53-летний карагандинец собственноручно соорудил несколько вездеходов, аналогов которым нет в мире. Многие называют этого пенсионера «самоделкиным» или гением. Другие считают его одержимым. Еще бы, кому придет в голову скрестить бронетранспортер, грузовик, снегоход и внедорожник? Причем своих монстров, по-другому их никак не назовешь, он конструировал и собирал самостоятельно, без чей-либо помощи.
[nggallery id=1279]Мы продолжаем рассказывать читателям «НВ» о людях, для которых автомобиль не просто средство передвижения, но и возможность выразить свое чувство и настроение. Для одних прокачка тачек — просто работа, для других хобби. Но есть и те, кто всю свою жизнь посвятил автоделу. Мастер, о котором пойдет речь на этот раз, мягко говоря, не любитель давать интервью. Болтовня его отвлекает и мешает сосредоточиться на работе. Однако для нас автоконструктор все же сделал исключение. Правда, при одном условии: если мы никогда никому не скажем его фамилию и адрес. Поэтому мы будем звать изобретателя по имени и отчеству — Владимир Иванович.
ОТ СЛЕСАРЯ ДО ИЗОБРЕТАТЕЛЯ
В автомастерскую Владимир Иванович впервые зашел в 1974 году. Начинал, как все. Копался в мазуте, крутил болты и гайки «москвичам» и «запорожцам». Так продолжалось до начала 90-х. Тогда уже опытный автослесарь решил «завязать» с совдеповским транспортом и взялся за творения зарубежного производителя. В Караганде Владимир Иванович был первым и чуть ли не единственным мастером по иномаркам. Делал все: костоправил, красил, перебирал двигатели, в общем, занимался капитальным ремонтом.
Спустя 10 лет рутинная работа автослесаря ему наскучила, и он начал искать для себя что-то новое. Знаний и опыта было хоть отбавляй, не пропадать же такому таланту. Поэтому Владимир Иванович решил самостоятельно собрать автомобиль. Только такой, чтобы ни на одну машину в мире похож не был.
— Первый внедорожник собственного изобретения я собрал 11 сентября 2001 года, как раз в тот день, когда произошел теракт в Нью-Йорке, — вспоминает Владимир Иванович. — Кое-как нашел огромные колеса от «Нивы-Марш». Поставил мощный движок от джипа и сделал несколько доработок — получился настоящий монстр. Потом, как говорится, пошло-поехало.
После того как Владимир Иванович выгнал из своего гаража первый автомобиль, люди ахнули. Но когда на свет появилось второе творение карагандинского мастера под названием «Барс», все были просто в шоке.
— Сначала все, кто видел «Барса», в один голос кричали: «Да это же «Хаммер», — рассказывает изобретатель. — Но когда подходили поближе, признавали, что такого автомобиля они еще не видели. Согласен, с виду он походил на «Хаммер», но в отличие от американского вездехода, имел свои особенности. Подвеску я взял от бронетранспортера, которую, как списанную, я купил у военных. Мотор объемом 5,9 поставил от джипа. Получилось авто на бензине с автоматической коробкой передач и полным приводом. Но самое главное, что дорожный просвет (расстояние от земли до днища автомобиля) у него был около 60 сантиметров. При всем этом весил «Барс» где-то 3,5 тонны, это почти в два раза легче «Хаммера». Все дело в том, что у моего изобретения была дюралевая обшивка. 15 тысяч заклепок, которые я вручную несколько месяцев заклепывал.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Как признался Владимир Иванович, его изобретения по душе не каждому. Спрос на его монстров невелик, ведь эти авто относятся к специальной технике и двигаться на них можно строго вне дороги. Однако, как говорит сам мастер, покупателей на свои изобретения он искать не собирается. Это клиенты ищут его для того, чтобы превратить свои новенькие джипы в эксклюзивные вездеходы.
— Человек пригоняет мне донора, — рассказывает изобретатель. — Например, простой джип. И говорит: давай что-нибудь придумаем, какого-нибудь монстра из него сделаем. Если я берусь, мы садимся и обсуждаем, что примерно хочет увидеть человек, когда приедет забирать машину. Насчет сроков мы договариваемся так: когда будет готово, тогда и заберешь. Это ведь творческая работа, не конструктор собирать. Здесь просчитать время просто невозможно. Тем более когда ставят сроки, ты не успеваешь, начинаешь торопиться, а это сказывается на качестве. Кому нужна эта нервотрепка? Конечно, не хотелось бы себя сравнивать, но взять даже любого скульптора или художника — ему скажут: нарисуй мадонну за месяц, он разве нарисует? Художники годами ходят, ничего не делая, водку пьют, бороды отращивают, а потом — бум, по башке шарахнуло, и он написал шедевр. Так и у меня.
Нестандартный дизайн будущего творения Владимир Иванович берет исключительно из головы. К тому же изобретатель никогда не повторяется. Все автомобили мастера абсолютно разные, как по техническим, так и по внешним данным. Причем он никогда не рисует чертежи. Все работы выполняет на глаз.
— Тут сложность в том, что по чертежам в ходе работы может быть сложнее, чем на самом деле. Для меня главное — свобода действий, чтобы можно было отклониться от плана, — признается мастер. — Главное правило — никаких правил. Хотя, если честно, раньше я неплохо рисовал. Портрет человека мог нарисовать легко, и было очень похоже. Видимо, поэтому дизайн моих машин всегда получается интересным. Вы сами видели, неужели все эти авто ужасно выглядят? Напротив, в каждом из них есть какой-то свой шарм, своя индивидуальность. Меня много раз просили сделать такую же машину, предлагали огромные деньги. Но меня деньгами не купить. Кто это знает, даже не подходит ко мне с такими просьбами. Я никогда не повторяюсь. Всегда хочется что-то новое смастерить. Даже когда я одну сторону машины сделал, вторую делать мне уже скучно. Потому что это то же самое, только в зеркальном отражении. Неинтересно.
ПРЫГУЧИЙ ШЕДЕВР
Сейчас Владимир Иванович работает над своим лучшим творением — гоночным вездеходом с лыжами и гусеницей. Название будущему монстру конструктор еще не придумал, но то, что это будет настоящий шедевр автомастерства, уже точно известно. Одно только сочетание деталей от различных транспортных средств уже о многом говорит. В состав этого вездехода вошли детали от «УАЗа», «ГАЗа», «ЗИЛа», джипа «Ленд Ровер» и уже проверенного автором военного бронетранспортера.
— У меня с прошлого раза оставалось еще четыре колеса от «БТР», — объясняет изобретатель. — На бронетранспортере ведь восемь колес, четыре ушло на «Барса», а остальные пригодились сейчас. Это будет гоночная машина, простым людям этого, естественно, не понять. Для того чтобы объяснить проще, скажу: по характеристикам это будут два гоночных, кроссовых мотоцикла, скрученных между собой. К тому же в этой машине заложено несколько специальных функций. За счет определенных доработок, амортизации и т.д. эта машина будет идеально подходить для прыжка. Вы видели, как с горки подлетает и прыгает кроссовый мотоцикл? Вот, моя машина будет прыгать так же, только гораздо эффективнее. У нее будет идеальная конструкция для прыжка, в ходе которого она ни носом не клюнет, ни задом не опустится.
— Но зачем и кому нужна такая машина, может, стоило что-нибудь попроще смастерить?
— Поймите, мне разницы нет, что делать, я могу и вертолет собрать. Только это никому не нужно. Первый вопрос, который я задаю себе перед тем, как взяться за какую-нибудь железку: «зачем?». Если мне удается объяснить себе, зачем мне это надо, только тогда я начинаю искать способы это сделать. Этот проект мне интересен, поэтому я с ним вожусь. Надоест — брошу, другим займусь.
— Но все же, как будут использовать этот автомобиль?
— Изначально он предназначен для больших скоростей по пересеченной местности. На нем будет очень удобно охотиться на волка. От такого монстра не один волк не уйдет. Но это еще не все. В планах установить механизм самовытаскивания, сзади — съемную гусеницу, а спереди лыжи. Это для езды зимой. Сами подумайте, зачем человеку покупать машину и снегоход, если можно взять два в одном.
— Интересно, на что это будет похоже?
— Надеюсь, ни на что! Хотелось бы, чтобы это вообще на машину похоже не было. На что угодно, только не на машину. Ну, если для сравнения, то примерно такие авто используют в гонках по пустыням. Однако у них облегченные, летние варианты, а здесь машина будет укомплектована печкой, в общем, комфортом на зимний период.
ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД
За рубежом средняя стоимость такого вездехода колеблется от 50 до 100 тысяч долларов. К тому же, по словам местных специалистов, зарубежные прототипы не сравнятся с монстрами Владимира Ивановича. Во-первых, творения карагандинца собраны вручную, каждый болтик или гайку мастер закручивал сам, а значит, на совесть. Во-вторых, сорокалетний опыт нашего самоделкина легко переплюнет любую заводскую технику. Поэтому, как говорят знакомые Владимира Ивановича, его шедевры стоят огромных денег.
Однако, как уверяет нас сам карагандинский мастер, он не продал ни одной своей машины. Невероятно, но за все время своей работы над эксклюзивными проектами мастер получал лишь зарплату, соизмеримую с обычным окладом автослесаря. Причем дело вовсе не в том, что на пути Владимира Ивановича попадались нечестные люди. Просто в работе, как утверждает сам конструктор, материальный интерес для него стоит на последнем месте.
— У меня сложно что-либо купить, — говорит мастер. — По одной простой причине: деньги мне не нужны. Я не живу ради денег. Если бы я делал машины и продавал, то имел бы сейчас огромный цех и кучу рабочих. Вы видите, я работаю один, потому что у меня нет денег, чтобы платить помощнику. Конечно, есть исключения, когда я беру деньги, но это только для того, чтобы сделать что-то новое. — Вот эту машину, например (гоночный вездеход), я делаю в долг. Занял деньги и работаю в свое удовольствие. Для меня главное — процесс. Все остальное меня не интересует. В какую сторону Земля крутится или какая завтра погода будет, мне все равно. Меня удивляют люди, которые слушают прогноз погоды на завтра. Зачем я буду слушать погоду, если я завтра встану и сам увижу. Тем более что они ни разу не скажут правильно. Смысл тогда слушать?
— Получается, что, кроме работы, вас больше ничего не интересует, а как же дом, семья?
— Во-первых, у меня возраст уже не тот, чтобы потребности были большие. Я сына на ноги поставил, научил всему, что умею. Он самостоятельно работает, зарабатывает, у него уже семья. Поэтому я сейчас не думаю, во что его одеть или как его прокормить. У меня есть внук. Когда ему четыре года было, я разобрал квадроцикл и сделал мальчугану собственный автомобиль.
— Владимир Иванович, вы счастливый человек?
— Может, это покажется странным, но я по-настоящему счастлив. Наверное, в детстве рухнул в мусорный ящик, где железки лежали, и после этого не могу с ними расстаться (смеется). Мне сейчас 53, и если бы была возможность прожить жизнь заново, я бы каждый момент прожил так же.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 63824 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Перед Вами снимаю шляпу!!! с таким потенциалом, можно и свое машиностроение наладить «в государстве»!
Молодец!
Читатель
27 января, 2010 в 22:41
полностью согласен с Читателем, РЕСПЕКТ от души!!!!
858
30 января, 2010 в 23:41
Молодец!!! Побольше б таких Кулибиных.
Юра
02 февраля, 2010 в 18:55
Молодец конечно……. радует то, что кто-то хоть что- то собирает в Казахстане,будет своя продукция,не мешало бы городу помочь таким людям
Асель
22 февраля, 2010 в 19:49
супер)),а где найти Владимира Ивановича???
Азик
03 апреля, 2010 в 23:33
Азик, Владимир Иванович не любит популярность, он отшельник…
Влад
05 апреля, 2010 в 23:22