Специалист «ЭкоМузея» Вера Воронова достает из большой базарной сумки множество разноцветных мягких валеночек. Эта симпатичная тонкорунная обувь — настоящий прорыв в карагандинских проектах по экологическому туризму. Два года жителей отдаленных сел учили делать сувениры на продажу. Но их войлочные шарфы и миниатюрные юрты особым спросом не пользовались. Другое дело — валенки и мягкие тапочки.
[nggallery id=2419]Теплая обувь в холодную зиму мало кого оставляет равнодушным. Пока корреспондент «НВ» подбирал для себя подходящий размер и оригинальный узор, Вере дважды звонили и спрашивали, сколько стоят валенки и много ли их еще осталось.
Вообще-то, валенки и тапочки — это часть экспозиции, постоянно работающей в «ЭкоМузее». Выставка демонстрирует, что мастерят народные умельцы из Шабанбай би и Талдысая. В эти два села планируется возить иностранцев, желающих посмотреть натуральный Казахстан. Для чего на деньги Глобального экологического фонда местным жителям и устраивают семинары. Учат, как правильно стелить для гостей постель, сервировать стол, рассказывать местные легенды, а также мастерить национальные сувениры.
Часть сувениров потом демонстрируют в «ЭкоМузее». Там стоит витрина, в которой представлены образцы народных промыслов. На каждом образце бирка с ценой. Вот, к примеру, красивый кулон из агата за 800 тенге — лежит еще с лета. Его не покупают, им любуются. С валенками и мягкими тапочками произошла совсем другая история. Их раскупают на глазах.
— Зачем здесь нужна финансовая поддержка программы малых грантов Глобального экологического фонда, если на валенках можно реально зарабатывать? Или нельзя?
— Пока это очень сложно сказать, — отвечает Вера Воронова. — Но доход получать можно. Взять хотя бы в пример Валентину Жакупбекову — мастера из Акмолинской области, которая обучала наших местных жителей войлоковалянию. У нее четверо детей. А эти валенки — единственный источник дохода ее семьи. И она говорит: «Мы очень хорошо живем». За две тысячи тенге можно купить килограмм шерсти. На одни взрослые тапочки уходит 200 граммов. То есть можно сделать пять пар тапочек. Напрямую она их продает за 2000 тенге. Получается 10 000 тенге с одного килограмма. В принципе, для сельских жителей это довольно интересные суммы. Когда у вас набита рука, можно за день сделать три-четыре пары.
— Да вы что! Может, мне тоже тапочки валять?
— Я вот тоже думаю. Езжу, организую семинары — сама уже кое-чему научилась. Одни тапочки сделала — чуть не умерла, пять часов возилась. Тяжело. С непривычки руки устают. А надо эту шерсть выкладывать, катать, крутить, мять. И есть еще один нюанс — нужны колодки.
— И где их взять?
— Валентина по знакомству доставала где-то в протезном отделе.
— А реально у нас в городе шерсть достать?
— Нет. Тут нужна тонкорунная шерсть — от породы меринос. Шерсть возят из Киргизии в Алматы. Там мы ее перекупаем. У нас есть два источника. Мы никогда не скрываем этих контактов. Всем помогаем…
…Всех покупателей Вера предупреждает, что разноцветная войлочная обувь предназначена для домашнего использования. От снега, влаги, грязи она быстро испортится. Однако многие карагандинцы хотят носить нарядные валенки именно на улице. Поэтому сейчас войлочных дел мастера думают над тем, чтобы приделывать к своим мягким изделиям твердую подошву.
Всего на сайте опубликовано 60466 материалов.
Посетители оставили 246879 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.