«Это было похоже на мафию», — смеется художница Гульмира Гарифуллина. В прошлом году она путешествовала автостопом по Алтаю. И в каждой деревушке встречала родню. В прошлую пятницу она приехала в Караганду. Надеется, что встретит родственников и здесь. Ведь по маме она алтайка, а по отцу — казашка.
[nggallery id=3173]Выставка художников из Кузбасса — это, с одной стороны, событие глубоко политическое. Повод — День шахтёра. На открытии 90% времени говорят не о живописи, а об угольных державах, о братстве народов, о российско-казахстанско-белорусском таможенном союзе, о едином экономическом пространстве. Название экспозиции говорит само за себя — «Палитра дружбы». Наши дарят россиянам чапан и маленькую сувенирную домбру. Россияне нашим — книгу о городе Кемерово и две картины.
С другой стороны, эта выставка — маленькое возвращение к истокам. В проекте «Разноцветье» участвуют восемь молодых художников из Кузбасса. В Караганду приехали двое из них: руководитель проекта Андрей Ивершин и художница Гульмира Гарифуллина. Оба они сейчас живут в городе Кемерово. Оба родились в Казахстане. Андрей — в Алматы, Гульмира — в Семипалатинске. На картинах кемеровцев мавзолеи и верблюды соседствуют с горными вершинами и лошадьми. Между красотами природы мелькают морщинистые лица шахтеров.
Художественная дружба между Кузбассом и Казахстаном началась с письма российского художника казахстанскому президенту. В 2003 году в Кемерово прошла выставка Андрея Ивершина «Моя малая родина — Казахстан». После выставки Андрей написал Нурсултану Назарбаеву. Сообщил главе РК, что хочет «подарить свою картину «Песня» любимому городу Алматы». На ней — «акын на фоне юрт и бескрайней степи». Художнику тут же перезвонили и предложили устроить персональную выставку в алматинском музее Костеева. Караганде Андрей Ивершин тоже подарил картину. Называется она «Мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи», написана под впечатлением от поездки в Туркестан.
— Тут все холодное, голубоватое, как в дымке. Было ощущение, что мавзолей — воздушный и легкий. Это несмотря на то, что было очень жарко, почти 40 градусов.
Второй подарок нашему музею ИЗО — картина Гульмиры Гарифуллиной «Утро в Горном Алтае». Поселок под названием Улита. Спокойные зеленые горы. В низине — красные и синие домики и оранжевая лошадь, задумчиво жующая траву. Прошлым летом студентка Кемеровского художественного училища путешествовала автостопом по Алтаю. «Всюду глобализация», — задумчиво замечает Гульмира. В сколь глухую деревушку она бы ни попадала, хоть в одном доме, но был интернет. «Все архаичное постепенно забывается», — вздыхает девушка. Но когда местные жители узнавали, что Гульмира, во-первых, художница, а во-вторых, по матери — алтайка (эта народность насчитывает всего 70000 человек), они открывали сундуки и показывали девушке старинную одежду и посуду. Одежда алтайцев похожа на казахские национальные костюмы. Например, женский наряд чегедек — платье и длинная, до пола, жилетка. Только украшения у алтайцев скромнее, чем у казахов. В одежде используется только красный, синий и белый цвета. А орнаменты состоят из простых геометрических фигур. В каждом поселке Гульмира встречала какую-нибудь родню: «двоюродная сестра моей троюродной тети». «Это было похоже на мафию», — смеется художница.
Выставка «Палитра дружбы» продлится в музее ИЗО до 28 августа.Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 64074 материалов.
Посетители оставили 247098 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
А что алтайка-это нация? Или народность?Или место жительства?
Фея
24 августа, 2011 в 10:28
Вот именно! Кстати, я тоже метиска: мама русская, а папа шахтёр!)))
Алл Борисовна
24 августа, 2011 в 15:55
Алтайцы — это наименование народности.
См. статью об алтайцах. Источник — официальный сайт красноярского края
Алтайцы (само назв.: алтай-кижи — «человек Алтая») — народ Южной Сибири в Российской Федерации (67,2 тыс. чел., 2002), коренное население Республики Алтай (62,2 тыс.). Живут также в Алтайском крае (1,9 тыс.), Новосибирской (0,5 тыс.) и Омской (0,4 тыс.) областях; незначительное число — в Казахстане (0,5 тыс.). С 1922 до 1948 гг. назывались также ойротами.
В прошлом алтайцы — собирательное название тюрко-язычных племен, населявших Горный Алтай и частично Кузнецкое Алатау. Издавна алтайцев условно делили на северных и южных. Северные (устаревшее название «черневые татары») включали этнографические восходящие к племенному делению группы тубаларов, челканцев, кумандинцев.
Южные алтайцы именовались в русских источниках калмыками белыми, алтайскими, горными, бийскими. На сегодня они включают группы теленгитов, алтай-кижи и др. Одна из этих групп — кумандинцы — по переписи 2002 г. выделена в качестве самостоятельного этноса (3,1 тыс. человек в России, 11 человек в Красноярском крае).
Алтайский язык относится к тюркской группе алтайской семьи, имеет два основных диалекта: южный и северный. Первые попытки создания письменности на основе русской графики делаются с середины XIX века. Однако повсеместное распространение литературного языка на основе диалекта алтай-кижи происходит только в 1920-х годах.
В 1922 г. была образована Горно-Алтайская АО (до 1948 г. — Ойротская автономная область), в 1991 г. — Горно-Алтайская республика (с 1992 г.— Республика Алтай).
Основные занятия среди южных алтайцев — скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот), в северной таежной зоне — охота и лесные промыслы (бортничество, кедровый орех). Ограниченное значение имело земледелие — сеяли ячмень, рожь, овес. Основное средство передвижения алтайцев — лошадь.
Традиционная одежда — длинные холщовые рубахи и штаны, халаты (чекмени) из сукна с правосторонним запа’хом, длинные овчинные шубы, меховые шапки (у женщин — платки), кожаные (зимой меховые) сапоги. Замужние женщины у южных алтайцев носили поверх одежды чегедек — длиннополую безрукавку.
Основной тип жилья на юге — войлочная или деревянная юрта (крыта берестой), на севере наряду с юртой бытовала полуземлянка. С XX в. получают распространение срубные дома русского типа.
Традиционное питание алтайцев — мясо домашних и диких животных, дичь, рыба, молочные продукты (кислые и пресные сыры, айран, кумыс), супы, каши, а также различные злаки и съедобные растения. Употребляли мучные продукты (хлеб, лепешки), пили чай с талканом из поджаренных зерен ячменя.
Существует развитая мифология, эпос, фольклор (сказки, предания, песни, пословицы, поговорки и т. д.).
Наряду с общероссийскими праздниками 3 июля объявлен Днем независимости Республики Алтай — Эл Ойын («Народные игры»), который с 1992 г. отмечается как общеалтайский фольклорный фестиваль.
Верующие алтайцы — христиане (православные, есть баптисты). В то же время сохраняется влияние традиционной религии — шаманизма, а также бурханизма (разновидность ламаизма с элементами шаманизма).
Елена Старостина
25 августа, 2011 в 11:32
Спасибо,Елена Старостина ! Очень познавательная информация!
Фея
01 сентября, 2011 в 12:56
а я вот чистый кумандинец!!и мне очень интересно узнать,есть ли в караганде еще кумандинцы??
руслан
02 февраля, 2012 в 01:08