24-летний стажер-инструктор Карагандинской федерации парашютного спорта Роман Куатбеков погиб 26 августа во время буксировки парашюта. На прошлой неделе «Новый Вестник» получил документы, в которых детально проанализированы причины трагедии. В том числе и заключение независимого эксперта.
Лишь недавно Юго-Восточный отдел полиции принял решение отказать в возбуждении уголовного дела по факту смерти Романа. Прокуратура района имени Казыбек би также не нашла в этом деле состава преступления. Независимый эксперт сделал заключение, что несчастный случай произошел «в результате совокупности критических составляющих»: резкого увеличения подъемной силы, разрыва буксировочного троса, динамического срыва купола, малой высоты, на которую успел подняться парашютист.
Роман Куатбеков занимался парашютным спортом с 2005 года, на его счету было 26 прыжков с парашюта и более 100 буксировок. В тот день он решил отрабатывать точность приземления с разворотом в воздухе. Однако, у него дважды не получалось поднять парашют в воздух. После того, как спортсмены, закончив прыжки, засобирались домой, Роман снова решил повторить буксировку. Третья попытка оказалась удачной, парашют стал набирать высоту.
Во время буксировки клеванты (стропы управления парашютом) необходимо втягивать постепенно. Тогда парашют плавно поднимается в воздух. Но Роман в какой-то момент вопреки всем правилам резко втянул стропы. Парашют с силой дернулся вверх, трос натянулся и порвался, не выдержав нагрузки.
Спортсмен не мог не знать о том, что сильная затяжка строп управления во время буксировки приведет к повышенной нагрузке на трос и купол парашюта. После набора определенной высоты Роман должен был отстегнуться от троса и «уйти» в свободный полет. Видимо, он стремился подняться в небо как можно выше, поэтому и поступил вопреки инструкции. Трос оборвался в момент сильного натяжения, Роман влетел в собственный парашют и, упав на землю с высоты ста метров, разбился насмерть.
Начальник службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов аэропорта «Сары-Арка» Юрий Лопарев, инструктор 1-го класса и мастер парашютного спорта СССР исследовал парашютную систему и буксировочный фал, которыми пользовался Роман в своем последнем полете. Эксперт также опросил всех очевидцев происшедшего. И установил: парашютная система исправна, купол, стропы и подвесная система повреждений не имеют, буксировочный трос порван.
«Наиболее вероятно, что причиной несчастного случая стали неадекватные действия парашютиста на этапе набора высоты при его буксировке транспортным средством, — пишет в заключении эксперт. – Аэродинамика парашюта, для его нормальной работы, предполагает обязательное наличие вектора силы тяжести (при буксировке это сила, создаваемая движущимся транспортным средством). Набор высоты при этом осуществляется при нейтральном положении строп управления. Вполне вероятно, что гражданин Куатбеков, имея солидный опыт буксировочных подъемов и спусков, решил интенсивно набрать высоту путем максимального втягивания строп управления. При резком выполнении данной процедуры работа купола переходит в режим аэродинамического срыва, при этом кратковременно увеличивается подъемная сила купола в 2 раза (исследовано в аэродинамической трубе ЦАГИ). Нагрузка на буксировочный фал также резко увеличилась, что привело к разрыву. Мгновенно исчезла сила тяги, необходимая для наполнения купола парашюта воздухом, а опущенная задняя кромка создала опрокидывающий воздушный поток, и купол после зависания начал падать параллельно с парашютистом. При прыжках с парашютом типа «Крыло» не допускается использовать режим динамического срыва на высоте менее 100 метров. В данном случае срыв купола произошел на высоте до 100 метров».
— В данном случае ничего нельзя было сказать точно и конкретно. Именно поэтому в моих формулировках присутствует выражение «наиболее вероятная причина», — пояснил Юрий Лопарев корреспонденту «НВ». — В авиации, космонавтике и парашютном спорте очень часто одно или даже два нарушения не вызывают последствий. Если каждое из них проявится само по себе, то они устранимы. Но когда в цепочку складываются несколько нарушений штатной ситуации, они могут повлечь за собой печальный исход. Такие случаи бывают. И здесь как раз была цепочка из нескольких отрицательных факторов. Она привела к тому, что благополучного выхода из создавшегося положения не стало. Это не совсем грамотные действия парашютиста, ослабление фала, дальнейший рывок. Может быть, ветер повлиял. Есть такое понятие «сдвиг ветра» — когда поток воздуха перемещается вниз или вверх. Лет восемь назад из-за такого сдвига, сильного нисходящего потока, в Алма-Ате даже самолет упал. Воздушная среда очень непредсказуема. Возможно, попав в такую ситуацию, Роман немного резко сработал руками, и это привело к тому, что парашют потерял свое предназначение – удерживать человека в воздухе.
По словам эксперта, в подобного рода несчастных случаях, играет свою роль и психологический фактор. Начинающему парашютисту может не хватить подготовки или теоретических знаний. Но часто бывает и так, что даже очень опытные спортсмены ведут себя слишком самоуверенно, пренебрегают опасностью и теряют контроль над парашютом. Важно и то, как быстро человек принимает решения, насколько четко отработан механизм действия в нештатной ситуации. И даже секунды могут спасти жизнь человека.
Юрий Лопарев беседовал со всеми, кто видел, как проходила та самая трагическая буксировка. И сделал логический вывод, исходя из собственного опыта (у Юрия Дмитриевича за плечами более четырех тысяч прыжков с парашютом). Эксперт проанализировал: как вели себя купол и парашютист, в каком положении купол упал на землю, как располагались стропы управления. Сопоставив все факты, эксперт пришел к вероятному, как он подчеркивает, выводу: несчастный случай произошел в результате совокупности критических обстоятельств, вызванных действиями самого Романа Куатбекова.
Всего на сайте опубликовано 64082 материалов.
Посетители оставили 247099 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.