Однажды, когда карагандинец Тайман Айткалиев был еще студентом Алматинской консерватории, он согласился помочь Виктору Цою. С тех пор у Таймана выработалось стойкое отвращение к творчеству легенды русского рока. Музыковед по специальности, он всегда был очень разборчив и независим. Позже, уже занимая должность директора музыкального колледжа, повесил в своем кабинете большой плакат с «битлами». Начальство заставляло украсить казенные стены соответствующей портретной символикой. Однако директор возражал, что у него всегда был и будет свой иконостас.
[nggallery id=2687]Тайман Айткалиев гордится тем, что привык называть вещи своими именами. Он не любит кривить душой. За что и пользуется популярностью среди студентов, которым читает сейчас лекции по истории музыки. По долгу своей профессии преподаватель пытается слушать все. И практически всему дает свою категорическую оценку:
«Увлечение джазом есть следствие правильного воспитания»…
«Когда мы говорим о Мендыгалиеве, то используем ту же лексику, что и при описании творчества Баха. Это меня возмущает. Я согласен, что Мендыгалиев гениальный. Но какой же тогда Бах? Дважды гениальный? Гениальный в кубе?»…
«Помните, Евгений Маргулис честно рассказал о том, как «Машина Времени» записывалась на знаменитой лондонской студии Abbey Road, где в свое время работали «Битлз». Послушав россиян, англичане удивлялись: «А чего так плохо поете?» — «Понимаете, у нас главное — тексты, а не музыка». — «А-а! Понятно. А чего так плохо играете?»… И это группа, которая считается элитарной в плане «российского рока!»…
ЧУЖАЯ КОТЛЕТА
В студенческие годы Тайман Айткалиев хорошо зарабатывал в ресторанах. И накопил пять тысяч советских рублей на американский синтезатор. Тайман вспоминает, что когда привез этот «маленький фирменный чемоданчик» из Москвы, все просто ахнули. Знакомые и родные доказывали музыканту, что тот просто рехнулся, что его на самом деле обманули в столице: за такие деньги можно было купить машину! Но Тайман на критику внимания не обращал. Он-то знал реальную цену своему инструменту. Благодаря этому синтезатору его стали приглашать озвучивать мультфильмы. Студент пользовался любой возможностью подзаработать. И вот однажды знакомая с «Казахфильма» позвонила ему насчет Виктора Цоя.
— Нужно было написать клавиры, — вспоминает Тайман. — Потому что Цой сочинил песни к фильму «Игла», а нот у него не было. Но для того чтобы получить деньги, он должен был предоставить документы. Мне заплатили за то, что я написал клавир, расшифровывая его записи. Это был кошмар.
— Вам не понравились песни группы «Кино»?
— Это был взрыв мозга. Я понимал, что надо деньги заработать. Насилуя себя, написал часа за два все эти песни. И поклялся, что больше никогда этого слушать не буду. Я не против Цоя. У него есть свои фаны. Флаг им в руки. Но если я завтра на «Запорожце» напишу, что это «Мерседес», он лучше ездить не будет. Я согласен, что это бардовские песни, что человек сам себя реализовал таким образом. Но это бездарное брынчание на гитарах не имеет никакого отношения к настоящему року. Когда кто-то из студентов, обучаясь игре, начинает копировать советские группы, я всегда говорю: «Как ты можешь? Если в столовой кто-то откусил котлету, ты же не подойдешь и не доешь? Как можно дожевывать недожеванное?». Потому что ведь сами российские группы учатся играть именно у западных музыкантов.
ЧУВСТВО СВОБОДЫ
— Сравните вашу нынешнюю работу с тем, что было в советское время.
— Мне одинаково свободно было и сейчас и тогда. Потому что главное, это то, что здесь, — показывает на голову. — Я знал, что без работы не останусь. У меня был период, когда я бросил музыку и работал в эстонском посольстве в Москве. Занимался финансами. Хорошо зарабатывал. Но потом понял, что это не главное в жизни, и вернулся в Караганду.
— А что главное?
— Свобода. Мы когда были в Нью-Йорке, зашли в магазин, похожий на наш «Сити мол», но раз в восемь больше. И мой друг спросил: «Какие у тебя впечатления от Америки?». Я ему единственное сказал: «Опьяняющее чувство свободы». Он ответил, что ощутил то же самое, когда только туда переехал.
— А вы это ощутили как раз в магазине?
— Да, но не магазин навеял, конечно. Мой друг, бывший карагандинец, давно там живет. Когда-то он в трусах провез 200 долларов через границу. Первое время голодал. Но за 10 лет стал средним американцем. Теперь у него типичный трехэтажный особняк, огромный бассейн. Живет в районе, где не нужно запирать двери.
— Возможно, ваши предпочтения в музыке объясняются тем, что вы прозападный человек, вам просто Америка нравится?
— При чем здесь это! Я нормальный человек с нормальным воспитанием. Но есть многие вещи, которых я никогда не приму. Я с удовольствием читаю курс про казахскую культуру на своих лекциях. Я к этому отнесся очень серьезно. Я накопал такого, чего в учебниках никогда и не встретишь.
— Например?
— Ну, допустим, если говорить об оратории в Казахстане, то это жанр, который возник на пустом месте. Основа любой оратории — библейский сюжет. Оратория и зародилась в недрах церкви, в кельях, где проводились песнопения. Поэтому вы понимаете, что такое, например, оратория, посвященная Ленину или коммунизму? Если нет жанровой основы, эти произведения не могут считаться ораториями. Это, скорее всего, кантаты. А разница была знаете в чем? В том, что кантата стоила в советский период полторы тысячи рублей, а оратория приблизительно семь с половиной тысяч. Поэтому очевидно, что Серик звонил Берику и договаривался. Наверное, они потом были довольны и делили прибыль между собой. Не знаю, кому сейчас нужны все эти оратории. Все они наверняка плод тайных общений Серика с Бериком. А вы еще говорите, что я прозападный! Нет! Просто у меня душа болит за то, что кто-то бессовестно стяжает народные деньги.
ГЛАВНОЕ — НЕ ВОРОВАТЬ
— Как вы с такими взглядами были директором колледжа имени Таттимбета?
— Я вообще не видел себя никак в этой должности. Но меня уговорили мои же преподаватели, у которых я в свое время учился. Шел 1998 год, сложное время. Люди тогда не получали зарплату. А я умудрился так все устроить, что мы получили 13-ю зарплату, чего в жизни никогда не было в колледже и по сей день нет. Я ничего не нарушал, но я понимал, как это делается. Тут главное — не воровать. Будучи директором, я организовал студенческую филармонию. Мы сделали такие программы, что нас стали везде приглашать. Мы были нарасхват. И тогда один хороший человек, у которого мы стали отнимать кусок хлеба, написал в прокуратуру. Весело было: последовало штук 17 проверок. В итоге они ничего не нарыли. Но потом начались проблемы из-за здания (тогда колледж искусств имени Таттимбета находился там, где теперь располагается областной суд — авт.). Я сразу поехал в командировку, зашел к Бибигуль Тулегеновой, к Ермеку Серкебаеву. Они написали письма. В общем, я боролся за здание. И тогда шеф, был такой Бекметов, пригласил меня к себе. Мы с ним долго беседовали, он говорил: «Я тебя умоляю, напиши заявление по собственному желанию. Это государственная машина, которая ломает что угодно. И весь твой цирк ни к чему не приведет». И я ушел, потому что понял, что больше не смогу отстаивать здание.
— Ушли в ресторан?
— Я еще работал тогда директором колледжа, когда позвонил хозяин ресторана «Бахус». Поручил это сначала какой-то девушке. Она говорила что-то невнятное. Я ответил: «У меня мало времени, говорите быстрее». Она толком не смогла объяснить. Я положил трубку. Работы действительно было много. А потом был другой звонок: мол, я хозяин «Бахуса», а ту девушку, которая не смогла с вами договориться, я уволил. Я подумал, что начало серьезное.
БЕЗ ЧАЕВЫХ
— Когда мы пришли в «Бахус», я сразу поставил условие: мы будем играть то, что мы хотим, а не то, что хочет публика. Хозяин согласился. Мы никогда не работали на чаевые. Хотя соблазн иногда бывал, когда кто-нибудь подходил, просил сыграть лезгинку и давал 200 долларов. Но мы отказывали из принципа.
Ресторанный период жизни Таймана Айткалиева связан с джазовой певицей Юлией Штыковой. Вместе работали, вместе давали концерты и побеждали в Голливуде на чемпионате мира по исполнительскому искусству, вместе записывали клипы.
Но проблема была в том, что музыкант собирался с ресторанами завязать.
— На последнем месте, в Астане, мы работали всего три дня в неделю. Мы ни за что не платили. Нам снимали квартиру, нас кормили. Но потом я понял, что рутина начала заедать. И мы стали работать уже два дня в неделю, соответственно, нам подняли оплату.
Мы играли хорошо. Мы делали то, чего никто не умеет в Астане. Это я понял. Ресторану нравилось, потому что к ним приходили солидные клиенты, огромное количество работников различных посольств. А значит, шла солидная выручка. Но я понимал, что наши отношения (с Юлией Штыковой — авт.) заканчиваются. Для нее ресторан был губителен. Потому что петь в ресторане — это превращать творчество в ремесло. Человек привыкает петь в полголоса, в полсилы… Мы закончили совместную жизнь и работу. И я ушел. Ресторан для меня закончился. Я больше туда никогда не вернусь. Потому что это убивает творчество.
Разойдясь со свой женой, Тайман Айткалиев создал в Караганде новый коллектив «Neu Band». 25 апреля состоится уже второй его концерт. Во второй раз за последние десять лет Тайман сыграет на сцене Дворца культуры без Юлии.
— Кто у вас теперь солирует?
— У нас есть певица, которая поет — Женя Розина. Она пианистка, так же, как и Юля. Десять лет назад мы вместе начинали в студенческой филармонии. Сейчас Женя работает в музыкальной школе концертмейстером. Конечно, ее начинают сравнивать со Штыковой. Но это неправильно. Потому что есть масса певцов, все поют по-разному.
— Но она хуже поет или лучше?
— Это люди разного дарования. Я вам просто приведу пример. Есть такая группа «Shocking Blue». Все знают их клип «Шизгара». Но мало кто назовет имя солистки. Вот и у нас сейчас музыкальный коллектив, в котором присутствует солистка. Со Штыковой было по-другому: это была солистка плюс аккомпанирующий состав. Я работал на нее все эти десять лет. Писал все для нее.
— Жалко было расставаться?
— Нисколько. Мы прожили очень хорошую жизнь. Мы много чего увидели, много куда съездили. Отыграли вместе пять концертов. И всегда собирали полный зал. Но теперь наши пути разошлись. Это нормально. Так бывает.
P. S. Концерт «Neu Band» состоится в понедельник, 25 апреля, на сцене Дворца культуры. Начало в 19.00. Будет звучать джаз, рок и блюз.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 63824 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Виктор Робертович Цой (21 июня 1962, Ленинград, СССР — 15 августа 1990, 35-й км шоссе Слока — Талси, 2,5 километра западнее посёлка Кестерциемс, Тукумсский район, Латвийская ССР, СССР) — советский рок-музыкант, автор песен, художник. Основатель и лидер рок-группы «Кино», в которой пел, играл на гитаре, писал музыку и стихи. Снялся в нескольких фильмах.
Летом 1981 года Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский основали группу «Гарин и Гиперболоиды», которая уже осенью была принята в члены Ленинградского рок-клуба.
И поверьте в Питере (не говоря о других городах) его именно так и знают 1000 людей!
А кто такой Тайман Айткалиев?
Не пишите ересь!
Стыдно товарищи!
Ария
20 апреля, 2011 в 07:05
Ария не сходи с ума. Человек просто высказал свое личное мнение. Для меня например Цой никогда не стал бы слушабельным, если бы его не «раскачал» Айзеншпис. Вот это — гений. Все к чему прикасался этот чел — цвело пышным цветом.
А на концерт я пойду. Мне стало интересно посмотреть что может показать карагандинская группа с немецким названием.
кг
20 апреля, 2011 в 10:15
Как-то Тайман поделился со мной этим отношением к советскому, русскому року.Слово в слово.Я даже не стала пытаться вступать в полемику, зачем? Собственно со слов, Да я вашему Цою музыку писал, он же нот не знает! наш разговор и начался. Да, не знает…(не знал). И еще много чего можно сказать нелицеприятного. Но вот почему же Тайман, абсолютно грамотный музыкант,и Цой на разных полюсах популярности. Про Цоя говорят:блин, молодым умер, а мог ведь еще…А что сказать даже сейчас про Таймана?Уже такой возрастной и до сих пор известен только карагандинской околомузыкальной тусовке? Слава не мера популярности, талант не измерить привычными понятиями.Кому как не музыкантам это знать.
elka
20 апреля, 2011 в 10:35
Джон Леннон тоже нот не знал, и Элвис и Чак Берри. Зато взорвали весь мир. А вот Вы дядя Тайман, как были лабухом карагандинским так и останетесь.))))))
Маке
20 апреля, 2011 в 14:11
про Цойжыв смешно читать: умел/не умел. Какая разница? Весь русский рок вышел из одной единственной песни Iggy Pop — The Passenger.
Второй вопрос вот в чем: сам маэстро играет тысячи раз пережеванный «джаз» — музыку сытых. Его вторичность не пугает?
Наверняка будет такое же неловкое ощущение от нового концерта, как от прошлогоднего, на котором Тайман стал вдруг говорить с залом по-английски, хе-хе.
Коркин
20 апреля, 2011 в 15:14
Се ля ви. Один по кабакам играет и никому толком не известен, а другого пол-СНГ даже после смерти слушает. Ну и как бы естественно, что первый начинает критиковать второго.
111
20 апреля, 2011 в 16:42
Это мнение к реальности не имеет отношения. Вы просто плохо знаете историю! А я ее тоже знаю со слов людей у которых он давал квартирники и этим людям я верю больше потому, как друзья! Не надо вымещать свои не реализованные амбиции за счет творчества других… Не этично!
Тайману желаю только творческих успехов!
Ария
20 апреля, 2011 в 16:58
Интереснокакую свободу получил Тайман, но точно знаю, что всем нам подарил Виктор Цой. Для меня в то время его музыка и была тем ощущением свободы и нового восприятия жизни. Сердца действительно требовали перемен. Я согласна, что запад, особенно Великобритания всегда являлись законодателями музыкальной культуры, но те времена прошли. У каждой эпохи — свои кумиры. Есть эпоха Цоя, а вот эпохи Таймана не будет никогда, может быть только в отдельно взятом ресторане «Бахус».
Юлю Штыкову жалко, талантливая певица, столько лет на него потратила.
mutter
21 апреля, 2011 в 14:36
ой кто он такой пусть не позорится
Андрей
21 апреля, 2011 в 23:06
Музыкальную школу закончил ноты там зазубрил и думает что капец музыкант, таких как он тысячи , а Цой неповторимый , и в правду Тайман иди в кафешках выступай именно там твою музыку послушают и забудут, а потом в газете прочитают и подкмают что за чел впервые слышу, музыкант блин
Андрей
21 апреля, 2011 в 23:11
А кто-нибудь из написавших знает нотную грамоту?Музыкант просто говорил,о том,что он записал технически музыку,он не сравнивал себя с В.Цоем.А рассуждения типа «А «Мурку» можешь сыграть?» смешны…Каждому почему-то кажется.что он подойдет к пианино и так «забацает»!!!Одна маленькая деталька-для того,чтобы хоть что-то сыграть нужно учиться минимум лет 15(7-муз.школа,4-муз.училище,4-консерватория)Вперед юзеры и лузеры и все освоившие клавиатуру компьютера-попробойте сыграть что-нибудь из творчества народого,хотя-бы «Собачий вальс».В этом интерьвью не анализировалось творчества В.Цоя,но то что там нет музыки,а есть просто тексты,слегка оформленные некоторым набором аккордов признают и сами участники проекта»КИНО»Просто много поклоников и фанатов и это замечательно,но ничего оскорбительного не было сказаннно.Друзья!Если уж вы не музыканты.то на фига читаете подобные тексты?Ведь многих вещей не понимаета и потом расстраиваетесь…Читайте что-нибудь попроще!А для развития сходите все-таки на концерт.
арина
23 апреля, 2011 в 06:45
арина, супер! пиши всегда про то, в чем шаришь)))
кг
23 апреля, 2011 в 18:05
Встречались мне в жизни разные музыканты, и гении, и попроще. Легко было заметить тех, кто был недоволен полученным от жизни. У них был скверный характер, с ними всегда было трудно договориться, возникали вопросы по деньгам, в первую очередь. Желания играть с такими людьми не появлялось, даже если их знания и умения притягивали к себе.
Открытость, простота, желание делиться, бескорыстность, удовлетворенность тем, что имеешь, духовный путь — рождают иную музыку и музыканта. Такой человек не скажет и не подумает плохо о музыке других. Потому что, что есть суть музыки? — Звук, пространство, время. Наше материальные бытие отражено в ней. Каждый человечек звучит своею нотой, каждый живет своею частотой. Музыка не может принадлежать только академической науке. Наука без жизни мертва.
А что же в жизни? Для Айткалиева, работа с Цоем — его минута славы, можно заявить о себе. Впрочем, все мы такие. Ищем узнать в чем же наша неповторимость. )
Тимур
24 апреля, 2011 в 10:39
Мне, в принципе, не понятны комментарии, изложенные выше. Тайман Мухитович (именно Тайман Мухитович) на десять голов выше всяких Цоев (понятных только беспредельной гопоте) и Макаревичей (понятных только не очень трезвой инженерной псевдоинтеллигенции). Тайман Мухитович человек большого ума и тонкой духовной организации. Вы, детки, не знающие, какой это человек просто право не имеете судить о нем всуе. Он забыл больше, чем вы знаете. И вот что, если бы все музыканты относились к своему делу так как к нему относится Айткалиев Тайман Мухитович, то может быть у нас не появлялось бы «Поющих Трусов», «Дискотек Аварий», ДимБиланов и прочего непотребства…
Тайман Мухитович — человек огромнейших возможностей и идей. И если он не стал Звездой, то только потому, что не хочет метать бисер…Здесь его все равно не оценят…Сорри за УГ…
Силив
24 апреля, 2011 в 19:41
Да ладно, прям-таки не захотел,все кругом пигмеи и только он Дартаньян? Для вас он наверное и Фигура, а для нас так..чувак лабает…вот Цоя видел…Есть хоть что вспомнить к старости, причем вспомнить в лучших традициях пиара-нелицеприятно. Только поэтому тут и развилась дискуссия. А без этого-да кто б что сказал, играй чувак, жги, кто ж тебе мешает. Хорошо играет, в ноты попадает, не лажат, кто спорит!А какой он человек-даже не интересно. Потому как нет известности-нет и интереса.Это человек узкокарагандинскогооколомузыкального круга. Богема…
elka
24 апреля, 2011 в 22:45
Не упоминать имя всуе… Не кажется, что это перебор? Большинство мнений здесь не о том, какой он музыкант. От его слов появляется неприятный осадок, скорее, в этом дело.
Я не хочу доходить до имен, но мне встречались очень хорошие музыканты. Лучшие из них ни с кем себя не сравнивают, но относятся по-родственному, с теплотой к остальным.
А после высказываний Таймана Мухитовича, мне к гитаре страшно подходить будет. Ведь не учился ничему, и права такого от того не имею. )
Здоровья и творческих успехов Айткалиеву, пусть будет побольше хороших музыкантов вокруг него, и признания, что ли, для смягчения характеру. )
Тимур
24 апреля, 2011 в 23:32
Тайман Мухитович – человек огромнейших возможностей и идей. И если он не стал Звездой, то только потому, что ,,,,, нахрен никому не нужен
frog
25 апреля, 2011 в 11:27
Кстати, никто никому не нужен, на самом-то деле… А превращение себя в «звезду», чаще всего, осознанный компромисс и обычная рутина. Имидж, соответствующий репертуар, раскрутка… Он, наверняка, и сам понимает, что не хочет этим заниматься.
К примеру, Хэрби Хэнкок не стесняется зарабатывать деньги. Куинси Джонс осознанно работал с развлекательной музыкой. Каждый выбирает свою стезю. Можно как Орнет Коулман расстроить каждый инструмент, а можно, подобно, индийскому пандиту петь мантры и жить в жесточайшей аскезе, посвятив себя религиозному служению. У каждого свой путь, каждый получает заслуженное, ничем не худшее того, что у других. )
Вся суть в служении. Мы все кому-то служим или хотим служить, мы счастливы только в собственном выборе. Все эти звездности -пшик в пустом пространстве. Любите музыку и музыкантов, друзья, и весь этот мир! Хари Кришна! )
Тимур
25 апреля, 2011 в 12:22
[quote post=»20668″] Лучшие из них ни с кем себя не сравнивают, но относятся по-родственному, с теплотой к остальным.[/quote]
Вы очень правильно сказали. Я ни когда не имел ни слуха ни способностей к музыке, но все родственники мои были профессионалами, музыкантами. Не которые закончили уч. им. Гнесиных, дет мой в США достиг большой популярности на этом поприще. Сейчас я вспоминаю их разговоры,(сейчас все живут за границей) ни кто ни когда ни с кем себя не сравнивал. И своего коллегу всегда принимали с теплотой и уважением.
NGH
25 апреля, 2011 в 14:54
Нехорошо так по Виктора Цоя. С таким же успехом можно покритиковать любую легенду из любой сферы жизни… Пеле мол бил по мячу криво, а я прямо могу. Высоцкий орал свои песни, а я пою чистым голосом. Галилей был не прав, когда отрекся под прессом инквизиции, а я бы нет.. Вот так вот можно легко прославиться ляпнув про кого-то, миллионами уважаемого, какую-нибудь «сенсационную» глупость. Вот так с возрастом я понял смысл басен Крылова. Слон и Моська, например.
Пой громко!
25 апреля, 2011 в 17:27
Странные люди все-таки на просторах инета…О каком сравнении речь?Прям «глухой» телефон какой-то.У меня уже давно сложилось впечатлении,что сами статьи собственно и не читают,а так захватят одну фразу и давай ее «мусолить»Отсюда грустный вывод-господа форумчане,оказываются еще и вдумчиво и осмысленно текст больше двух предложений освоить не в состоянии…А дальше будет еще лучше…Плоды просвещения-однако.
арина
26 апреля, 2011 в 07:26
Да, все нормально, Арина. Мир, салат и кефир. )
Покуражились, каждый для себя разобрался. )
Тимур
26 апреля, 2011 в 12:29
Ага!Мир,салат и йогурт я бы подправила…Привет музыкантам!И уж можно и к гитаре прикоснуться.ей-богу,чем уж она виновата!Я вот сейчас сяду и позанимаюсь,а то все некогда!
арина
26 апреля, 2011 в 14:17
Да, с йогуртом согласен на все 100%! )))
У меня сегодня тоже, по плану, музыка. Доготовлю пищу, позанимаюсь и на встречу с гитарой. )
Арина, ты какую музыку играешь?
Тимур
26 апреля, 2011 в 15:31
Тимур!Я пошутила,у меня даже лет 15 и инструмента дома нет,но иногда сажусь за фо-но и на удивление окружающих,допустим где-нибудь в общепите(ресторане…)могу и быстренько на слух…На что люди с некоторым удивлением,зная,что я не теме спрашивают,а как же без «тренировок?»…А вот бывших музыкантов -не бывает!!!Это к вопросу о количестве обучающих лет.Ну и конечно же умение подбирать и импровизировать(второе не совсем про меня,это в основном прерогатива мужчин )!Но уж даже совсем сложную гармонию воспроизвести пока в состоянии,даже без без наличия инструмента, из пальцев и головы навыки не «вытравишь»Хотя на данный момент решила сделать себе подарок и приобрести компактный рояль.Не знаю как с ним справляться,больно клавиши легкие,музыканты меня поймут.Удачи!
арина
26 апреля, 2011 в 18:02
Привет, Арина! А я не знаю, что такое музыкант. Приобрел множество бесполейзнейших для себя приборов и инструментов, а обхожусь совсем малым. Заниматься нужно, лучше если это будет интересно: размышлять о музыке, задаваться вопросами, играть и слушать… Поздравляю с роялем, получай и дари множество удовольствий. Возможно, что радость и интерес родят и цель в музыке! ) Пока.
Тимур
27 апреля, 2011 в 12:41