— Малейшая провинность — тебя бросали в эту яму! И пытали! — дедушка с чувством показывал иностранному журналисту на музейный «зиндан».
— Иван, вы сами сидели в этой яме? — спрашивал на ломаном русском англичанин, переводя камеру с заточенного в мрачный колодец воскового арестанта на взволнованного пенсионера.
— Сам — нет. Но люди-то рассказывают!
[nggallery id=2877]В прошлый вторник в Долинке открыли Музей памяти жертв политических репрессий. 31 мая по залам бывшего управления Карлага прошли несколько тысяч посетителей. Была делегация из Чечни во главе с председателем чеченского парламента Дукувахой Абдурахмановым (накануне в Спасске он открывал памятный знак чеченцам и ингушам, пострадавшим от сталинских репрессий). Были дипломаты, ученые, священнослужители, потомки репрессированных, а также иностранные журналисты. Сначала собравшиеся митинговали на улице. Еще совсем недавно перед лагуправлением рос роскошный старый сад, однако во время ремонта все деревья выкорчевали. К открытию музея сад превратили в широкую ровную площадь, которая легко вместила всех желающих почтить память политзаключенных.
Заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана Ералы Тугжанов прочитал приветствие Нурсултана Назарбаева. А Дукуваха Абдурахманов рассказал о незаслуженно забытых героях-чеченцах, воевавших в Великую Отечественную войну. И от имени генерала Рамзана Кадырова поблагодарил президента Казахстана за возможность восстановить историческую правду.
После минуты молчания приятный женский голос из громкоговорителя предложил гостям пройти в музей, предупредив, что фото- и видеосъемка внутри помещения запрещена. Народ хлынул к крыльцу. Запускали небольшими партиями. Вначале — вип-персон и журналистов. Остальных просили не создавать давку и подождать.
СТРАШИЛКИ
Внутри посетителей встречали одетые с иголочки девушки-экскурсоводы. Они водили народ из комнаты в комнату, рассказывая удивительные вещи.
По версии одной из музейщиц, детей, родившихся в Карлаге, содержали там до трех лет, а потом некоторых отправляли в другие лагеря, а некоторых — расстреливали(!).
Другая показала своей группе «соляную камеру», в которой стояли несколько небольших (объемом от пяти до 20 литров) деревянных бочек с солью.
— Это инсталляция для складирования трупов, — объявила она. — Вы же знаете, что расстреливали круглогодично. И трупы складывали в бочки для того, чтобы было удобно.
— И трупы взрослых тоже засовывали в бочки? — задали ей наивный вопрос.
— И взрослых тоже — в бочки. Только те бочки, конечно, были побольше. А это маленькие бочки. Других мы не нашли.
Между тем третий экскурсовод, ведя посетителей по цокольному этажу, делала не менее захватывающее замечание: «Обратите внимание на эксклюзивные двери, они стояли еще при Карлаге». Открыв очередную мощную (сантиметров 15 в толщину) деревянную дверь, девушка пригласила свою группу в «пыточную».
Надо сказать, что это место уже совсем не такое колоритное, каким его увидел госсекретарь Саудабаев за пару недель до открытия музея. Тогда там на столике были разложены самые разнообразные плоскогубцы, щипцы, крючья и ковырялки непонятного назначения. Теперь же весь этот проржавевший «пыточный» инвентарь убрали. Строительную струбцину, названную «колодкой», также спрятали, вместе со шприцами и старой медицинской грушей. Оставили только свежесломанную ветку, испачканную в алой краске, а также решетки «для привязывания человека» и шкиф с цепями «для подвешивания к потолку».
— Вы можете ощутить весь ужас тех лет, — комментировала сотрудница музея. — Недавно мы нашли приказ 1954 года, который отменял пытки.
— Если был приказ, который отменял пытки, значит, был и такой, который разрешал! — догадалась одна из посетительниц.
— Совершенно верно!
АРТЕФАКТЫ С ЗОНЫ
Народ разглядывал, слушал жуткие байки и ужасался. Пожилые женщины плакали. Одна старушка даже в обморок упала.
Между тем среди посетителей были не только люди, которые прежде в карлаговскую тему особенно не вникали. На открытие музея пришло много специалистов, дотошно изучавших сталинскую репрессивную систему. Такие гости в ответ на рассказываемые страшилки только посмеивались. Одни при этом тихо предлагали музейщикам побольше посидеть в архивах и поработать с документами. Другие просто заявляли, что многое из представленного в музее — это «антиисторичная чепуха» и «полное вранье».
Взять хотя бы мертвецкую. Какая-то доля истины в инсталляции с разнокалиберными бочками присутствует. Об этих бочках, к примеру, идет речь в кинокартине Дарьи Виолиной и Сергея Павловского «Мы будем жить». В документальном фильме, который в прошлом году показали на канале «Культура», рассказывается, как однажды санитарка, проходя мимо такой бочки, заметила, что шевелится чья-то ручонка. Она вытащила девочку, отнесла домой, восемь лет растила как собственную дочь. А когда срок матери вышел, вернула ей ребенка.
То есть, по свидетельствам очевидцев, бочка для складирования трупов в лагере действительно существовала. Однако клали туда только умерших новорожденных младенцев. Смертность была высокая: рожениц освобождали от тяжелых работ лишь за две недели до родов. Дети появлялись на свет слабыми. Многие не выживали. Зимой их не хоронили — невозможно было раздолбить замерзшую землю. Маленькие тела собирали в бочку, а когда она полностью заполнялась, закапывали в одной яме на «мамочкином» кладбище.
Однако никто никогда еще не упоминал, что трупы при этом засыпали солью. Или что существовали большие сосуды для взрослых покойников. Свидетельства говорят о том, что их просто складывали штабелями в холодном бараке.
Что же до утверждения экскурсовода по поводу того, что детей после трех лет отправляли в другие лагеря или даже расстреливали, то это, скорее всего, просто досадная оговорка. Есть сведения о том, что до семи лет, пока дети жили на территории лагеря, их старались хорошо содержать и полноценно кормить. Уже после, когда малыши попадали в компанейский детский дом, многие умирали от голода.
А по поводу массивных деревянных дверей надо сказать, что они действительно в каком-то смысле эксклюзивные. То есть эти двери на самом деле стояли на камерах. Только не в Карлаге. Прежний директор музея Марина Клышникова три года назад рассказывала корреспондентам «Нового Вестника», что привезла их из колонии строгого режима, которая сейчас располагается в поселке Долинка.
Таким образом, получается, что приличная часть музейных инсталляций основана на слухах и домыслах. Не было соляных бочек. Не было камер с массивными дверями. О том, что чекисты не пользовались средневековыми приспособлениями для пыток, не раз рассказывали специалисты по истории Карлага. То же самое касается и так называемого зиндана. Конечно, директор музея обещала показать документы, подтверждающие, что это действительно был именно зиндан, а не высохший колодец. Однако до сих пор никаких доказательств никто не видел.
Те посетители, которые хотя бы немного разбираются в карлаговской теме, признавались, что долинский музей произвел на них довольно странное впечатление. В самом деле, выходя из здания бывшего лагерного управления, начинаешь сомневаться, правильно ли ты понимаешь, что такое музей. Во всяком случае, пока карлаговский музей под словарное определение этого слова (учреждение, собирающее памятники истории) не совсем подходит.
…И напоследок расскажем о «собирательном образе ученого», как выражались экскурсоводы. Они заводили людей в комнатку, напичканную грязными пробирками и поломанными школьными приборами, собранными, вероятно, в кабинетах физики и биологии. Долго в комнате никто не задерживался. Люди лишь беглым взглядом окидывали инсталляцию. Некоторые интересовались, покажут ли им камеру Чижевского. Услышав, что такой камеры в музее нет, разочарованно уходили. Почти никто из посетителей близко к гипсовому человеку в валенках не подходил. Между тем это довольно любопытно. Итак, из чего же «собрали» репрессированного ученого? Судя по предметам, которые окружают фигуру, художники изобразили не какого-нибудь заурядного исследователя, а универсала-энциклопедиста. Гипсовый мужичок одним глазом смотрит в полуразобранный ученический микроскоп. Другим — читает брошюру, где рассказывается о том, сколько калорий содержится в сале. При этом руками он чертит чертеж «рычага с подвесками».
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 64063 материалов.
Посетители оставили 247098 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Если сравнивать музеи с книгами — это научно-популярная литература. А в Долинке получился детский журнал комиксов.
юлана
08 июня, 2011 в 08:36
Надо как бы определиться, если это музей значит должны быть подлинные вещи, в крайнем случае точная копия. Ну а если атракцион, как в нашем случае, тогда можно и мусор всякий со свалок выставлять и ужастики рассказывать.Пипл схавает.Одно плохо, сегодня ещё есть те, кто может рассказать как оно было на самом деле, а вот завтра все эти сказки про зинданы , засоленных младенцев и прочую лабуду будут преподносить как истину в последней инстанции. Вот так историю и переписывают бестолковые, якобы учёные.
Бяка Букин
08 июня, 2011 в 20:57
Этот музей — это просто кощунство какое-то, издевательство над памятью тех, кто прошел через лагеря :(. Потому что достаточно почитать воспоминания самих бывших заключенных или даже архивные материалы, чтобы ужануться и покрыться холодным потом. Правда гораздо страшнее, чем все эти идиотские перфомансы.
пани Янтушевская
08 июня, 2011 в 22:29
Вот эти «ужасы» карлага когда-нибудь и затмят победу советского народа над Фашистской Германией. Нас просто будут сравнивать с теми же фашистами, мучившими людей в концлагерях.
123
09 июня, 2011 в 09:34
Эх Настя, Настя… Единственное что достойно внимания вашего «Творения» — это фотография музея сделанная сквозь расколотую звезду (респект фотографу). Касаемо Вашей статьи Вы показали собственную неосведомленность. Так называемый «роскошный старый сад»: внешне представлял собой вымерший и засохший скверик. По поводу нескольких тысяч посетителей… я сам присутствовал на открытии, и видел количество людей, там были только приглашенные, около 1000 человек. Проходя по подвалу я видел двери и не заметил ни одной 15 сантиметровой двери бункера, толщина не превышала 6 сантиметров, видимо Вы болели корью, когда в школе проходили меры длины и толщины!!! По рассказу экскурсовода сопровождавшего нашу группу, мы поняли, что эти двери были предоставлены СИ-16 для инсталляции экспозиции цокольного этажа… Вы пишете что музей «под словарное определение этого слова (учреждение собирающее памятники истории)не совсем подходит» — да будет Вам известно, что само здание музея уже является историческим памятником!!! В Вашей статье замечено неуважение к всемерно известному ученому Александру Леонидовичу Чижевскому, Вы даже не удосужились написать его инициалы, видимо уроки истории вы пропускали по причине ОРВИ. А напоследок я скажу… Не могли бы Вы поделиться своим жизненным опытом, как можно что то увидеть в микроскоп , который находится на расстоянии вытянутой руки. Желаю Вам творческих успехов на Вашем бумагомарательном поприще.
Борец с гламурной нечистью
09 июня, 2011 в 10:16
Уважаемый борец с нечистью, благодарю вас за критику и прошу прощения, если материал вас обидел. Хотелось быть объективной. Но в долинском музее действительно многое смущает. Рада, что вам попался грамотный экскурсовод. Однако объяснения, которые слышали другие группы, звучали несколько странно. Что касается дверей, то их толщину я не измеряла, не ношу с собой линейки. Размер указала на глаз. Двери в самом деле массивные. Но, возможно, вы измеряли, поэтому ваши данные более точнее. То же самое и насчет посетителей. Народу было много. Думаю, тысячи две-три — точно. Но, если вы сами рассылали пригласительные, вам, конечно, виднее. Спасибо за уточнения.
Анастасия Машнина
09 июня, 2011 в 11:08
Настя — умница! Красиво ответила
Айсулу
09 июня, 2011 в 14:09
по экскурсоводам зиндан плачет…
Коркин
09 июня, 2011 в 14:11
Доченька… во первых, толщину дверей я указал как и вы на глаз,но она более точная, а во вторых 18 летний стаж работы в армии позволяет мне указать примерное количество человек присутствующих на открытии музея,тем более на ровном пространстве, я конечно понимаю что каждому человеку присущ зрительный обман, но не до такой же степени.
Борец с гламурной нечистью
09 июня, 2011 в 14:49
Коркин по экскурсоводам зиндан плачет…[/quote] гы-гы-гы точно подмечено.
Борец с гламурной нечистью. Вы за что радеете-то? За то чтобы историю переписывали? А вообще о чем говорить, народу же чего хочется — хлеба и зрелишь. Вот они и получают зрелише… в чистом виде. Смотреть на простые документы, приказы никто не пойдет. Зато теперь «музей» гремит. Все желают туда попасть. Просто в таком случае организаторы не называли бы это музеем, а подобрали бы более подходящее название.
Куколка
09 июня, 2011 в 15:28
[quote comment=»41455″]Коркин по экскурсоводам зиндан плачет…[/quote] гы-гы-гы точно подмечено.
Борец с гламурной нечистью. Вы за что радеете-то? За то чтобы историю переписывали? А вообще о чем говорить, народу же чего хочется — хлеба и зрелишь. Вот они и получают зрелише… в чистом виде. Смотреть на простые документы, приказы никто не пойдет. Зато теперь «музей» гремит. Все желают туда попасть. Просто в таком случае организаторы не называли бы это музеем, а подобрали бы более подходящее название.[/quote]
Интересно, а что должно бЫть в подобном музее, неужто куколки-собачки. Это МУЗЕЙ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ, там и собраны в витринах фотографии и документы, касающиеся данной темы (приказ №00486, документы о депортации, о красном терроре, коллективизации… фото заключенных, депортированных, расстрельный список карлаговцев, причем рассирелянных по второму приговору…). По вашим понятиям видно что самый идеальный музей для вас Музей чертей в городе Каунас…
Борец с гламурной нечистью
09 июня, 2011 в 17:22
Руководителю музея 27 лет, до этого несколько лет не работала. Через полгода без конкурса становится директором, что можно ожидать… Музей не занимается своей основной деятельностью, а превратился в аттракцион ужасов.Сейчас в этом музее важнее всего зрелищность. Очень жаль затраченные сотни миллионов тенге на восстановление и реконструкцию музея. Автору статьи Анастасии похвала за актуальность и смелость. Молодец!
Александр
09 июня, 2011 в 17:46
Спасибо за материал. Здорово автор высмеял экскурсоводов и тех, кто в стремлении очернить нашу историю нагородил липовых «экспонатов». Думаю, стремятся очернить нашу историю нынешние власти, не создавшие за 20 лет и десятой доли тех благ, которые были созданы за 20 лет существования Казахской ССР в составе СССР. Именно они и дали указания установить липовые «экспонаты» и подготовить таких же недалеких экскурсоводов.
Кстати, прошлым летом я был в здании управления Карлага, когда там еще шел ремонт. Экскурсовод нам попалась более-менее грамотная. Лично у меня после посещения данного объекта сложилось мнение, что история Карлага далеко не такая ужасная, каковой пытаются сделать ее «демократы» и бывшие враги народа. Можно сказать, что я стал еще более убежденным коммунистом.
Автору желаю творческих успехов и побольше объективных статей.
Андрей Цуканов
09 июня, 2011 в 22:47
Действительно, атракцион ужасов. Хорошо еще не сказали, что по вечерам чекисты собирались и, прославляя Сталина, пили кровь этих младенцев…А у начлагеря была синяя борода…
Виктор Павлович
11 июня, 2011 в 18:55
Понятно, что это в первую очередь музей всем жертвам Карлага. Антураж соответствующий. Но зачем искажать историю? К чему выдуманные зинданы и т.д.? Пытки дествительно были, но кто может утверждать, что сейчас подобные методы не применяются? Хотелось бы верить, но действительность, без всяких музеев, говорит об обратном. Это характерно для любой пенитанциарной системы.
Виктор Павлович
11 июня, 2011 в 19:01
[quote post=»21160″]Можно сказать, что я стал еще более убежденным коммунистом.[/quote]
Эх жаль товарищ Цуканов пропустил эпоху культа личности. А то б его для пущей коммунистической закалки пропустили б по этапу до самой Колымы, как пустили всех ярых революционеров, делавших революцию с Лениным, чтоб не мутили массы при Сталине.
Karagandinec
12 июня, 2011 в 22:49
Ну, почему же пропустил… Как раз сейчас мы живем при самом что ни на есть культе личности
И насчет ярых революционеров Вы заблуждаетесь…
Андрей Цуканов
13 июня, 2011 в 09:23
Господи!!! Товарищи, я сам на днях посетил музей в Долинке, и хочу отметить, что видел этот зиндан, вообще на лагерном жаргоне его называли «стакан», и в ГУЛАГе, в том числе и Карлаге они были!!! Взять хотя бы к примеру Жанаарку, Самарку, я их лично видел, т.к. люблю рыбалку и мотаюсь по речкам, озерам. За мой огромный стаж рыболова любителя, я подружился со многими жителями самых разных поселков (Сарепта, Самарка, Бородиновка…), все они были лагернымы отделениями Карлага, и эти люди мне и показали эти зинданы…
На мой взгляд экспозиция очень интересная, по крайней мере молодой человек проводивший экскурсию грамотно объяснил суть каждой витрины, делая акцент на наиболее важные документы и фотографии… в витринах я не заметил липовых документов, практически все они отражают тему которой и посвящен экспозиционный зал. Наша экскурсия длилась более полутора часов, мы получили массу интересной информации, но я желаю посетить музей индивидуально, чтобы более подробно ознакомиться с материалами представленными в музее.
Горняк
14 июня, 2011 в 08:30
Сложилось впечатление, что «Горняк»- работник музея. За все, что говорят на экскурсиях, ответственность никто не несет, поэтому можно сказать все. Прав Виктор Павлович, хорошо, что не говорят, что чекисты пили кровь младенцев. А основная часть экспонатов- утилизированные современные предметы из подвалов, чердаков, сараев и никакой ценности не представляют. Музейщики зарабатывают деньги на зрелищности, просто надо было назвать это учреждение театром с соответствующими декорациями, а не музеем.
Посетитель
14 июня, 2011 в 17:05
НУ не соответствует он реальной исторической действительности! Про зиндан — фантазии! В этой комнате одтыхали НКВД-шники! А вот Мамочкино кладбище крепко за душу берет.
Пиппер
25 июля, 2011 в 00:36
Я Ерш Людмила в девичье Антишина родилась 14 марта 1950года в п Долинка у Антишиной Марии Ивановны ей было полных 35лет я 7 ребенок хотела узнать знает ли кто про неё что нибутью воспитывалась в детском доме города Шемонаихи
Антишина Людмила Владимировна
20 ноября, 2013 в 13:05
Моя мама родилась в Долинке, в лагере 31 января 1949 года, как она помнит, ее привезли в семью когда ей было то ли 5 лет, то ли 7, ее познакомили с сестрой младше ее (род.в 51, но от другого отца, потом приехала мама как ей сказали, Мельниченко Мария Прокопьевна (моя бабушка)якобы с того лагеря, просто я не могу понять откуда сестра то появилась и почему она жила дома, а мою маму(ребенка) привезли, и ее мама появляется с того лагеря. Я вот многие годы только предположения выстраиваю, может это не ее мама, а просто взяла ее. Всю жизнь Мария Прокопьевна любила только свою младшую дочь, просто это ощущалось в воздухе. Как узнать, как проверить. Есть ли архив, можно ли узнать о Мельниченко Марии Прокопьевны и моей мамы, имя Нелли Васильевна. По легенде, как рассказывала бабушка, отец Василий был репрессирован и у него отобрали эту девочку и бабушка сказала что держала маму, когда он прощался с Нелли. Больше Василия не видели, без вести пропавший.А бабушка якобы из-за него сидела в этом лагере. Хочется ясности, можно ли это узнать, работают ли архивы или куда обратиться с этим вопросом. Помогите, если сможете.
Наталья Опенкина
30 января, 2017 в 00:52
Мне кажется, сама эта статья желает хлеба, поэтому по новому тренду, стремится высказаться против. Как же это? Нигилизм?
Но мы свободны думать что хотим и как хотим.
Единственное, что хочу, чтобы знали, так это то, что когда о чем-то говоришь, выражаешь мнение, нужно изучить тему до конца — не по словам гидов, не по сайтам в интернете, а по книгам, которые несли в себе адекватную информацию.
Это не камень в сторону автора статьи, а всех нас, и даже не камень, а мое пожелание для будущих нас — имейте честь и совесть уважать каждого и всех.
Люди, пережившие лагеря, имели какой-то быт — холодный, голодный, но жили, может даже любили, стремились к прекрасному, но в рамках решетки. Отнятая свобода, унижения, каторжный труд — это трагедия, это настоящая трагедия.
А те, кто говорит, что экскурсоводов нужно в зиндан, будьте с своем уме, многие бы расплакались от таких злых слов, не обесценивайте какой-никакой труд.
Будьте с своем уме и уважайте себя.
Zhanar
07 марта, 2018 в 12:08
Добрый день! Интересно, сколько мнений вызвала эта тема. У меня тоже много мыслей. Во-первых, я думаю, что создатели этого музея делают очень нужное дело-его просто невозможно переоценить! Поэтому желаю вам, его организаторам, успехов!
Мои родители жили и работали в Караганде. В годы войны и после неё еще долгих 10 лет.
Что же касается правды-неправды, что имело место, а что сегодня домыслы, все это можно/нужно выяснить только в процессе этой колоссальной работы. И уточнять, корректировать можно тоже только в процессе. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Правда должна быть сохранена и её можно только выкристаллизоать в кропотливой работе. Архивы, встречи с людьми (еще не все очевидцы умерли). И к счастью, можно найти очень много воспоминаний людей, оставивших личные переживания в письмах, рассказах и т.д.
Olinda Nöckel
14 сентября, 2020 в 20:57