Министр нефти и газа заявил, что «по рынку бензина ситуация выправляется» и «тех масштабов нехватки нет». Однако ситуация в Караганде слова главы ведомства не подтверждает.
На наших заправках горючего не хватает. «Гелиос» продает только бензин АИ-92. У «Седы» нет дизельного топлива. А многие заправки госкомпании «КазМунайГаз» и вовсе не работают.
Официально дефицит горюче-смазочных материалов образовался в начале осени. В сентябре министр нефти и газа Сауат Мынбаев признал, что бензина действительно не хватает. Но виноваты в этом не оптовики или отечественные нефтеперерабатывающие заводы, а российский рынок. По мнению главы ведомства, там цены выше, чем у нас. Поэтому покупать в России и везти в Казахстан горючее невыгодно. Однако спустя месяц мнение министра кардинально изменилось. Видимо, уверенности ему придали те 50 тысяч тонн бензина марки АИ-92, которые наше государство покупает у России.
— В целом, по рынку бензина ситуация выправляется и тех масштабов нехватки, по сути, нет, — цитирует слова министра нефти и газа Сауата Мынбаева информагентство «Казинформ». — Кроме того, если вы наблюдаете, даже есть определенная тенденция снижения цен, в частности, на дизельное топливо.
Однако владельцы карагандинских сетей автозаправок словам министра давно не верят и снижения цен не наблюдают. На некоторых автозаправках его цена превышает 100 тенге за литр. А те, кто еще продает солярку по установленной правительством цене в 90 тенге, отпускают ее только по карточкам или талонам.
— Сейчас мы торгуем себе в убыток, — говорит директор одной из сетей АЗС. — Бензин на заводе мы приобретаем по 106 тенге, дизельное топливо — по 90 тенге. Почем же я должен продавать горючее на заправках, когда государство поставило предельную цену на бензин — 106 тенге, на солярку — 90 тенге? Как мы должны делать бизнес, не имея дохода? Это называется не бизнес, а милосердие. Принял с завода — отдал народу.
Чтобы узнать, есть ли на карагандинском рынке дефицит горючего, корреспондент «НВ» проехал по автозаправкам. На автозаправках фирмы «Седа» бензин марок АИ-92 и АИ-80 продают по установленным правительством ценам. А судя по табло, дизельного топлива нет. На многих заправках компании «Гелиос» торгуют только 92-м бензином по 106 тенге за литр. Удивительно, что не хватает высокооктанового горючего.
— Да, цены на бензин марок АИ-95 и АИ-98 государством не регулируются. Но мы его не видим на заводе. Его нет, — жалуются владельцы автозаправок. — На что мы должны жить? Значит, нам надо просто «завязать» колонки и не продавать ничего.
А на автозаправках компании «Бахыт» с ассортиментом все хорошо. Если и бензин разных марок, и дизельное топливо. Правда, цены выше тех, что установило на октябрь наше правительство. К примеру, бензин АИ-92/93 для клиентов АЗС «Бахыт» стоит 112 тенге за литр, а солярка — 103 тенге за литр.
Многие автозаправки боятся продавать горючее по повышенным ценам. Особенно после того, как инспекция по защите конкуренции уличила несколько карагандинских компаний в сговоре и суд их оштрафовал. Владельцы автозаправок уповают на государство. Они помнят, как правительство обещало распределять по регионам льготное горючее.
— Да, государство выделяет на нашу область горючее по льготным ценам, — рассказывает владелец сети заправок «Omega» Вячеслав Ермаков. — Но его не хватает. Оно покрывает нашу потребность всего на 20 процентов. И к тому же льготный бензин не всем заправкам дают. Я по этому поводу обращался в акимат. Вот у меня ответы лежат, в которых написано, что дать они нам бензин не могут. Потому что его на область выделено мало. И его не дают тем, у кого нет собственных нефтебаз.
Владельцы сетей автозаправок уверены, что горючего на внутреннем рынке не хватает. А спасать положение, по их мнению, должно государство.
— Вы посмотрите, как государственная компания «КазМунайГаз» хитро сделала, — говорит владелец сети заправок Вячеслав Ермаков. — Она взяла и закрыла на ремонт свои заправки в тот период, когда с горючим у нас тяжело. Что же они закрылись, раз у них низкие цены? Пусть бы город спасали от дефицита.
Корреспондент «НВ», проехав по Караганде, убедился, что многие автозаправки компании «КазМунайГаз» действительно закрыты на реконструкцию. Не работают АЗС в Майкудуке — на улице Архитектурной и «Голубых прудах». Идет ремонт заправок на Юго-Востоке, на проспекте Шахтеров и в районе старого аэропорта. Обновляют колонки на темиртауской трассе и в Михайловке, на улице Сакена. Мы нашли только одну действующую заправку — на улице Гапеева. Правда, возле нее выстроилась большая очередь из легковых автомобилей, фур и пассажирских автобусов. В связи с этим мы обратились за комментариями к владельцу автозаправок.
— У нас топливо в достаточном количестве, — сообщил заместитель генерального директора АО «КазМунайГаз Онiмдерi» Олег Иванов. — Закрытие автозаправок связано исключительно с плановыми работами по капитальному ремонту. В Карагандинской области закрыто 13 АЗС из 41. План капитального ремонта был утвержден в начале года.
— Существует ли, по вашему мнению, дефицит топлива на казахстанском рынке?
— Мы видим, что существуют очереди, отдельные компании прекращают реализацию, продают по талонам либо вводят ограничения на отпуск топлива, вероятно, в этих компаниях есть недостаток нефтепродуктов. В нашей компании наблюдался недостаток нефтепродуктов — в августе, сентябре. В большей степени это было связано с возросшей реализацией на автозаправках. Сегодня планы скорректированы, созданы товарные запасы на нефтебазах в соответствие с возросшей реализацией. Сегодня мы обладаем запасами топлива на несколько недель. Почему у других компаний отсутствуют нефтепродукты, сложно сказать. Возможно, фирмы, которые занимаются оптовой реализацией, придерживают объемы нефтепродуктов, надеясь на повышение цены.
Всего на сайте опубликовано 63824 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.