14 февраля 1983 года Таисия Бовшис встречала самых первых зрителей в только что открывшемся карагандинском цирке. В те времена главной обязанностью и заботой администратора был аншлаг в зрительном зале. Накануне дня рождения нашего цирка «Новый Вестник» попросил Таисию Маркеловну вспомнить о самых ярких впечатлениях за 24 года существования «именинника».
Конечно, в Караганду цирковые труппы приезжали и до того как построили каменно-мраморный купол. Артисты разбивали на площади громадный шатер, в этой «палатке и выступали. Поэтому цирк-шапито приезжал в Караганду только летом.
— Свое здание строили долго, почти семь лет, — вспоминает Таисия Маркеловна. – Оно было готово в ноябре 1982 года. А я пришла на работу 10 января 83-го. Цирк еще не работал, его только готовили к открытию.
До того времени Таисия Маркеловна работала технологом по хранению зерна на мелькомбинате. Но цирк любила очень-очень. Она часто приходила к строящемуся зданию и думала о том, как бы устроиться сюда работать. И мечта сбылась.
— Когда наш цирк открыли, он еще не был на финансировании у Союзгосцирка. Мы приносили свои ручки и бумагу. Не было и своих билетов. Закупали их у омского цирка по себестоимости, а потом днем и ночью вручную ставили на них наши печати, — рассказывает Таисия Маркеловна.
Первыми на карагандинской арене выступили артисты алма-атинского цирка с программой «Земля чудес». На представлении был аншлаг.
— Открытие встретили с восторгом. Люди рукоплескали стоя. У нас всегда была хорошая публика. Карагандинцы и сейчас любят цирк, некоторые на каждое представление по два раза ходят, — говорит бывший главный администратор. — Я ездила, заключала договора со школами, детскими садами, предприятиями в Караганде и городах-спутниках. Раньше было легче распространять билеты, потому что везде были профсоюзы. Они заказывали места для своих работников. В моем подчинении были и контролеры с гардеробщиками.
В то время ходить в цирк могли хоть каждый день даже те, кто получал самую маленькую зарплату. Сначала билеты стоили очень дешево – 60 копеек. Постепенно цена поднялась до двух рублей. Для сравнения, в то время средняя зарплата составляла 120-140 советских рублей. Представления давали каждый день. Перерыва в гастролях не было, ведь Союзгосцирк присылал списки программ на год вперед. Каждый месяц в Караганду приезжали новые артисты. Поэтому когда в распоряжение цирка передали гостиницу, расположенную напротив, это оказалось весьма кстати.
— К нам приезжал известные дрессировщики Багдасаров и Куклачев со своими животными. Были иллюзионисты Татьяна Кох и Юрий Кукес. Несколько раз выступал знаменитый Кио. Первой из семьи Запашных в 1984 году к нам приехала Марица. Такая отважная! У нее вышел конфликт с директором, и она бросилась на него с пистолетом. Я только видела, как она им размахивала и что-то требовала: «Дайте мне!». Может, пистолет был и не настоящий, она использовала его в номере с дикими животными. Но своего дрессировщица добилась. Впрочем, артистам и без этого всегда шли на уступки, — улыбается Таисия Маркеловна. – Среди них есть капризные люди, но большинство покладистые. Главное, чтобы условия были хорошие.
Вслед за Марицей Запашной в Караганде начали гастролировать другие члены знаменитой семьи. Но больше других Таисии Маркеловне запомнился цирк на воде.
— Прелесть! Не то, что сейчас девочки в воде плавают и все. Тогда все артисты в костюмах из фонтанов выходили. И клоуны в воде кувыркались. Раньше программы намного эффектнее были, люди добросовестнее работали. Руководство Союзгосцирка за халтуру по голове не гладило. А сейчас все как-то проще стало…
Таисия Маркеловна раскладывает на столе старые фотографии. Вот она с четырехлетним слоненком Флорой – воспитанницей дрессировщика Корнилова. Через 10 лет Флора снова вернулась в Караганду, уже с дочкой своего первого наставника Таисией Корниловой.
— Мне многие артисты говорили, что карагандинский цирк — красавец. Со многими российскими не сравнить, там здания порой старые и деревянные. И к нам артисты всегда едут с удовольствием. Раньше каждый из них приезжал со своей рабочей книжкой. В ней были расписаны номера и полагающаяся за них зарплата. Наши бухгалтеры отмечали в документе, сколько отработал артист, и выдавали зарплату. Знаменитости получали в несколько раз больше начинающих.
Животным тоже старались угодить. Перед приездом труппы администрация цирка всегда получала персональные карточки рациона каждого четвероногого артиста. В списке продуктов для слона наряду с мандаринами, яблоками, огурцами и помидорами запросто мог значиться коньяк. Порции указывались вплоть до граммов. Каждая зверушка требовала индивидуального подхода и любимых лакомств. Мясо для хищников покупали только лучшее, плохое они не ели. Второй сорт для них и не брали.
Хищники непременно участвовали в любой программе советского цирка. Перед вторым отделением на арене ставили высокие решетки. Перед ними выстраивались сотрудники со шлангами, так полагалось по технике безопасности. По словам Таисии Маркеловны эта мера предосторожности однажды оказалась совсем не лишней. Медведь во время представления за что-то рассердился на дрессировщика и поцарапал его. Сейчас таких ограждений-клеток на арене не увидишь.
— Теперь в программах не так много животных, как раньше. К тому же эти звери не агрессивные. Я думаю, все дело в стиле дрессировки, животных стали иначе воспитывать.
С развалом Союза Таисии Бовшис пришлось возглавить рекламный отдел. Люди не спешили тратить скудную зарплату на развлечения. А в 1994 году цирк объединили с филармонией. Он стал частью Карагандинского концертно-циркового объединения имени Кали Байжанова. Потом слово «цирковое» из названия вовсе убрали…
— Цирка словно бы не стало, — с грустью рассуждает Таисия Маркеловна. – Даже нашу гостиницу забрали и отдали «Валют-транзиту». Теперь артисты снова селятся по квартирам. Госцирк распался. Артисты разъехались по городам. Программы стали сборные.
Сейчас Таисия Бовшис на заслуженной пенсии. А артистов в наш город привозит концертно-цирковое объединение «Достык». Это частная компания, которую 10 лет возглавляет Николай Александрович Кирсанов.
— Я беру в аренду цирковое здание. И вижу, что у цирка много проблем. Нет нормального света и звука. Вся техника в гиблом состоянии, ее не меняли почти 25 лет! Конюшни и слоновник разбиты. Но люди, там работающие, делают все возможное, чтобы вытянуть здание на достойный уровень, — рассказывает Николай Александрович. — Но с тех пор, как цирк стал частью государственного объединения, сделать это очень и очень сложно.
Возможно, такое отношение к цирку укрепилось потому, что в Караганде нет и никогда не было своей профессиональной труппы. Но Николай Кирсанов считает, что создавать ее в Караганде не имело смысла ни тогда, ни сейчас. Люди просто не сумели бы заработать, ведь принято было считать, что зарубежные или российские артисты лучше своих. И не спешили покупать билеты на казахстанский цирк. А вот на самодеятельность ходили…
— У нас при Дворце горняков был лучший в Казахстане народный цирк на сцене. Люди участвовали в самодеятельности ради собственного удовольствия. Ездили по всему Союзу, и, естественно, никаких денег за это не получали. А артисты там были выдающиеся: дрессировщики, акробаты, воздушные гимнасты, силовые жонглеры. Наш карагандинец, шикарный клоун Репей, был нарасхват во всей стране. Коллектив постепенно распался после того, как дворец перешел к «Валют-Транзиту». Некоторые таланты подались в другие цирки, большие и профессиональные.
И все-таки в Караганде народный цирк сохранился. Теперь там занимаются дети, учащиеся школы имени Бучина. И уже не под крышей Дворца горняков, а в здании самого цирка.
А между на нашей арене собираются выступить знаменитые братья Запашные. Как сообщил директор концертно-циркового объединения «Достык», их гастроли запланированы с 8 марта по 1 апреля.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 63824 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Я занимался в Карагандинском народном цирке на сцене с1971 по 1972 год .Очень был хороший коллектив Все в основном работали на производстве или учились в школе и ВУЗах Занятие в цирке было любимым занятием .Помню фамилии МАТЮШКО ,.Олег ГАММЕР (Олег открыл и руководит цирковой студией в КАЛИНИНГРАДЕ)ЛЮДМИЛА КУДИНОВА ,Алесандр Блажных ,и Виктор Киль который вместе с напарником Михаилом с цирка перешли в акробатику и стали бронзовые призеры чемпионата СССР.Еще помню Алесандра Гак .и семью ТИССЕН с Большой Михайловки .Ируководил цирком на сцене МУНТЯН АРТЕМ АРКАДЬЕВИЧ (за точность ФИО руковдителя не ручаюсь) Если кто помнит точно пусть поправит…ХОРОШЕЕ ВРЕМЯ БЫЛО !
Александр
07 января, 2020 в 19:16