Еще всего лишь в течение двенадцати дней у карагандинцев есть возможность увидеть подлинники литографий известнейшего английского художника и скульптора Генри Мура, чьи работы на западных аукционах продаются сейчас за тысячи долларов. Любопытно, что вернисаж Мура в нашем городе состоялся спустя два месяца после того, как одна из скульптур мастера — национальное достояние Великобритании — была дерзким образом похищена.
Организовавшие выставку Британский совет и центр современного искусства Дешт-и-Арт планировали развесить дорогостоящую коллекцию в просторных залах Музея изобразительного искусства. Однако накануне там случился очередной потоп. Два раза в год в областном музее рвутся засорившиеся канализационные трубы. И нередко бывает, что сточные воды заливают экспонаты. Если наша местная культура уже давно привыкла к лужам, вздувшемуся паркету и характерному запаху, от англичан трудно было ожидать подобной терпимости. Хотя вода на этот раз не проникла в сам выставочный зал, британцы не рискнули развесить оригинальные работы Генри Мура в помещении с повышенной влажностью. В самый последний момент экспозицию перевезли в здание Союза художников.
«Я МОГ РАЗГЛЯДЫВАТЬ НОГИ ВСЕХ ДЕВЧОНОК»
На выставке в «Союзе художников» можно посмотреть не только графические работы Генри Мура, но и телефильмы, в которых всемирно известный художник рассказывал о себе.
Еще при его жизни телекомпания Би-Би-Си сняла про знаменитого англичанина несколько документальных картин. Тогда Генри Муру было 76 лет, мастер вспоминал, как он, седьмой ребенок в семье шахтера, посещал государственную школу, где девочки и мальчики учились вместе.
«Восприятие формы связано у каждого с восприятием секса, — говорил Генри Мур. — Частью моей подготовки как скульптора в ранние годы было посещение смешанной средней школы, где я мог разглядывать ноги всех девчонок. В 12-13 лет я мог сказать про любую девчонку в школе, кто она такая, если бы мне всего лишь показали ее ноги от колена и ниже. Наполненность формы, ее упругость – все это связано с сексом. И притом безотчетно, над этим не надо ломать голову. Выпуклость, тугая, щедрая полнота связаны с детством, с грудью матери и так далее. Это неизбежно».
Приехавший из Англии специально на карагандинскую презентацию экспозиции представитель фонда Генри Мура Дэвид Митчинсон рассказывал, как долго скульптор шел к славе:
— Пресса называла его большевиком, — сообщил мистер Митчинсон. — Газеты писали, что у него большевистское искусство. Потому что это считалось самым страшным оскорблением. В Англии тогда был очень небольшой круг истеблишмента от искусства, пусть газеты критиковали Мура, его коллеги никогда этого не делали.
Не обращая внимания на обидные ярлыки, скульптор продолжал ваять.
«ДРУГОЙ ВЫШЕЛ БЫ ИЗ СЕБЯ»
Прославился Генри Мур только к сорока годам. Его работы стали приносить хороший доход. Дэвид Митчинсон стал секретарем художника, когда того признал уже весь мир.
— Мы познакомились в 1968 году, — вспоминает искусствовед. — Тогда ему было 70 лет. Он был трудоголиком, никогда не останавливался. Он был самым нетерпеливым человеком, которого я когда-либо встречал. Но он очень критично относился к себе. Если какая-то работа не удавалась, он просто разбивал ее. Он был очень простым человеком. Однажды я зашел к нему в студию. Там царил ужасный беспорядок. Он попросил меня прибраться. Я разорвал какие-то бумаги, полагая, что это мусор. Я не перевернул их, а на обратной стороне там были очень важные рисунки. То есть я порвал несколько оригинальных работ. Но Генри Муру было, в принципе, все равно. Другой художник на его месте вышел бы из себя. А Генри Мур просто подобрал обрывки и составил из них коллаж. Он был абсолютно невпечатлительным, простым и дружелюбным человеком. К тому же -настоящий джентльмен. Он был очень привержен традициям. К примеру, я всегда ношу галстук, потому что он носил галстук. Всегда и везде, даже в своей грязной студии, где он работал с гипсом, он выглядел безупречно – в пиджаке и галстуке. У него был очень строгий распорядок дня, за которым строго следила его жена Ирина. Не важно, что он делал, с кем он был, но в час он обязательно должен был явиться к столу на обед. Она это постоянно контролировала. Они были идеальной парой. Хотя она всегда была в тени, Ирина очень много значила.
НАВЯЗЧИВЫЕ ИДЕИ
Пока супруга обеспечивала быт своему мужу-гению, Генри Мур пребывал в мире форм и объемов. Основные мотивы творчества Мура, которые теперь перечисляются в справочниках по искусству Великобритании, сам скульптор называл не иначе как «навязчивыми идеями».
Мастер очень любил ваять и рисовать головы в шлемах. Его всегда занимала идея включенности одной формы в другую. «Можно было бы построить карьеру только и делая, что создавая фигуры, заключенные в других фигурах», — размышлял Мур.
Эта же идея развивалась и во множестве скульптурных групп матери и ребенка, где большое тело выступало в качестве защиты по отношению к меньшему.
Спустя несколько лет после смерти Генри Мура его произведения стали стремительно дорожать, композиции скульптора вызвали ажиотаж среди коллекционеров.
— Последние пять лет цены на аукционах просто астрономические, — говорит представитель фонда Генри Мура. — В конце прошлого одна маленькая скульптура была продана более чем за миллион фунтов стерлингов.
Речь идет о мраморной статуэтке «Мать и дитя» высотой около 22 сантиметров. Мур создал ее в 1931 году. В том же году ее купил один из частных коллекционеров всего лишь за 18 фунтов стерлингов.
ДЕРЗКОЕ ПОХИЩЕНИЕ
А еще художника не оставляла идея почти соприкасающихся предметов. Генри Мур отлил множество скульптур, изображающих полулежащие фигуры. Одна из таких фигур была похищена из парка скульптур фонда Генри Мура в графстве Хартфордшир 15 декабря прошлого года. Из-за целого ряда обстоятельств эта кража войдет в разряд тех, которые именуют «похищениями века». Скульптура «Полулежащая фигура», созданная в 1970 году, считалась национальным достоянием Великобритании. Дерзость преступников, чьи действия засняла видеокамера наблюдения, поражает. На пленке видно, как на охраняемую территорию совершенно беспрепятственно въехал грузовик. Трое мужчин при помощи небольшого подъемного крана погрузили скульптуру длиной 3,5, высотой 2 метра и весом две с половиной тонны с наземного постамента в машину. А затем столь же хладнокровно покинули территорию культурного фонда Генри Мура. Кражи монументальной скульптуры в мире крайне редки. В отличие от картин скульптуры тяжелы и громоздки. Похищенная «Полулежащая фигура» до сих пор не найдена.
— Мы все еще не знаем, что с ней, — говорит Дэвид Митчинсон. — Существует множество теорий. Некоторые говорят, что ее украли на переплавку. Другие полагают, что украли ради выкупа. Но мы не знаем истинного мотива преступников. Никаких следов! Скульптура очинивается в три миллиона фунтов стерлингов, а стоимость бронзы из которой она сделана, – всего около пяти тысяч. Мы же предложили награду в сто тысяч. Какой смысл переплавлять скульптуру, чтобы получить пять тысяч за медь, если от нас можно получить сто тысяч? Она была украдена из нашего фонда, который находится к северу от Лондона. Но если вы оттуда поедете на восток или на юг, попадете в промышленный район, где много доков. Я думаю, в одном из контейнеров, которых там тысячи, она и находится. Люди, которые украли скульптуру, похитили также и грузовик, и подъемный кран. Но, опять же, стоимость подъемного крана выше стоимости бронзы. То есть за кран они бы получили гораздо больше, чем за бронзу. Если у вас не криминальный склад ума, вам очень сложно понять похитителей. Они не смогут легально продать скульптуру, потому что она слишком известна. А если они ее расплавят, выручат совершенно небольшую сумму.
Выставка литографий Генри Мура продлится до 5 марта в зале Карагандинской областной организации Союза художников по адресу улица Комисарова, 35 а.
Всего на сайте опубликовано 63824 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.