Жители частного сектора все чаще жалуются на новые счетчики электричества. Люди говорят, что после того, как монополист заменил приборы учета, они стали платить больше. Возможно, это происходит из-за того, что счетчики относятся к более высокому классу точности. Однако карагандинцы уверены, что приборы просто не выдерживают наших холодов. Поэтому в морозные месяцы «накручивают» больше.
[nggallery id=2643]
МОРОЗ ВО ВРЕД
Карагандинец Дмитрий Поварницын недавно обратился в общество по защите прав потребителей. Он рассказал, что заметил странное «поведение» своего электронного счетчика. Этот прибор ему не так давно установил подрядчик компании «Караганды Жарык». К слову, счетчик стоит не в доме, а на фасаде, закрытый только специальной пластиковой крышкой.
Еще в прошлом году Дмитрий платил за электричество по три-четыре тысячи тенге в месяц. Это при том, что в его доме прописано четыре человека. А значит, за 320 киловатт в месяц он платит по норме, а сверх того — по повышенному тарифу. Да, электричество в этом году подорожало. Но Дмитрий свою норму знает. Обычно он «накручивает» 700 киловатт в месяц. Но за январь, когда стояли особенно сильные морозы, ему пришел счет почти в семь тысяч тенге. Судя по квитанции, он за месяц израсходовал около 1100 киловатт. Это при том, что в доме у него печное отопление. А значит, включать обогреватели нет смысла.
— Тут проблема даже не в большом счете, — говорит Дмитрий Поварницын. — Я знаю, что тариф на электроэнергию повысился. Но у меня больше стало потребление по киловаттам. Особенно в январе, когда были морозы в минус 30 градусов и ниже. Мы же не деревенские совсем. Все понимаем. Я даже экономить стал. Помню, как-то по телевизору президент выступал и говорил, что ходит и свет выключает за своими родственниками. Ну, думаю, надо экономить. Я в доме заменил все лампы на энергосберегающие. А показания счетчика все растут и растут. Думаю, что это связано с морозами.
СОСЕДСКИЙ ДОЛГ
Теперь, чтобы хоть как-то подтвердить свою теорию, Дмитрий ведет строгий учет. Он завел тетрадь, куда каждый день записывает показания своего счетчика. Потом вычисляет дневное потребление электроэнергии. А заодно и отмечает, какие электроприборы работали у него в этот день и какая была температура воздуха на улице.
— Вот мы с женой заметили, как только на улице холодает, у нас сразу растут показания счетчика и увеличивается потребление электроэнергии, — говорит Дмитрий Поварницын и показывает записи в своей тетради учета.
Правда, доказать свою теорию Дмитрий не может. Впрочем, точно так же, как и его сосед Олег Пиксаев. Он тоже живет в частном доме. У него счетчик электричества также вынесен из дома. Правда, не на улицу, а в гаражную пристройку. Зимой там почти так же холодно, как на улице. У Олега Пиксаева возникли точно такие же проблемы, как и у его соседа. Правда, масштабы больше.
— За февраль я 17 тысяч тенге за свет отдал, — рассказывает потребитель Олег Пиксаев. — А в январе пришла квитанция на 28 тысяч тенге. Но почему такая разница? Мы же всю зиму обогреватели «Zass» включали. У нас дома они и сейчас стоят. Почему такая разница в оплате? Конечно, я с этим не согласен. Я столько не накручиваю!
За свет по счетам соседи все равно платят. Они не хотят, чтобы их отключили от электроснабжения. Но при этом люди и бездействовать не собираются.
— Я надеюсь, что в обществе защиты прав потребителей мне помогут грамотно составить заявление, — говорит Дмитрий Поварницын. — И тогда буду подавать в суд. Если нужно будет, я даже готов провести экспертизу счетчика за свой счет. Лишь бы доказать, что в холода он «накручивает» больше, чем положено.
ПРИБОР НА ЭКСПЕРТИЗУ
За ответом на вопрос «могут ли погодные условия влиять на показания счетчика?» корреспондент «НВ» обратился в компанию «Караганды Жарык». Ведь монополист покупал электронные приборы учета и, значит, теоретически должен знать их технические характеристики. В энергопередающей компании мне сообщили, потребители Дмитрий Поварницын и Олег Пиксаев заплатили ровно за столько киловатт, сколько они «накрутили». А за ответом на вопрос о влиянии непогоды на приборы учета посоветовали обратиться в Национальный центр экспертизы и сертификации. Там можно сделать поверку счетчика. И если экспертиза покажет, что прибор был неисправный, требовать от монополиста сделать перерасчет или списать долг.
— К нам на экспертную поверку поступает довольно много приборов учета, — сообщили в карагандинском филиале Национального центра экспертизы и сертификации. — Люди возмущаются, что у них большие показания. Но когда мы эти счетчики проверяем, то в большинстве случаев оказывается, что они нормальные. Мы думаем, что электронные приборы учета очень чувствительны к нашему монтажу: провода у нас все старые, возможно, есть какие-то утечки. Но, к сожалению, у нас нет специалистов, которые бы все это грамотно объяснили. Мы сами можем только предполагать.
Однако если счетчик включен в Государственный реестр обеспечения единства измерений, то он должен подходить для работы в наших погодных условиях. Ведь перед этим все приборы учета испытывают. По словам эксперта, их помещают в специальную климкамеру, где понижают температуру до минус 50 градусов, а потом повышают. И после этого проверяют их технические характеристики. Если счетчик испытание не прошел, то в реестр он не попадет.
СЧЁТЧИКИ С БРАКОМ
Корреспондент «НВ» обратился и в компанию «Энергометросервис», которая занимается поверкой счетчиков. Сюда можно принести свой прибор учета на экспертизу. Правда, за это придется заплатить. Специалисты подвергнут его испытаниям. А потом выдадут письменное заключение, в котором будет указано, исправный ваш счетчик или бракованный. Если прибор нормальный, то это может значить только одно: потребитель сам виноват, что ему приходят большие счета. А если счетчик признают неисправным, то это уже веское основание для списания долга и замены этого прибора.
— К нам приходит много людей, которые приносят свои счетчики, — рассказывает эксперт ТОО «Энергометросервис» Вячеслав Шустов. — Они в основном российского производства. Счетчики хоть и новые, но бывает, что идут с заводским браком.
— А может ли погода влиять на работу счетчика?
— Вряд ли из-за погодных условий счетчик будет давать неправильные показания, — ответил эксперт. — Единственное, что на него может повлиять — это магниты. Что скрывать, бывает такое, люди «химичили» со счетчиком, ставили магнит, а потом сняли его и думают, что все нормально будет.
Еще, по словам специалистов, у каждого прибора учета есть паспорт, в котором должно быть указано, при какой температуре воздуха его можно эксплуатировать. Но Дмитрий Поварницын уверяет, что ему монополист паспорт от счетчика не выдал. Сказали только: раз прибор наш, значит, и документы на него должны храниться у нас. Однако в таком случае вам не смогут сделать экспертизу прибора. Без паспорта его просто не примут. А в компании «Караганды Жарык», если у вас возникнут претензии, вам могут просто отказать. Потому что без документов вы не сможете доказать, кто именно покупал и ставил вам счетчик. Замкнутый круг получается.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 63824 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Если этот эксперт ШУСТОВ ВЯЧЕСЛАВ ЯКОВЛЕВИЧ — бывший начальник КСК Возрождение на Волочаевской то это еще тот тип… Делал себе деньги на всем, естесвенно финансирование шло с жильцов. В подвалах же и домах оставил после себя разруху. Если это он не удивлюсь если он сам там эти счетчики и химичит чтобы гнали в нужную ему сторону
Серик
30 марта, 2011 в 19:21
Если счётчик электронный, вряд ли в его паспорте стоит минимальная температура ниже -5 (может быть -10,но не больше). Следовательно, в нашем климате, он не может устанавливаться вне отапливаемых помещений. К сожалению, не знаю тип счётчика, а найти информацию в Интернете недолго.
ANL
30 марта, 2011 в 20:54
Полностью согласен с Дмитрием и Олегом — проблемы со счетчиками практически у всех, бороться в одиночку бесполезно, нам в м-не Кунгей два года назад установили навороченные, установленные на опоре, причем при установке — выдали Акт показаний электронного счетчика, находившегося в доме и который был совершенно новым — купленным в магазине «220 вольт», где в паспорте проставлены все печати проверок . Мастер устанавливающий новый прибор учета заверял об удобстве и сплошной выгоде — снятие показаний сканером без участия контролеров — остается только сверять показания сканера с показаниями старого домашнего — как снимает, когда и что мы узнаем только с квитанций. Какого было удивление в первый зимний год разница практически в полтора — два раза в пользу увелечения. Пошли доказывать и искать правду в Жарык и напали на стену которую покорить невозможно — ответ однозначен -: есть притензии пишите заявление на демонтаж прибора с дополнительной проверкой, но вслучае нормальной работы прибора все затраты проверки с установкой и подключением будут компенсированы с вашего кошелька, при всем поверку будет осуществлять организация, которая посталяла эти приборы и находится под контролем Жарыка.
Боротся надо совместно, всем кто имеет такие проблемы списатся в сети, организовать сообщество с инициативной группой и подать сто — тысячу заявлений в суд, без привлечения общества прав потребителей — им веры нет.
Floresov
31 марта, 2011 в 01:01
электрические счетчики имеют класс точности 2.5 2 и новые электроные счетчики 1 и менше цыфры означают проценты то есть счетчик может накрутить и на 2,5 процента больше или меньше скажем старый счетчик класса 2,5 наматывал в месяц 10000 тенге мы поставили новый счетчик класса точности ноль то есть теперь накручивать на 2.5 процента больше от 10000 теньге это составляет всего лишь 250 теньге то есть 10250 теньге не может электроный счетчик наматывать в разы больше если он соответствует класу точности а у героев статьи получается у одного накрутило на 57 процентов больше у второго на 64 процента больше выходит чтоли класс точности приборов плюс 64 чтоли
евгений
31 марта, 2011 в 16:52
С одной стороны жарык возможно действует во благо, себя в первую очередь, что естественно. Класс точно счетчиков выше, возможность снимать удаленно показания (спорный вопрос будут ли они это использовать, имхо не доросли), т.е. сокращаем потери на контроллерах (потенциально) и частичном снижении воровства.
С другой стороны — сами покупают, сами программируют, сами проверяют, очень много возможностей, которыми ну очень сложно не соблазниться! Что может быть в итоге? Получается две выгоды, одна сиюминутная, при закупке счетчиков,вторая постоянная — дойная корова размером в целый город. Делаем выводы….
evs21
04 апреля, 2011 в 15:03
Хотелось бы узнать продолжение этой истории. Что смогли доказать или сделать пострадавшие? И возможно ли вообще что-то предпринять в данной ситуации?
В Кокшетау, уже давно, в принудительном порядке, все счетчики электроэнергии были вынесены из квартир и подъездов в единые щитовые которые были организованы в разных местах. У кого-то щитовые в уличных коморках, но чаще на первом этаже одного из подъездов дома. Жильцы НЕ имеют доступа к счетчикам, и не могут самостоятельно сверять показания, если от скочка напряжения срабатывает предохранитель, то ждать подключения приходится от нескольких часов до нескольких суток. В случае ремонта или замены за все приходиться платить. С конца прошлого года ввели новую систему оплаты «дифференцированный тариф», в общем с этого момента и началась новая странная работа наших счетчиков. Если раньше моя семья из 4 чел. расходовала в среднем 300 кВт за месяц, в редкие месяцы (межсезонье)с дополнительным обогревом -400 кВт, то последние месяцы в тех же условиях мы почему-то стали расходовать 400-500 кВт. При опросе соседей у многих наблюдается таже картина. В основном люди знают сколько наматывают за месяц, а тут такая разница. Вот и получается, не оплатишь, пока разбираться будешь, квартиру от света отключат. А оплатил, значит все, претензий быть не может, «правильно у них там все». Почему такое происходит — вариантов может быть много, но вот как добится справедливости если энэргосети в этой справедливости не заинтересованы?
Ирина
11 января, 2013 в 19:25