Страшная трагедия произошла в прошлый вторник на пригородной трассе. Еще минут пятнадцать пути – и каждый пассажир вышел бы из злополучного бусика, поспешив по своим делам. Полтора десятка жителей Абая торопились в Караганду, кто-то на работу, кто-то на учебу…
Было девять часов утра. Падал первый в этом году снег. Дорогу прихватило гололедом. Оранжевая маршрутка уже приблизилась к основной трассе, к перекрестку Караганда-Сарань-Абай. Машина едва успела завернуть, но тут ее «вынесло» на встречную полосу. 41-летний водитель не справился с управлением, и его автомобиль завертелся на скользкой дороге.
В это время из Караганды в Сарань несся большой пассажирский автобус 127-го маршрута. Сидевший за его рулем Талгат Картабаев вовремя не затормозил. Тяжелый междугородний автобус буквально протаранил собой легкую «маршрутку», смяв боковую дверь. От мощного удара бусик перевернулся.
— Я ехал домой в Сарань, — рассказывал через час после аварии пассажир автобуса, мужчина в камуфляжной куртке, представившийся Александром. – Когда произошло столкновение, все мы побежали к перевернутой машине, стали вытаскивать людей. Те, у кого были сотки, потратили все свои единички, чтобы дозвониться в «скорую», в полицию. Одна женщина, когда ее доставали из раскуроченного салона, все повторяла, чтобы позвонили к ней домой, сказали, что с ней все в порядке.
…Белый снег сплошной пеленой покрывал опрокинутый на левый бок оранжевый бусик, лежащий посреди битого стекла и луж солярки. Вокруг суетились врачи в белых халатах и полицейские с рациями. На земле — три окровавленных тела. Выживших развозили по больницам. Когда на перекресток приехали спасатели с ломом, им оставалось только извлечь из покореженной кабины тело водителя.
На месте крушения сразу погибли четыре человека. Одного не довезли до больницы. Еще три пассажира скончались в тот же день в реанимации. Двое умерли позже. Десять смертей. Трое из погибших – студенты карагандинских вузов.
Еще шесть человек в тяжелейшем состоянии лежат в реанимационных отделениях. Врачи говорят о множественных травмах: у пассажиров маршрутки переломы по всему телу: от основания черепа, до пяток.
В обстоятельствах трагедии сейчас разбирается дорожная полиция. Одной из причин аварии могла стать летняя резина на колесах бусика, которая не удержала его на обледеневшем шоссе. Следствие от комментариев пока воздерживается.
Единственная официальная реакция управления дорожной полиции на случившееся последовала через день после автокатастрофы. В городе было распространено обращение к карагандинским водителям:
«Будьте предельно осторожны, — призывали полицейские. — Днем дороги покрываются мокрым снегом, ночью подмерзают и покрываются льдом. Вождение в таких условиях очень осложнено. Тем водителям, которые чувствуют себя неуверенно в этой ситуации, лучше свои машины пока поставить. Тем, кто ездит в любое время года, необходимо в первую очередь как можно быстрее перестроить свое сознание на особенности зимнего вождения и подготовить свои автомашины к зиме».
Хотелось бы надеяться, что это предупреждение поможет остановить роковую череду аварий, с начала месяца будоражащих город. Три столкновения автомашин, перевозящих пассажиров. Тринадцать жертв всего за восемь ноябрьских дней.
ЖУТКАЯ СТАТИСТИКА
Эту страшную цепь смертей начала ранним утром 3 ноября авария на майкудукской трассе возле ХМК. «28-ая» «Газель», столкнувшись с «Фольксвагеном», перевернулась. Погиб один человек из «маршрутки».
Вечером того же дня на перекрестке возле восстановительного центра случилось еще более страшное несчастье. «145-й» автобус влетел в боковую дверь бусика 02-го маршрута. Кондуктор «Газели», жена водителя, скончалась в считанные секунды. Одному из пассажиров оторвало голень. Он умер на следующее утро после экстренной операции. Остальные получили различные повреждения. С черепно-мозговой травмой в коме два дня находилась беременная женщина. Сейчас ее перевели в нейро-хирургическое отделение. Ее жених с переломом берцовой кости лежит в больнице им. Макажанова.
Утром в минувшую субботу автобус 40-го маршрута на перекрестке близ улицы Волочаевской возле монумента «Суюнши» не вписался в поворот и врезался в рекламный билборд. Три человека получили ушибы. 21-летняя пассажирка, которую от удара выбросило через лобовое стекло, потеряла сознание. Девушку в шоковом состоянии отвезли в восстановительный центр, где выяснилось, что ей угрожает прерывание беременности.
В понедельник, 17 ноября, случилась еще одна авария. В районе санатория «Березка» две «Газели» столкнулись с двумя грузовиками. К счастью, никто из пассажиров не пострадал.
Контрольный звонок
А вы не боитесь ездить в маршрутках?
Что же такое творится с нашими маршрутками и автобусами? Роковое стечение обстоятельств, или жертв все-таки можно было избежать? Существуют ли какие-то другие, более действенные способы предотвращения дорожных трагедий, кроме как полицейские призывы к сознательности водителей? Об этом мы спрашивали на минувшей неделе карагандинцев.
Директор службы управления пассажирским транспортом Евгений Кирсанов:
— Конечно, я езжу в общественном транспорте. Я что, не от мира сего? Хотя у меня есть машина, и личная, и служебная. И что? Да я всю жизнь пользуюсь пассажирским транспортом! И на маршрутки, бывает, сажусь.
Я считаю, любая авария – это на сто процентов только человеческий фактор. Аварии-то отчего бывают? Водитель принял неправильное решение. Вот вы, иногда даже, допустим, готовите дома обед, порезали руку. Это можно было предотвратить? Что можно сделать, чтобы аварий не было? Остановить автомобильный транспорт, тогда аварий точно не будет. Уж какие меры безопасности принимаются в авиации, и то самолеты падают. Какие жесткие условия в железнодорожном транспорте! И то аварии случаются.
Заведующий приемным отделением специализированной травматологической клинической больницы им. Макажанова Мейманкул Тлемисов, хирург, в чьи руки чаще всего попадают жертвы аварий:
— Все мы ездим и в автобусах, и в маршрутках. В часы пик транспорт бывает переполнен. Поэтому лично мое мнение – должно быть больше машин на маршрутах. Если будет больше собственников, которые зарабатывают перевозками, тогда и задумаются о качестве сервиса.
Сейчас начался гололед, и аварий стало больше. Но проблема заключается не в гололеде. Он будет всегда. От природных явлений никуда не денешься. Вопрос надо решать по-другому. Во-первых, власти должны ужесточить контроль над фирмами, которые занимаются пассажирскими перевозками. И спрашивать надо не с водителя, потому что он пешка, а с хозяина фирмы. Сегодня он одному машину сдаст, завтра – другому. Необходимо сделать более строгой проверку технического состояния автомашин. Во-вторых, я считаю, аварии происходят из-за того, что нет у наших дорог хозяина. Потому и не с кого спрашивать. В-третьих., если бы за каждым участком был закреплен конкретный дорожный инспектор, на каждом опасном перекрестке стоял бы пост ГАИ, они бы лично отвечали за безопасность на дорогах.
Депутат Мажилиса парламента Шаймерден Уразалинов:
— Раньше я в Астану ездил на газели, но теперь, когда электричку пустили, пользуюсь железной дорогой. А «Газель» очень опасна, особенно в зимний период. Однако люди вынуждены ездить. Куда деваться?
В первую очередь здесь нужно поднимать вопрос о «Газелях». Они, конечно, разрешили проблему пассажирских перевозок. Но их нужно контролировать. Я давно говорил об этом. Автопарки сейчас все стали частными, но у них хорошая материальная база. Они постоянно тратятся на техническое обслуживание, работу диспетчерской службы, аварийной службы, на контроль над состоянием водителей перед выходом на работу. Другое дело – частный извоз. Хозяева «Газелей» часто ничем не обременены. Будем так говорить, под забором ставят свой транспорт после работы, утром выходят на линию, непонятно, в каком состоянии. Потом огромное значение имеет качество подготовки водителей. В частном извозе работает много непрофессионалов, не имеющих опыта. Все это в конечном счете отражается на безопасности движения. И потом, жажда заработать деньги, борьба за пассажиров на дорогах ни к чему хорошему не ведет. Я считаю, что водители должны объединятся в ассоциации и следить за подбором кадров, их профессионализмом, медицинским состоянием. Должны быть жесткие правила, если мы хотим обезопасить наших граждан.
Директор НУ «Рейс» Кайрат Альжанов:
— Сам я часто остаюсь без машины и езжу на пассажирских «Газелях». Я считаю, что пользоваться «маршрутками» не более опасно, чем автобусами.
Аварии же в это время года — обычное явление. И раньше при первом гололеде они всегда были. Тем более, дороги сейчас отремонтированы. По хорошей дороге водителям хочется ехать быстро. Я думаю, что сегодня 60 километров в час – это слишком большая скорость для нашего города. Нужно ее еще ограничить. Как предотвратить аварии? Посыпать дороги вовремя землей. Естественно, полицейские должны проводить рейды. Ужесточать меры и строго наказывать за нарушения правил дорожного движения.
Кстати
ДАВИ НА ГАЗ?
Полицейские предлагают повысить допустимую скорость движения на загородных автотрассах
Начальник Департамента дорожной полиции МВД Республики Омирзак Тусумов считает, что необходимо ужесточать ответственность водителей. 13 ноября на пресс-конференции в Астане главный «гаишник» страны заявил, что уже разработан и внесен в Правительство проект изменений кодекса об административных правонарушениях. Поправки предполагают начисление пени за несвоевременную уплату штрафов, увеличение самих штрафов и лишение прав злостных нарушителей.
Вместе с тем, дорожные полицейские предлагают повысить допустимую скорость движения на загородных автотрассах. Для легковых автомобилей – до 120 км/ч, для междугородних автобусов – до 110 км/ч. «Мы хотим устранить лишние «придирки» наших полицейских. В последнее время повысилось качество дорожного покрытия и, естественно, увеличилась скорость движения», — пояснил г-н Тусумов.
А в это время…
ОФИЦИАЛЬНЫЙ НАГОНЯЙ
В понедельник, 17 ноября на аппаратном совещании аким области Камалтин Мухамеджанов устроил капитальный нагоняй всем службам отвечающим за безопасность дорожного движения и пассажирских перевозок. Комиссии по транспорту при акиме области Камалтин Ескендирович велел срочно собрать всех перевозчиков и провести с ними профилактические беседы. Пусть наведут порядок на своих предприятиях. Чтобы все маршрутки и автобусы выезжали на линию только после тщательного техосмотра, на дороге не гоняли и соблюдали интервал движения.
Но все это — только предварительный этап. Всерьез за водителей и руководителей автопредприятий возьмутся чуть попозже. Ибо весь декабрь аким распорядился объявить месяцем безопасности дорожного движения. А чтобы этой самой безопасности добиться, придется попотеть гаишникам. Усиленные наряды дорожных полицейских будут дежурить чуть ли не каждом перекрестке. И безжалостно штрафовать за превышение скорости, перегруз, нерабочие габаритные огни и т.д. Также Камалтин Мухамеджанов приказал тщательно расследовать случаи последних аварий и виновных в этих ДТП — будь то простой водитель или его начальник обязательно привлечь к уголовной ответственности.
Скорбный список
Десять погибших — вот страшный итог дорожной автокатастрофы на саранской трассе. Любимый сын, любимая дочь, мать, отец… На прошлой неделе абайцы прощались со своими безвременно ушедшими земляками.
Вероника Мудрая. Ей было всего 16. Девушка училась на втором курсе в колледже Карагандинского финансового института, готовилась стать оценщиком-экспертом.
Александр Малышев. За неделю до трагической гибели Саша отмечал свое 20-летие. Он учился в КарГТУ по специальности «Организация дорожного движения и перевозок».
Анастасия Жук. 21-летняя студентка заканчивала Карагандинский государственный технический университет.
Асель Катпанова. Асель Касеновна работала врачом в учреждении АК-159-5. Ей было 25 лет.
Эвелина Скворцова. 28 октября Эвелине Аркадьевне исполнилось 37 лет. Она закончила Хабаровский институт народного хозяйства и работала в дилинговом Центре г. Караганды. Без материнского тепла остался ее 11-летний сын Максим.
Ирина Куприна. Ирина Евгеньевна окончила факультет высшей математики КарГУ и работала менеджером в развлекательном центре «Fantasy World». Мать троих дочерей. Ей было 38.
Ирина Лукомская. 38-летняя Ирина Евгеньевна вместе с мужем воспитывала дочь и сына. Была ласковой матерью, заботливой супругой.
Наталья Мамонтова. 41-летняя Наталья Алексеевна работала завучем в специализированной детско-юношеской школе Олимпийского резерва в Абае. Была мастером спорта по настольному теннису.
Владимир Никишин. 41-летний Владимир Алексеевич с 1996 года работал таксистом. Был женат, воспитывал двоих детей.
Фарит Хабибулин. Восемь дней не дожил Фарит Набиюкович до своего 44-го дня рождения. До 1984 года работал на шахте проходчиком. Потом ушел на пенсию по инвалидности. И снова устроился на шахту слесарем ламповой. Без надежной опоры осталась семья Фарита Набиюковича.
Редакция газеты «Новый Вестник» выражает глубокие и искренние соболезнования семьям и близким погибших.
Всего на сайте опубликовано 64067 материалов.
Посетители оставили 247098 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.