Несколько минут перед зеркалом — и лицо становится моложе на 20 лет. Одно движение кистью — юная девушка превращается в дряхлую старуху. Актриса Тельма Федоренко уже больше полувека работает в театре имени Станиславского и 20 лет преподает мастерство гримирования в колледже искусств. Сегодня она — гость нашего проекта «Секреты макияжа».
— У нашей актрисы Зориной, которая играла Эсмеральду, были маленькие глаза, — вспоминает Тельма Александровна. — Но подруга делала ей очень хорошую подводку — и взгляд становился открытым. Из зрительного зала смотрелось очень хорошо. А особенно в финальной сцене с виселицей. Мы удивлялись: «Гала, как у тебя такие огромные, прямо квадратные глаза получаются?». Она отвечала: «От страха. А вдруг скамеечку выбьют, а меня не успеют поймать». На нее ведь самую настоящую петлю надевали. И строго следили за тем, чтобы Квазимодо вовремя ее подхватил. Было очень эффектно. Зал замирал. А актриса этого момента всегда боялась.
Хотя виселица была под контролем, все знают, что в театре работают люди творческие и что от казусов на сцене не застрахован никто. Был даже случай, что артист уснул в самый ответственный момент, когда его коллега, идеально загримированный под Ленина, поднял руку и читал пафосную речь. В зале сидели партийные работники, все понимали торжественность момента. А соратника вождя разморило настолько, что он забылся и положил голову прямо на плечо Ильичу. Тот дернулся, соратник опомнился, но потом снова пытался прикорнуть в той же позе. В другой раз подвели рабочие сцены. Опять же Ленин выставил вперед руку и вещал про победу коммунизма, как вдруг сзади раздался оглушительный грохот. Станки, на которых стояли артисты, изображавшие рабочий класс, провалились. Остались видны только головы актеров.
После таких ЧП виновным месяц не платили зарплату. Однако воспитательные меры срабатывали не всегда. Так что, зная нравы коллег, Эсмеральда, просовывая голову в петлю, непроизвольно увеличивала свои глаза до нужного размера. В сущности, в заключительной сцене она и в гриме-то не особо нуждалась.
Но такая ситуация, конечно, исключение. Тельма Александровна считает, что на самом деле без грима в театре не обойтись.
— Вот вы выйдете на сцену, включат свет — и вашего лица не будет видно, — говорит она. — Оно станет сине-зеленым. Оно будет невыразительным.
Актриса достает из своих сумок множество мешочков с коробочками и бутылочками, тряпочками и локонами, бусами и матерчатыми цветами.
— Мое лицо можно сделать немного моложе, — продолжает она. — Мне уже 70, а если я играю в последнем спектакле «Формула счастья» героиню лет пятидесяти, мне, естественно, нужно молодой грим положить и все ненужное убрать. Сцена с человека в гриме запросто снимает десять лет, а если нужно, мы можем снять и все 20.
Тельма Александровна показывает, как делается экспресс-подтяжка на один спектакль. Из легкой прозрачной ткани нужно вырезать два меленьких кружочка и присоединить к ним веревочки. Эти матерчатые кружочки наклеиваются в районе скул. Затем с помощью веревочек, которые завязываются на затылке, щеки приподнимаются вверх так, чтобы разгладились все морщины. Сверху надевается парик, под который прячется хитрое приспособление.
— Грим заменяет пластическую операцию. Подтянул веревочки — морщинки исчезли. Это можно сделать при желании. Но сейчас никому ничего не нужно. Сейчас молодежь вообще не гримируется. Мы, старшее и среднее поколение, еще помним, что такое грим. А молодые сегодня пользуются только тональным кремом и тенями. Или актрисы идут в клинику, делают себе подтяжки и молодятся в жизни.
Но, несмотря на достижения пластической хирургии, театральный грим никто не отменял. Чтобы лицо не казалось со сцены плоским, нужно обязательно оформлять его специальными красками. И тут следует знать основные правила.
— Если мы кость на скуле высветлим, а под ней впадину затемним, то получится яма. А если при этом у нас кончика носа не видно, да и глаза не выразительные, что у нас получится? Получится череп! Щеки может замазывать темным тоном только тот, у кого они чересчур круглые. В этом случае у него получится узкое длинное лицо. Мне же надо ямы под скулами убрать, поэтому я их высветляю.
Омолаживая правую часть своего лица, актриса объясняет главный принцип грима: все светлые тона приближают и расширяют, все темные — углубляют и сужают. Поэтому прежде чем приступить к гриму (впрочем, как и к повседневному макияжу), следует внимательно изучить анатомию своего лица. Понять, где располагаются впадины, а где выпуклости. Чтобы после сеанса у зеркала не вышло так, что девушка вместо того, чтобы преобразиться, заметно состарилась.
— Ярко выраженная нарисованная бровь старит. А короткая молодит, — продолжает Тельма Александровна. — Темный зрачок со сцены лучше смотрится, чем светлый. Поэтому если вам с цветом глаз не повезло, хочешь — не хочешь, надо утемнять, пользуясь подводкой. Нос я подбиваю снизу коричневым, чтобы он был покороче. А прямо под глаз и под бровь наношу румянец: так лицо получается живее и моложе. И обязательно наношу румянец на щеку, чтобы пухлее стала.
На глаз актриса наносит зеленые тени, как еще в студенческие годы ее научил Антон Анджан — знаменитый советский художник и гример. Тельме Александровне повезло учиться у этого признанного мастера с «Мосфильма», который прославился тем, что первым создал правдоподобные образы Ленина и Чапаева для советского кино.
— Первое, что он сделал, это приклеил кусочек газа и подтянул мне нос, с тех пор я всю жизнь этим пользуюсь, — говорит она.
Еще с советских времен от гримера Анджана у Тельмы Александровны остался лоскут киношного газа — та самая ткань, из которой она до сих пор вырезает полоски для подтяжки носа. Когда ноздри поднимаются наверх, ее персонажи становятся более задорными и юными. Конечно, в жизни этим не воспользуешься, но со сцены смотрится превосходно. С курносым носом Тельма Александровна сыграла Дюймовочку, Белоснежку и Красную Шапочку. Последняя роль ей особенно удалась. Актриса и сама была в нее влюблена, и зрителям она очень нравилась. Однажды после спектакля одна мамаша из зрительного зала привела к ней в гримерку свою пятилетнюю дочь. Ребенок очень хотел познакомиться с Красной Шапочкой. Но, увидав 30-летнюю тетю вблизи, и к тому же уже без шапочки, девочка была потрясена.
Театральный грим делается с расчетом на зрителя с последнего ряда. При ближайшем рассмотрении он вовсе не должен выглядеть идеально.
— Хотя как-то приходил молодой человек. Его кто-то отправил ко мне из колледжа искусств, где я преподаю. Ударили его, нужно было убрать очень большой синяк. Я гримом, учитывая тон его лица, быстро все замазала. И так же, как ресницы у него расположены, немного нарисовала глаз. Затем и второй глаз подкрасила, чтобы не выделялось. В конце все запудрила. Получилось очень естественно. В таком виде молодой человек пошел вечером на танцплощадку. У него там свидание было. В другой раз обратился товарищ из гостиницы. У них там работала одна девочка, очень похожая на Орбакайте. Мы ей немного выровняли носик. У Орбакайте он остренький. Сделали голубую подводку, румянец под глазами — чтобы как бы расширить лицо, потому что у Орбакайте оно кругловатое, а у девушки было вытянутое. Вот и все. Получилось хорошо. Они там в гостинице дурака валяли: говорили всем, будто к ним приехала Орбакайте и живет.
По ходу разговора Тельма Александровна рисует шрамы и синяки себе — на левую, еще не тронутую краской сторону лица, а заодно и корреспонденту «НВ». Сначала синим, потом красным, чтобы получился сиреневый, затем пятнами добавляет белого и желтого. Шрам рисует черным, красным и белым — глубокий, с запекшейся кровью и следами от шва.
— У меня был шрам, — говорит она. — Мы играли «Аристократов» Погодина. Я была бандиткой в массовке. Сплевывала и говорила: «Убери перо». Кстати, разбитый рот лучше делать кетчупом.
За увлекательным разговором актриса успевает изобразить не только следы от драк. Двумя легкими движениями она вдруг превращает губы корреспондента в гигантские алые вареники. Затем быстро надевает какую-то непонятную шляпу, на шею — вязаный красный шнурок. На волосы — блестящие бусы. Себе повязывает щегольской платок. «Эх, а у вас все-таки шрам лучше получился», — с легким сожалением вздыхает Тельма Александровна. И тут же корчит страшную гримасу. В таком виде, с чувством исполненного долга, мы и фотографируемся на память.
Всего на сайте опубликовано 64067 материалов.
Посетители оставили 247098 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.