Из одежды на двух подругах — только теплые кофты. Девушки скучают на футбольном поле. Мужики не обращают на них никакого внимания. Эту фотографию сделал признанный на Западе фотохудожник Гарик Аванесян. В молодости он жил Темиртау, состоял там в фотоклубе «Сплав». С тех пор прошло много лет, Аванесян уехал в Чехию, сделал там карьеру. Сейчас вся Европа съезжается на его мастер-классы учиться снимать «ню». Он завален работой. Но о своих друзьях из Казахстана не забывает.
В этом году Гарику Аванесяну исполняется 50 лет. По случаю юбилея фотохудожник устраивает выставку лучших работ в Праге. Но и в Темиртау его коллеги отметили день рождения старого друга небольшой экспозицией его работ. В прошлую пятницу публике представили 24 снимка из серий «Ню» и «Нагорный Карабах». Поскольку сам автор приехать в Темиртау не смог, мы заранее связались с ним по телефону.
«ПОДГЛЯДЕЛКИ»
Больше всего занимал вопрос о происхождении снимка с полуобнаженными болельщицами. На персональной интернет-страничке Гарика Аванесяна, где фотографы со всего мира обсуждают работы хозяина и где, судя по всему, похвала считается хорошим тоном, один из посетителей неожиданно выразил свое полное недоумение по поводу так некстати раздевшихся девушек.
«Тут, как я понимаю, весь «арт» в том, чтобы поржать?! Ну как бы фотохохма? — предположил он. — Если честно, сколько ни смотрел — не сыскал тут других качеств… Уж простите, автор, но эта работа в моих глазах как-то не дотягивает до «ЭротикАртФото»…
В ответ Гарик Аванесян возразил, что это — чистой воды репортаж.
«Я сам иногда снимал телевиком «подгляделки», — не поверил посетитель. — Но чтоб такой сюжет… Что ж должно было взбрести в голову этим дамам, что они на футбольном поле спустили нижнее белье?! Уж больно похоже все-таки на частичную постановку: я имею в виду договоренность автора с девушками о таком шаге для получения наиболее эффектного кадра!».
Как выяснилось, ни о какой договоренности не было и речи. Дело в том, что Гарик Аванесян ежегодно организует международные слеты фотографов. Арендуется какая-нибудь живописная ферма. Туда приезжают несколько десятков его коллег и двадцать моделей. Два дня длится это фотораздолье, на котором можно еще и не то отснять.
— Мне очень нравится эта фотография, — смеется Гарик Аванесян. — Она единственная у меня. Причем там не видно, что это такое. Кажется, будто это какой-то футбол, фотограф заинтересован съемкой спорта. А тут на тебе: без штанов стоят девчата и смотрят. В действительности это репортаж с интеркемпа. Так получилось, что в тот момент фотографы снимали более привлекательных моделей. А те, кто так себе, остались не у дел. И вот они стоят и ждут, кто же на них обратит внимание.
— Что же они без трусов, я извиняюсь, стоят-то?
— Они же готовы к позированию. У нас там все совсем голые бегают. А тут было холодно, и девчата сверху свитеры накинули, а снизу так и остались раздетыми. Это мы снимали в бывшем пионерлагере. Там и футбольное поле есть, и озерцо. Во избежание толчеи я обычно разделяю так, чтобы по две-три модели приходилось на одно место, и таких мест десять. А потом все участники разбиваются на группы. Они приходят каждые полчаса на новое место и фотографируют. И так получается, что каждый фотограф попадает на все десять мест. А ведь обычно даже высокооплачиваемые профессионалы не могут себе позволить купить сразу столько моделей, собрать сразу 20 девушек вместе!
— На ваших пленэрах прямо свободный дух царит.
— А в Европе всегда был свободный дух. Здесь в том, чтобы раздеться, нет ничего сложного. Все спокойно, все нормально. Фотографы у нас, конечно, голые не бегают, но мы такой народ, что если кто скажет, мы с удовольствием разденемся. Это шутка. Хотя, в принципе, было и такое.
НЮ НАД ОБРЫВОМ
Каждый год Гарик Аванесян выбирает новое место для своего летнего лагеря и приглашает новых моделей. То проведут фотосессию на конеферме, то в заросшем парке или на развалинах старинного замка.
Одна из фотографий Гарика Аванесяна снята на крепостной стене. На желтой соломе сидит девушка, закрывающая лицо развевающейся на ветру белой материей. Где-то далеко внизу виднеются аккуратные домики.
— Возникает ощущение, что модель вот-вот свалится вниз…
— На этом интеркемпе у меня была единственная мысль о том, чтобы никто не упал. Там высота метров 30! Это как девятиэтажный дом, если не больше. Стены очень высокие. Деревня где-то далеко внизу. Причем в одном из тех домов родился Ярослав Гашек, создатель знаменитого солдата Швейка. На счастье, никто не упал. А то я бы потом сидеть пошел в тюрьму. Я же отвечаю за людей. Я там каждого буквально отпихивал от края. Потому что фотограф смотрит в объектив и не замечает, куда идет. Это очень опасно.
— Как попасть на интеркемп?
— Достаточно выслать мне свои данные и оплатить, скажем, кредитной картой вступительный взнос. Если нужно кому-то приглашение, мы пошлем, сделаете визу, приедете. Я могу сказать, что все, кто у нас был на интеркемпе, ждут не дождутся, когда будет следующий. Очень много фотографий, отснятых именно у меня либо на мастер-классе, либо на интеркемпе, я потом видел в каталогах и на международных салонах. Эти работы получают медали.
— Дорого обходится участие?
— Крайне дешево. 250 евро. В это входит все. Мы вас довезем из Праги до места и обратно. Поселим на двое суток в гостиницу с трехразовым питанием. Плюс участие в конкурсе и во всем фотографировании. То есть все модели уже оплачены. Мне говорят: сделай 600 евро, и все будет нормально, почему так дешево? А я отвечаю: нет-нет, это для фотографов, а не для коммерции. Но на самом деле все это организовывать очень тяжело. Вот я сейчас буквально выбираю моделей. У меня в кастинге приняли участие 136 девушек. Я уже выбрал 38, хотя мне нужно 20. Опыт показывает, что лучше перестраховаться. Не раз было такое, что я с ними уже чуть ли не договоры заключил, а тут приходит конец мая — и начинается: «а вот у меня экзамены», «а у меня еще что-то», «а у меня беременность» или «из носа кровь потекла». Тысячу разных предлогов находят. То есть половина, как правило, исчезает. Приходится в последний момент искать замену. К счастью, на сегодняшний день я знаю огромное количество моделей, которых фотографировал сам.
ПАРАПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
При том, что Гарик Аванесян давно учит своих коллег, как правильно снимать обнаженную натуру, он отмечает, что для него «ню» — не самое интересное направление. Больше всего ему нравится документальная фотография. Гарик Аванесян любит ездить по городам и весям, снимать повседневную жизнь обычных людей. И тут он тоже собирает единомышленников. Совместное путешествие и обходится дешевле, и проходит веселее. Группа его коллег сейчас собирается посетить Соловки, Юкатан и Вьетнам. Они уже побывали в Армении и Грузии. После каждой поездки устраиваются выставки, выпускаются альбомы.
Особым успехом пользуется коллекция Аванесяна «Нагорный Карабах. 20 лет спустя». Из этой серии впечатляет фотография, в центре которой — огромное кровавое пятно. Рядом ребенок с куклой, дальше взрослые склонились над тушей барана с отрубленной головой. — Это как раз снимок, когда для нас специально резали барана, делали шашлык, причем я не один был, нас было 12 человек, — комментирует автор. — Этот народ настолько гостеприимный, что такими просто нельзя быть. Нигде в мире меня не кормили только за то, что я просто сфотографировал человека. Мы увидели жизнь изнутри. Мы заходили в школы и больницы. Не было просто никаких запретов. Это творилось кругом. Я там больше пил и говорил с людьми, чем фотографировал. Потому что просто невозможно без общения.
— Но говорят, одного из ваших товарищей там едва не закидали камнями?
— Мы все разные. Не знаю, чем это вызвано. Может, это на парапсихологических уровнях идет. Но когда некоторые поднимают камеру, человек нервничает и начинает буянить. Вот и этот фотограф просто очень экспрессивный, весь такой взбалмошный, как энергетический маньяк какой-то. Он постоянно руками машет. Поэтому я всегда советую: надо все время иметь улыбку на лице. Потому что иначе с вами люди не будут разговаривать. Если вы настроены плохо, то лучше не выходить из дома. Когда-то давно я читал одну книжку, критику на книгу литовских фотографов. Критик написал красивую фразу: что литовские фотографы, даже снимая камни или цветок на окне, каждый проявляет свой характер, и по фотографиям это видно. Например, один, снимая предметы, выступает по отношению к ним как судья, другой — как адвокат, третий — как прокурор. То есть один осуждает, другой защищает, третий обвиняет. То есть даже с предметами это ощущается, я уже не говорю о людях.
— А вы к какой группе себя относите? Вы адвокат, судья или прокурор?
— У меня есть одна плохая для меня черта. Я очень мягкий человек. Крайне добродушный. Это очень мешает в жизни. То есть все отдаешь и не можешь просить взамен. Как бы так получается. Эта у нас семейное…
Кроме организации регулярных путешествий, мастер-классов и пленэров, Гарик Аванесян выпускает в Чехии журнал «ФотоАрт». Правда, из-за экономического кризиса ежемесячные выпуски пришлось приостановить. Журнал временно превратился в альбом, куда редакторы отбирают лучшие фотоработы со всего мира. Издание можно посмотреть в электронном виде по адресу: www.photoart.cz. А свои собственные работы Гарик Аванесян выкладывает на сайте www.photodom.com. Любителям фотоискусства искренне рекомендую посетить эти странички. Думаю, вы получите огромное удовольствие от просмотра.
Кстати
ДРУЖЕСКОЕ ОБСУЖДЕНИЕ
Мастеру с мировым именем было интересно мнение его карагандинских коллег. На открытии выставки в Темиртау проигрывали аудиозапись разговора Гарика Аванесяна с организатором мероприятия, фотографом из Темиртау Сергеем Кочмаревым. «Мне интересны отзывы», — говорил чешский мэтр и как бы невзначай интересовался: «Варыгин будет, нет?» — «Ну, не знаю, он сам себе на уме», — слышал в ответ.
Фотохудожник из Караганды Юрий Варыгин на выставку пришел. И мы сразу выразили желание услышать его отзыв. Если фотографы из Темиртау предпочитали оставлять свои соображения при себе и лишь молча кивали на помещенный в центр экспозиции плакат с длинным перечнем медалей и званий Аванесяна, то Юрия Спартаковича этот наградной список в состояние почтительного ступора не ввел. Карагандинский маэстро, на портфолио к которому девушки записываются за две недели, располагает не меньшим набором международных призов.
Г-н Варыгин бегло просмотрел все 24 представленных снимка из коллекций «Нагорный Карабах» и «Ню» и честно сказал, что лично ему больше всего понравилась «Красная юбка». А вот «Двойной портрет», больше всего отмеченный европейскими экспертами, оставил равнодушным.
Полуобнаженную же красотку, прикрытую снизу пурпурной тканью, нахваливал и архитектор Александр Титарев. Мол, живописно, гармонично, профессионально — чисто журнальный вариант.
Остальные работы в стиле ню вызывали в основном нарекания. Досталось, к примеру, кадру, запечатлевшему купание юных амазонок.
— Обычный, не выставочный снимок, — пожал плечами Александр Титарев. — Случайно снял и давай показывать. Ну не получилось. Волны не работают. Голая девушка на коне входит в воду. Дальше еще кто-то скачет. И все.
— Эта работа мне даже больше нравится, если, конечно, тряпку убрать, — Юрий Варыгин показал на снимок под названием «Белая вуаль», где девушка позирует на фоне родной деревни Гашека. — Потенциально этот снимок тоже очень хороший, но он недоработан. Потому что тряпка не на месте, она не должна здесь быть и так закрывать лицо.
— А что вы скажете о «Мальчиках и девочках»? (На переднем плане котенок дерется с дворняжкой, на заднем — склонившаяся модель.)
— Я бы вообще его не ставил, — признался Варыгин. — Какой-то он мелкотемный. Кошка подняла лапу на собаку — это детская фотография. Это жанровый снимок, и название у него неправильное.
Архитектор в шутку окрестил снимок «Все суки собрались в одном месте».
— Девушка не введена в композицию. То есть она затушевана, — добавил карагандинский мастер жанра ню Валерий Лашкевич.
— Получается, раскритиковали у нас Гарика Аванесяна.
— Как раз я говорю, что выставка замечательная, — возразил Юрий Варыгин. — Потому что она производит общее впечатление очень хорошее. Есть уровень. Но если мы начнем придираться, мы всегда найдем, к чему придраться.
— Это не критика, а дружеское обсуждение, — добавил г-н Титарев. — Мы разбираем на косточки. Ты же просишь, вот мы тебе и объясняем. А могли бы этого и не делать.
— Чем выше автор, тем больше будет претензий, — подчеркнул г-н Лашкевич.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 64086 материалов.
Посетители оставили 247099 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Зачем же дружеское обсуждение выносится на суд общественности?
Mashuka
16 февраля, 2010 в 18:43