Организаторы конкурса рассчитывали устроить в финале большую выставку-продажу драгоценностей, что пришлось бы как раз кстати к предновогоднему подарочному шопингу. Однако ювелиры решили воздержаться от подобного размаха. В результате церемония награждения прошла в формате «для своих».
[nggallery id=2387]В минувший четверг в ресторане «Лабиринт» стояли всего две витрины с украшениями, вокруг которых толпились искусствоведы и мастера.
— Мне до сих пор звонят и спрашивают, можно ли прийти и что-нибудь приобрести, — рассказывала председатель центра поддержки мастеров декоративно-прикладного искусства «Шебер» Наталья Вшивцева. — Вначале именно это и предполагалось. Мы хотели все сделать пышно и красиво. Мы столько усилий приложили! Со всеми уже договорились. Но когда начали обсуждать с ребятами-ювелирами, они стали забирать свои заявки. Я была в шоке. Многие не то чтобы испугались выглядеть глупо — дело в том, что их работы продаются как горячие пирожки, от них не остается даже фотографий. А что выставлять? Участники сказали: мол, мы так просто опозоримся, давайте лучше сделаем что-то домашнее, маленькое, посмотрим друг на друга, поговорим. Поэтому шикарное мероприятие пришлось свернуть.
Всего 19 ювелиров рискнули представить свои работы на конкурс. Члены жюри собрались дома у Натальи Вшивцевой, разложили в ряд неподписанные работы. И так, не зная авторов, судьи выбрали победителей. В итоге первое место и 250 тысяч тенге решили разделить между двумя старейшими мастерами Александром Цехмайструком и Виктором Мизгулиным.
В работах Мизгулина серебро и бирюза. В колье «Декабрь» завораживает выточенное из голубого камня задумчивое лицо. Его тонкие черты напоминают родственникам ювелира самого автора в минуты философствований.
Александр Цехмайструк представил серебряные кулоны с изящной гравировкой — «Тень» и «Пьеро».
— Здесь и ремесло на достаточно высоком уровне, и подход как к произведениям искусства, — нахваливала работы победителей ответственный секретарь Союза художников Караганды Наталья Иванина. — Здесь и полисемантичность, и какие-то ассоциации, и переходы из одного мира в другой. Иногда наши ювелиры любят много всего наворачивать — главное, чтобы камней побольше было. А здесь все взвешено: как короткие точные фразы. Есть о чем подумать.
— Искусство денег не приносит, честно вам скажу, — признавался Александр Цехмайструк. — У кого есть художественный вкус, у того, как правило, нет денег, чтобы что-то купить. А у кого есть деньги, они многого вообще не понимают.
— Не хочу никого обидеть, но в ювелирном деле очень много пошлости, — добавлял Виктор Мизгулин. — Художественный вкус людей еще на совковом уровне. Соцреализм искорежил их сознание. Они малообразованны в искусстве. В Караганде очень много ювелиров, которые руками ничего делать не могут, работают чисто на опоках. Опока — это такая китайская штучка, которую нужно прогреть, залить в нее металл, задавить глиной или вакуумом пососать, раскрыть, вставить камни — и получаешь изделие. Вот и все. А дать такому умельцу просто кусок металла, чтобы он из него сам вещь сделал — не сможет. Опоки, как и китайская лапша, ведут к деградации…
Чтобы наши мастера почаще выставлялись и повышали свой уровень, Наталья Вшивцева хочет объединить их в гильдию ювелиров. Единственная проблема в том, что профессионалы, работающие с драгоценным металлом и камнями, — люди довольно скрытные и тяжелые на подьем.
P.S. Первый в Караганде конкурс ювелиров прошел при поддержке корпорации «Шеврон», ТОО «МАТО Казахстан» и фонда «Евразия».
Всего на сайте опубликовано 63824 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.