Ценники на табло автозаправочных станций меняются с фантастической скоростью. Литр самой ходовой марки бензина стоит уже почти целый доллар. Отечественные цены на топливо медленно, но верно движутся к мировым. Конечно, наши власти пытаются как-то их обуздать: создают «рабочие группы», вырабатывают «комплекс мер» и подписывают меморандумы с поставщиками. Даже ввели запрет на экспорт нефтепродуктов. Но цены на ГСМ приказам не поддаются.
|
ТОПЛИВО ПОДОРОЖАЛО НА 3-5 ТЕНГЕ
Что ни день, чиновники все успокаивают какими-то непонятными цифрами потребителей, напуганных всеобщим повышением цен. Официальный уровень инфляции — 6,6 процента. И как в четверг сообщил депутатам маслихата замакима области Берик Камалиев, наш показатель аж на 0,7 ниже общереспубликанского. Но как для рядового автолюбителя, так и для частного перевозчика, все эти цифры мало что значат. Их тревога измеряется совсем в других единицах: в тех, что каждый день приходится видеть на табло, заезжая на автозаправку.
За последний месяц горючее подорожало в среднем на 3-5 тенге. К примеру, по данным областного управления статистики, «народная марка» бензина АИ-80 в конце июня стоила в среднем 85 тенге за литр, тогда как сейчас на АЗС «Гелиоса» — 87 тенге, а «КазМунайГаза» — 88 тенге. АИ-93 в прошлом месяце можно было купить по 102 тенге за литр, теперь уже по 104-105 тенге. Подорожал высокооктановый бензин марки АИ-96 — 112 тенге в июле против 114 в августе. И цена дизельного топлива тоже ползет вверх — с 106 тенге за литр месяц назад до нынешних 111-115 тенге. Относительно дешевая солярка на АЗС «Гелиоса» — по 99 тенге за литр. Вот только большая ее часть отпускается по талонам, а в свободной продаже солярка — дефицит.
— Стоимость бензина и дизтоплива на наших автозаправках напрямую зависит от цены производителя — Павлодарского нефтеперерабатывающего завода, — объясняет заместитель директора карагандинского представительства ТОО «Гелиос» Виктор Курбатов. — Завод работает только на привозной российской нефти. Там «черное золото» дороже, поэтому и цены на ГСМ у нас выше. Да, конечно, в сети «КазМунайГаз» стоимость топлива немного ниже. Но и качество бензина другое. Ведь им поставляет нефтепродукты Атырауский НПЗ. А этот завод работает на казахстанской нефти и в основном выпускает низкооктановое топливо — АИ-80 и солярку.
ГОРЮЧИЕ СЛЕЗЫ ПЕРЕВОЗЧИКОВ
В условиях тотального повышения цен на ГСМ горючими слезами обливаются и наши местные автопарки — большие и маленькие. Тариф на проезд власти меняли раз в пять лет, жалуются перевозчики, а цены на автозаправках за это время в 3-4 раза выросли.
— Мы обращаемся за помощью в акиматы, — говорит заместитель директор ТОО «Манас» Данияр Исаев. — Пишем письма чиновникам о том, что находимся в критическом состоянии. А они нам отвечают: терпите. Я их, с одной стороны, понимаю: надо выполнять поручение президента по сдерживанию роста тарифов. Но пусть и они в наше положение войдут: нам из-за роста цен на бензин приходится снижать количество маршрутов на линии. И такая ситуация не только у нас, но и у крупных перевозчиков, например, как автопарк №3.
Но при всем этом нельзя сказать, что наши власти ничего для усмирения взбунтовавшихся цен не делают. Конечно, по закону регулировать сверху их нельзя. Рыночная экономика все-таки. Тут в ход идет испытанный метод мирного устного договора власти с предпринимателями.
— И недели не проходит, чтобы нас не вызвали на очередное совещание в городской или областной акимат, — рассказывает замдиректора ТОО «Гелиос» Виктор Курбатов. — И каждый раз чиновники требуют, чтобы мы снизили отпускные цены на свою продукцию. Но мы ведь не можем работать себе в убыток! Мы и так делаем минимальную наценку на топливо. А нам еще нужно содержать свой штат в более чем 500 сотрудников, менять оборудование на АЗС и получать хоть какой-то доход.
Кто-то из компаний владельцев поддается на уговоры чиновников, кто-то нет. Но большинство же, как и Виктор Курбатов, считают, что политику по стабилизации цен надо проводить наверху.
ЗАПРЕТ НА ЭКСПОРТ НЕ ДЕЙСТВУЕТ
Помнится, в начале лета премьер-министр Карим Масимов подписал постановление о запрете экспорта нефтепродуктов. Все три нефтеперерабатывающих завода, надеялся глава правительства, будут работать на Казахстан. За три летних месяца внутренний рынок страны получит столько бензина и солярки, что о ценовом кризисе и вспоминать не придется.
Кстати, 1 сентября заканчивается срок моратория на вывоз нефтепродуктов. А стабильности на рынке ГСМ как не было, так и нет.
— Я считаю, что запрет на экспорт — эффективная мера. Однако он есть только на бумаге, а на деле постановление не действует. Кто захочет вывезти нефтепродукты за границу, тот это сделает. Здесь нужен жесткий контроль сверху. Понятно, что продавать бензин за рубеж выгоднее. У нас все уже давно знают, что Шымкентский НПЗ работает на Китай, Атырауский — на Россию и другие страны. О каком насыщении внутреннего рынка в этой ситуации может идти речь?!
Пока это не признают в правительстве, казахстанцам из своего кармана придется расплачиваться и за «золотой» бензин, и за инфляцию. Складывается впечатление, что решение этой проблемы не в компетенции казахстанской власти.
Между тем потребление топлива в стране растет. Уже к 2015 году, прогнозируют специалисты, мощности существующих в Казахстане нефтеперерабатывающих заводов будут исчерпаны. И придется строить новые. Почему бы не начать сейчас? Не зря как-то Владимир Школьник заявлял, что «иметь всего три НПЗ на весь Казахстан — это смешно».
* * *
Наши власти продолжают ломать голову над тем, как обуздать цены на ГСМ. Но ситуация может стать еще более серьезной. Подорожание бензина, думается, ведет к увеличению транспортных расходов, а далее в этой цепи — скачок цен на продукты и услуги, на коммуналку и проезд в общественном транспорте. Все это казахстанцы испытывали на себе уже не раз.
Только цифры По данным Министерства энергетики и минеральных ресурсов, за первое полугодие 2008 года на нефтеперерабатывающих заводах Казахстана произвели 1335,1 тысячи тонн бензина. Это составляет 97,2 процента по сравнению с прошлым годом. Дизельного топлива в первом полугодии произведено 2076,2 тысячи тонн. Это на 7,2 процента больше, чем в первые шесть месяцев прошлого года. |
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 64067 материалов.
Посетители оставили 247098 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Простой пример!
Не давно на заправке Седа вдруг подешевел Бензин АИ- 93, стоил 97 тенге, заехал начал заправляться, заправщики сказали заливай до полна, после обеда бензин подорожает, потому что комиссия уже уедет и цена вернется обратно на свое место. Так и было, вечером цена бензина марки АИ 93 стоила уже 104 тенге.
-Что сказать не знаю!!!
Аноним
27 августа, 2008 в 15:37
А чтож на снимке КАЗМУНАЙГАЗ? У них 93 бензин самый дешевый!
Аноним
27 августа, 2008 в 15:56
Гммм…. На снимке четко видно логотип Гелиоса….
Аноним
27 августа, 2008 в 18:16
Каждый год отно итоже…
Все всё прекрасно знают: по каким схемам идет торговля бензином. Только вот государство делает вид «что понятие не имеет почему бензин дорожает». Потому что государство — это чиновники, а чиновники тоже хотят есть, и их семьи хотят есть, есть хорошо, сытно, ездить на новеньких иномарках, ну и так далее в геометрической прогресии…
Аноним
30 августа, 2008 в 01:28
Повышения цен на ГСМ уже давно нет, наоборот идет тенденция к снижению, что это не компетентность корреспондента или чей-то заказ?
Аноним
01 сентября, 2008 в 13:36