грузовика десятками помещались. Как доезжали до места, останавливались, борты открывали, они в миг и «выпадывали» все наружу. Помню, на Мелькомбинате им давали по 100 грамм спирта и по куску хлеба в 200 грамм. Так они брали, хлеб крошили в спирт и ложками эту похлебку ели. Мы аж глаза вытаращивали, думали: «Е-мое, вот это дают японцы!» Мы спросили у одного, что же это такое. А он объяснил: «Когда так пьешь – это не холосо. А когда кушаешь с хлебом, и тут холосо, и тут холосо», — подражая японскому акценту, Иван Васильевич показал сначала на голову, а потом на живот. – Мы тоже попробовали согревать кровь как японцы. И в самом деле хорошо. Лучший способ не замерзнуть.
Всего на сайте опубликовано 63832 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.