В понедельник, 8 декабря, с опережением на год, в Караганде открыли новое здание Казахского драматического театра. Несмотря на спешку, получилось впечатляюще.
Конечно, многим карагандинцам до сих пор трудно смириться с тем, что Летний театр, памятник деревянной архитектуры, более полувека украшавший центр города, пошел на дрова. Как ни крути, а он был одним из символов Караганды. Вот и на открытии нового театра главный гость праздника Нурсултан Назарбаев не удержался от ностальгических воспоминаний: «Я хорошо помню, что было здесь раньше — деревянный концертный зал». Увы, время оказалось безжалостно к памятнику, построенному в конце 40-х японскими военнопленными. И несколько лет назад властям пришла в голову мысль избавиться от ветхого сооружения. О том, что на его месте можно построить другой театр, никто тогда и не помышлял. Землю решили передать в частную собственность. Однако учитывая то, что это все-таки самый центр города, чиновники поставили условие: новое здание, которое построит здесь покупатель земли, обязательно должно быть культурно-досуговым.
ЗДЕСЬ МОГ БЫТЬ СУПЕРМАРКЕТ
Вариантов того, что следует построить на этом месте, перебрали множество. Пришлось даже проводить конкурс среди архитекторов. Одни хотели возвести на месте Летнего театра киноконцертный зал или этнографический музей. Другие настаивали на дискоклубе, гостинице, дворце бракосочетаний. Но победу в конкурсе одержал известный карагандинский архитектор Александр Титарев, спроектировавший на спорном пятачке современный кинотеатр. С большим залом на 300 зрителей на первом этаже и четырьмя маленькими залами на 100 человек на втором. Именно его проект должна была воплотить в стекле и бетоне одна алматинская фирма, выкупившая землю под театром. И вдруг горожане узнают, что на этом месте собираются строить… огромный супермаркет с пятью сотнями бутиков, многочисленными складами и автостоянкой. Проектируют его архитекторы из Турции, но при этом они почему-то прикрываются именем Александра Титарева, который о супермаркете ни сном ни духом. Творческая интеллигенция дружно выступила против еще одного магазина, пусть и очень большого, в центре города. Тут бы алматинцам придержать коней, поискать компромисс. Но они, закусив удила, чуть ли не силой стали продавливать свой проект, видимо, полагая, что никуда карагандинцы не денутся — пошумят и смирятся. Позже я не раз слышал от работников властных структур, что именно на этом алматинцы и погорели. На каком-то этапе они не только перестали считаться с мнением местных архитекторов и искусствоведов, но и начали игнорировать саму городскую власть. Например, был такой случай. Юрий Литвинов, бывший тогда акимом Караганды, поехал в командировку в южную столицу. И заодно решил посетить центральный офис фирмы-застройщика — обговорить кое-какие детали. Но Юрия Михайловича… не приняли. Пришлось градоначальнику возвращаться домой ни с чем.
— Как так? — обиделся тогда за Юрия Литвинова Камалтин Мухамеджанов. — Ты отдал им самое лучшее место в Караганде, можно сказать, сердце Сары-Арки. А они с тобой встретиться не захотели! Сделай так, чтобы они тут не строили! Кто-нибудь другой возведет нам кинотеатр — не сомневаюсь, желающие найдутся.
ПАРУСНИК ИЛИ ЛЕТАЮЩАЯ ТАРЕЛКА
А вскоре ветер задул с другой стороны. Стало известно, что правительство готово выделить Караганде два миллиарда тенге на строительство здания для Казахского драматического театра имени Сакена Сейфуллина. А лучшего места для такого объекта не найти. Тем более что Летний театр к тому времени уже снесли, а построить на его месте супермаркет еще не успели. Прокуратура, мирно дремавшая на протяжении нескольких лет, когда чиновники обсуждали снос Летнего театра, а потом и рушили ветхое здание, вдруг оживилась: «Ай-яй-яй, тут же памятник архитектуры стоял, куда дели?» Памятники-то у нас по закону неприкосновенны. Их ни продавать, ни дарить, ни тем более рушить нельзя. Точно так же неприкосновенна земля, на которой эти самые памятники стоят. Следовательно, городской акимат не имел права продавать землю под Летним театром. Посему незаконную сделку надлежит расторгнуть и «привести стороны в первоначальное состояние». Прокуратура обратилась в межрайонный экономический суд и быстренько выиграла дело. Земля вернулась государству. А Юрия Литвинова потом объявили крайним и усадили на скамью подсудимых. Но то другая история, которая к строительству театра отношения уже не имеет.
Хотя и со строительством поначалу было много интресного-непонятного. Когда стало окончательно ясно, что театру быть, карагандинские архитекторы начали рисовать проекты и готовиться к конкурсу. А как же еще выбрать самую достойную работу? И вдруг наши зодчие случайно узнают, что областной департамент культуры уже провел конкурс на лучший проект и определил победителя. Причем победила работа настолько слабая, что, когда начался скандал, власти не стали сопротивляться и пошли навстречу архитекторам. Результаты конкурса признали недействительными и объявили новое состязание. Каких работ там только не было! Победи они — и сегодня театр каздрамы мог бы быть в форме парусного корабля. Или походить на летающую тарелку. Правда, не совсем понятно, какая может быть связь между Казахским драматическим театром имени Сейфуллина и мореходством или космосом. Может, поэтому лучшей в итоге признали работу Каната Мусаева. Очень уж впечатлило жюри его здание с пирамидой-террикоником. Конечно, Сейфуллин и терриконики тоже не очень сочетаются, зато Караганда — шахтерская столица.
ПИРАМИДА ВМЕСТО ТЕРРИКОНИКА
Здание, спроектированное Мусаевым, и стали строить. Заминка вышла лишь одна, да и то в самом начале — когда рабочие попытались демонтировать старый фундамент, оставшийся от Летнего театра. Тут-то и оказалось, что японские военнопленные в свое время не пожалели бетона и основание под хрупкую деревянную конструкцию концертного зала заложили не на века — на тысячелетия. Думали даже привлечь саперов, но взрывать в центре города не рискнули. Кое-как сваи вытащили с помощью техники. Когда акиму области показали эти отрытые громадины, г-н Нигматулин настолько впечатлился, что распорядился их не выбрасывать, а положить в надежное место.
— Думаю, после того, как театр будет построен, мы их поставим где-нибудь рядом, — сказал он. — Карагандинцы должны это видеть…
В дальнейшем работа шла споро. И даже в самые сложные времена, когда в стране вдруг резко подорожали стройматериалы, а с рынка пропадал цемент, власти обеспечивали стройке зеленый свет. Более того, кризис только подстегнул подрядчиков, заставив их работать еще быстрее. Ведь чем дольше строился театр, тем он становился дороже. И без того объект, оцененный сначала в два миллиарда тенге, обошелся казне в три миллиарда. Если бы стройка продлилась еще год, вышло бы еще на миллиард больше. А несколько недель назад и без того спешащим рабочим пришлось еще больше поднажать — стало известно, когда именно в Караганду приедет президент, и властям очень уж хотелось порадовать главу государства новым зданием. Дескать, смотрите, у всех кризис, а мы театр открываем. Поэтому стройка шла круглосуточно. По старой традиции на помощь работягам-профессионалам бросили бюджетников. Они, может, плитку ровно класть и не умеют, зато их много. Да и подсобных работ, не требующих особой квалификации, хватало. Энтузиасты от госструктур выносили из помещений мусор, драили стекла, полировали полы. В последние дни передвигаться по театру можно было только в бахилах…
— Я, признаться, очень боялся, что из-за спешки пострадает качество, — говорит архитектор Канат Мусаев. — Да и среди знакомых пессимистов хватало. Они советовали не спешить. Но у нас все получилось. И я думаю, что театр построен на совесть. Ведь над ним столько людей работало. В общем, я доволен. В советские времена, если построенное здание хотя бы на 20 процентов соответствовало тому, что задумывал архитектор, мы прыгали до потолка. А тут соответствие процентов на 80!
Если говорить о том, что именно пришлось изменить архитектору в процессе строительства, то это в первую очередь терриконик. Тот самый, из-за которого работа Каната Мусаева и приглянулась жюри. В конечном варианте терриконик заменили на пирамиду из металлоконструкций. Так захотел президент.
— Моему старому товарищу Николаю Дрижду (в прошлом руководителю объединения «Карагандауголь» — авт.) терриконик, наверное бы, понравился, — сказал Нурсултан Назарбаев на открытии театра. — Но все же я сказал: пусть лучше будет пирамида, как в Астане.
Да, собственно, не так уж и важно, будет ли венчать новое здание пирамида или терриконик. В театре главное — сцена и зрительский зал. И своей сценой артисты каздрамы могут гордиться. Ее делали с учетом самых современных достижений в сфере акустики. Делали в Санкт-Петербурге, а потом перевозили в Караганду, где ее собирали питерские мастера. Что же касается зрительских залов, то их в новом театре два — малый, на 200 мест, и большой, рассчитанный на 700 человек. У каждого артиста есть своя гримерная — роскошь ранее неслыханная, ведь до этого им приходилось делить одно здание с театром имени Станиславского. В новом театре есть даже несколько гостиничных номеров — для приезжих артистов. Так что артисты новоселью рады. Ну а уничтоженный Летний театр… Он уже история, о которой однажды забудут.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 63824 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Хорошая новость. Хоть, что-то нужное в Караганде построили.
Вася
10 декабря, 2008 в 17:14
Да ужжжж.Театр это конечно хорошо, только вот что там будет происходить? В Караганде , что есть актеры,или режиссеры? И что за спектакли там будут показывать????
Ксюня
16 декабря, 2008 в 02:33
Ксюня, а Вы вообще из Караганды? Если да, то Вам должно быть известно, что актеры двух театров — русского драматического и каздрамы, ютились в одном здании театра Станиславского. Теперь у каждого из театров будет свое здание. А об актерах и режиссерах не беспокойтесь, они есть. И спектакли постоянно идут как на русском, так и на казахском языках… И Караганда Вам, не деревня какая-нибудь, милочка…
Карагандинец
18 декабря, 2008 в 23:23
Может быть я чего то недопонимаю, но думаю, если уживались до этого 2 театра под одной крышей, то зачем нужно было вкладывать такие деньги на постройку отдельного? Для города это конечно показатель уровня культуры, но не первостепенная важность.Можно было бы найти и более достойное применение потраченным средствам. А так — очередная показуха и всего лишь.
Diz
31 декабря, 2008 в 08:17
да Ксюня, ты вообще с караганды? я вот работал в этом театре, я его строил! работал под руководством тех самых питерцев которые занимались аккустикой. я был светотехником. Мы сделали качественное здание, там установленно суперсовременное оборудование! я с гордостью каждый день смотрю на наше детище когда проезжаю мимо. а театр нужен, потому что непорядок, когда 2 театра ютятся в одном здании
Андрей
10 января, 2010 в 00:51