Тому, как сделать бизнес из своего ремесла, наших мастеров учили на прошлой неделе в «Союзе художников». Приехавшая из Алматы президент общественного фонда «Our Heritage» («Наше Наследие») Айжан Беккулова убеждала рукодельниц, ювелиров и резчиков, что декоративно-прикладное творчество в нашей стране — непаханое поле. Если его со знанием дела освоить, можно, занимаясь любимым делом, получать хорошие прибыли.
[nggallery id=1418]
— Руководитель Иранского ремесленного совета приводил такие данные: первая статья экспорта Ирана — это нефть, а вторая — ремесленная продукция! — восклицала Айжан Беккулова. — То есть она приносит колоссальный доход. И многие страны мира прекрасно это понимают. Допустим, Китай, Вьетнам, Малайзия. Там государство принимает участие в развитии ремесленничества. В Таиланде это вообще делается под патронажем короля. Он открывает ремесленные мастерские, создает банки сырья, оплачивает специалистов из-за рубежа, которые проводят тренинги. А в Узбекистане, например, на восемь лет ремесленников освободили от налогов, выдали бесплатные помещения под мастерские. Приняли закон, по которому вы можете беспошлинно вывезти из страны любое ремесленное изделие, если это не антиквариат. Всего за несколько лет у них произошел большой сдвиг. А мы очень отстали. Казахские изделия почти не попадают на мировой рынок. Там представлены в основном узбеки и киргизы.
Тем не менее Айжан Беккулова уверена, что у нас есть большой потенциал. Пока не поздно, стоит вспомнить, как, к примеру, бабушки мастерили ковры из войлока, расцвечивая их натуральными красителями. Несинтетические материалы пользуются у интуристов большим спросом. И если половичок украшен национальным орнаментом из колючего люрекса, на Западе он будет стоить не больше пятидесяти центов за штуку. А если создать аналогичный узор из шерсти, цена изделия подскачет раз в тридцать.
Но современный покупатель очаровывается не только мягкостью и теплотой ручной работы. Он также обожает слушать, как продавец рассказывает о сакральной истории вещи. Это также увеличивает ее стоимость.
— Моя коллега из Америки разработала дизайн войлочных одеял по мотивам легенд американских индейцев, — приводила пример тренер. — Если бы она их просто выставила в магазин, они бы оказались абсолютно не востребованы. Там было чаепитие, раскуривали трубку мира. А вечером, когда стало холодать, она вышла в красивом индейском наряде. И, читая легенду, по мотивам которой она сделала какое-то одеяло, накидывала его на плечи одного из гостей. Естественно, покупатели прониклись идеей, поняли, что это не простые пледы, а с магическим значением. Сейчас они продаются по 500 долларов за штуку.
То есть без технологий современного пиара даже самое необыкновенное этническое изделие может остаться незамеченным. В другом примере речь также шла о профессионализме американских креативщиков, которые плодотворно поработали с вышивальщицами из пустынного района Индии. Помогли разработать дизайн подушки, для украшения которой использовались десятки различных национальных орнаментов. По канве ее украсили бубенчиками для отпугивания злых духов, а по центру — миниатюрными зеркалами, которые по народному поверью привлекают духов дождя. Получилось очень ритуально, роскошно и дорого. Этот сгусток этнической мысли и творчества вместе с самими мастерицами, наряженными в яркие национальные одежды, привезли на ежегодную ярмарку подарков в Нью-Йорке. Индийский павильон пользовался там бешеной популярностью. Каждый посетитель непременно хотел что-нибудь оттуда унести. Большинству покупателей, у которых не хватало денег на уникальную подушку, предлагали выдержанные в том же стиле, но более скромные и недорогие наволочки, чехлы для очков и мобильников. Товар ушел влет. И все остались довольны.
Отсюда два вывода. Во-первых, когда рассчитываешь на западных покупателей, шить нужно непременно по их стандартам, чтобы наши этнические наволочки подходили к их западным подушкам. Во-вторых, не стоит ограничиваться одной моделью. Лучше продумать сразу целую линию, чтобы клиент мог выбрать товар по своему кошельку или купить сразу несколько подобных вещей, которые бы составили милую композицию на его домашнем диване.
— Многие мастера жалуются на то, что им негде продать, не понимая, что они сами не так много сделали, чтобы их продукция была востребована, — сокрушалась алматинка. — Они просто выставляют свой товар, не задумываясь, что можно улучшить его внешний вид, немного поменять размер, цветовую гамму — и расширить возможности продаж. Вот мы им и помогаем, раскрываем какие-то механизмы. И тут один из важных моментов — ценообразование. Практически никто из наших ремесленников не участвовал в зарубежных поездках и не понимает, откуда складывается цена для розничного покупателя в Америке. Иногда наши мастера смотрят какой-нибудь зарубежный каталог, видят там высокую цену на изделие, подобное своему, и запрашивают столько же. Рассуждают при этом: разве я хуже американцев? Но они не учитывают, что цена увеличилась в шесть-семь раз, потому что изделие прошло многие затратные предпродажные стадии. Наш ремесленник должен знать: если даже он сумел продать свой товар по западной цене — это единичная ситуация. Нельзя думать, что все под тебя должны подстраиваться. Рынок надо прежде изучить, ничего не бывает на халяву.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 63824 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Хоетть то это хорошо , а вот скажем где у нас учат на ювелиров ? … Где резба по дереву и камню ? …
И чего хотим если нигде этому не учат , работают еденицы
gg
17 марта, 2010 в 10:42