Оператор «Пятого канала» Александр Кирьянов снял два фильма про Казахстан — о таинственном, необъяснимом и дерзком. Эти работы он отправил на престижный экологический телефестиваль «Спасти и сохранить», который недавно в 12-й раз прошел в Ханты-Мансийске и собрал лучшие телевизионные экопроекты со всего мира.
«Началось все с того, что начальство вызвало меня к себе и спрашивает: «У тебя ведь есть что-нибудь о природе? Давай пошлем на конкурс», — вспоминает Александр Кирьянов. Среди «чего-нибудь» он выбрал два снятых в Казахстане фильма. В первом киноповествовании рассказывается об экспедиции в святую пещеру, внутри которой происходят загадочные вещи. Герой второго видео — весьма интересная личность, археолог из Астаны. Он пытается раскопать доказательства своей скандальной теории о том, что жизнь на земле зародилась вовсе не в Африке, как принято считать во всем мире, а где-то под Астаной.
|
ФАНТОМЫ ПОДЗЕМЕЛЬЯ
Видео о необычном месте под Семипалатинском Александр Кирьянов снимал для Карагандинского клуба туристов. Пещера Конуp-Аулие с давних пор притягивает к себе многочисленных паломников. Внутри нее — два подземных озера, в которых стремятся искупаться страждущие. Считается, что вода в тех подземных водоемах избавляет от самых разных недугов. А одно из преданий гласит, что под пятнадцатиметровой толщей воды на дне есть потайная дверь, которая ведет в еще одну, главную пещеру, ставшую склепом для самого Чингисхана. Но на скептиков из Караганды все эти легенды впечатления не произвели.
— Местные жители дремучие такие, говорили нам, что вода в подземных озерах святая. И уходит она якобы прямо в Мекку, — рассказывает Александр Кирьянов. — Какие-то фирмы уже наладили там свой бизнес. Из Семипалатинска автобусами привозят туристов-паломников. Те спускаются в пещеру, молятся, купаются. Выбегают наружу и кричат: «Мы здоровы!» Там прямо в озере валяются очки, а рядом лежат целые горы костылей. Впечатляет, конечно. Но сам я нырнуть не рискнул: вода ледяная — плюс четыре градуса. Да и опасался подцепить какую-нибудь заразу. Там ведь ежедневно купаются очень многие больные люди, прямо толпами. А потом даже пьют эту воду. И, что интересно, оказалось, что эта вода идеально чистая. По возвращении домой из экспедиции я отнес пробы пещерной воды на анализы. Специалисты после лабораторного изучения сказали: чистое горное озеро. Я поразился: сотни больных в него окунаются. Значит, как-то вода очищается в этой пещере. А как, непонятно.
«У НИХ ГЛАЗА ЗАГОРЕЛИСЬ»
Видеодневник экспедиции в пещеру показывает, как карагандинские туристы вместе с водолазами из Астаны пытались разобраться в некоторых загадках Конуp-Аулие.
— Это была очень сложная съемка, — говорит Александр. — Нужен свет, без него никак не снимешь. У нас снаружи работал генератор, который четыре киловатта выдавал — 220 вольт напряжения. Чтобы для работы было достаточно освещения внутри, приходилось по воде на лодках тащить на себе все кабели — 200 метров. Мы хотели найти подводные ходы. Местные жители нас пугали, что еще в советское время два водолаза нырнули туда, и больше их никто не видел. Наши аквалангисты на восемь метров опустились под воду, а потом испугались. Фонарь дальше не пробивал. Вода уходила под скалу. А там был провал. И мы, кто стоял на берегу, уже не видели, чтобы на поверхность поднимались пузыри воздуха. Значит, они ушли в другое место, то есть где-то есть другой грот и воздушная подушка — еще один подземный зал. Мы сделали вывод, что там есть место для исследования. Но надо очень серьезно этим заниматься.
Увлеченные загадочным подземельем исследователи не замечали, как бежало время. Они забирались в пещеру утром, а возвращались уже за полночь. И это при том, что условия в пещере отнюдь не комфортные — сырость и постоянные плюс 12 градусов по Цельсию. Замерзших аквалангистов после спуска под воду приходилось отогревать подручными средствами. Одетых в резиновые костюмы людей поливали горячей водой из больших прокопченных на костре чайников.
Впрочем, жарко там никому не было. Однако о собственном удобстве Александр Кирьянов думал меньше всего, переживая главным образом за видеокамеру. Он полностью заматывал ее полиэтиленом, вешал, словно винтовку, за плечо и вместе с альпинистами карабкался наверх. При этом ужасно боялся. Опять же не за себя, а за драгоценный груз за спиной. «Ведь камера стоит дороже, чем я сам», — смеется теперь оператор.
В финале фильма рассказывается, как к древней пещере пришла цивилизация в лице двух местных чиновников.
— Местные власти приехали посмотреть, чем мы там занимаемся, мы показали им фото и видео, — продолжает Александр Кирьянов. — У них сразу глаза загорелись. Говорят: надо же, мол, тут развивать туризм. И уже на следующий день привезли к пещере два «КамАЗа» кирпичей. Стали строить гостиницу. Я через месяц проездом был там — гостиница уже стояла, а мусор возле пещеры, что оставили паломники, убрали.
АДАМ ИЗ КАЗАХСТАНА
Второй отправленный на конкурс фильм повествует о путешествии увлеченного своей оригинальной идеей казахстанского ученого. Того самого археолога, который предложил довольно скандальную гипотезу о том, что род людской пошел из казахских степей. Сотрудник Президентского центра культуры Валерий Волошин уже много лет пытается кардинально изменить научное мнение о сроках зарождения разума на Земле. Его раскопки направлены на поиск доказательств того, что первый человек появился вовсе не на востоке Африки. По утверждению археолога, в Нура-Ишимском междуречье он нашел орудия труда древнего человека в том же геологическом слое, где лежали останки древнего жирафа, носорога и гиппариона — трехпалого предшественника современной лошади. Появление homo sapiens в Центральной Азии Волошин относит к доледниковой эпохе, ведя речь о такой давности, когда, по всем данным современной науки, рода человеческого просто не существовало.
Карагандинский оператор познакомился с Валерием Степановичем в пещере Конур-Аулие, после чего и пригласил его запечатлеть свою поездку по Юго-Восточному Казахстану. Археолог и там искал особой конфигурации камни, которые, по его убеждению, были обработаны древнейшими жителями тех земель. Ученый, оператор и водитель втроем избороздили по степному бездорожью тысячи километров.
— Мы удивлялись увлеченности Степаныча, — вспоминает Александр. — Человеку 57 лет, а он, казалось, вообще не уставал. Как-то мы с водителем лежали в изнеможении в палатке. Стояла 40-градусная жара. А Волошин весь день копал. И без конца какие-то косточки собирал, аккуратно у себя складывал. Нашел каменный наконечник стрелы. И все работал и работал. Огромную яму вырыл. Мы предлагали помочь, но он всегда категорично отказывался. Ужасная работа. Я бы археологам памятники ставил.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПЛАНЕТЫ
К сожалению, на российском экологическом телефестивале «Спасти и сохранить» ни один из представленных Карагандой фильмов не отметили. Хотя темы обеих картин отличались оригинальностью, уровень технического исполнения очевидно проигрывал. По сравнению с тем, что показывали на фестивале, съемки нашего оператора выглядели любительскими. Оно и понятно: на конкурс собрались настоящие профессионалы со всего мира.
Уже в первые часы, проведенные в Ханты-Мансийске, карагандинец понял, что попал на одну из самых престижных телевизионных тусовок. У мероприятия были богатые спонсоры — компании, добывающие на севере России нефть. Гостей принимали шикарно: с многочисленными памятными подарками и экскурсией на теплоходе.
Гран-при взяла французская киностудия «CAPA Drama» с одним из самых дорогостоящих проектов конкурса. Ее фильм «Изменение климатов, изменение времени» переносит зрителя в 2070 год, показывая, что может случиться с природой уже через полвека. Съемки с участием профессиональных актеров проходили в разных точках земного шара. Зимой снимали в Ханты-Мансийске, когда температура воздуха достигала минус сорок градусов по Цельсию. А летом — при плюс пятидесяти в Сахаре. Кроме того, полуторачасовую картину украсила великолепная цифровая графика, наглядно демонстрирующая, как трансформируется облик планеты в результате глобального потепления.
— Мы спрашивали у француза мсье Линдекера, продюсера этого фильма, каков бюджет картины, — вспоминает Кирьянов. — Он прямо не отвечал. Мы предполагали: сто тысяч долларов? В ответ он смеялся. Мы не отступались: может быть, двести тысяч? На что француз сказал: «Даже больше. Конечно, это очень дорого». Фильм снят на шикарную пленку, с помощью первоклассной аппаратуры. И делали его более двух лет…
Понятно, что тягаться с такими мастерами нашему земляку смысла вообще не было. Выступал он в своих работах сразу в нескольких лицах: и за режиссера, и за оператора, и за сценариста. На съемки потратил меньше двух недель собственного отпуска. И монтировал затем картины на домашнем компьютере.
— Уровень конкурсных работ был очень высокий. С нашими возможностями немыслимо такое снять, — разводит руками Александр. — Я бы и не стал участвовать, если бы знал заранее, что там за конкурсанты. И тут даже не в деньгах дело, а в том, что работают люди классно. Понял я, что надо стремиться к лучшему.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 63824 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
молодец, Александр. жму руку!
Аноним
25 июня, 2008 в 15:14