Проблему решили без депутатов.
Генеральная прокуратура велела чиновникам, к которым граждане приходят за оформлением жилищной помощи, пока не заглядывать в закон о жилищных отношениях. Оказалось, что поправки, которые внесли туда летом, не довели как следует до ума. Сейчас их официально признали «сырыми».
Осенью прошлого года некоторые карагандинцы, взявшие кредит у государства на общедомовой ремонт, были в панике. Люди жаловались, что их обманули чиновники, агитирующие народ участвовать в программе модернизации ЖКХ. Дескать, сначала обещали, что государство поможет выплатить долг тем, у кого невысокая зарплата. Люди поверили. А когда понесли документы на оформление пособий, узнали, что тут есть один досадный нюанс.
Выяснилось, что закон о жилищных отношениях позволяет государству оказывать помощь только старожилам – то есть тем гражданам, которые живут в тех квартирах, которые они сами когда-то приватизировали. Если же квартира досталась человеку по наследству или в результате обмена, если он ее получил в подарок или купил, тогда льгота на него уже не распространялась. В этом случае за капитальный ремонт общедомовой собственности гражданин должен был платить исключительно из собственного кошелька.
Карагандинка Ирина Попова была одной из тех, кто должен был с жилищной помощью «пролететь». Она живет на пособие по инвалидности в 15 тысяч тенге. Сначала Ирина была уверена, что государство поможет вернуть ее часть долга за ремонт крыши и подвала в девятиэтажной высотке. Когда же жительница узнала, что ей ничего не положено, она обратилась в газету.
И рассказала, что на ремонт 22-го дома в 11-м микрорайоне выделили 8 миллионов 300 тысяч тенге. Пришли люди из акимата, объяснили жителям, что долг нужно будет вернуть за семь лет. Раскидали сумму на все квартиры и вышло, что, к примеру, Ирине придется отдавать по 1800 тенге каждый месяц. Это для нее большая сумма. Однако с учетом пособия выходило всего по 600 тенге.
Ирина обрадовалась, пришла с документами в центр занятости – и там разрыдалась. Документы у женщины не приняли. «В собесе мне объяснили, что договор купли-продажи квартиры не подходит. Мол, у вас вторичное жилье, раз вы смогли его купить, значит, вы богатый человек», — пожаловалась тогда Ирина журналистам.
Тогда же в управлении энергетики и коммунального хозяйства области нам объяснили, что отчаиваться не стоит. Поскольку депутаты мажилиса и сената обещали в самое ближайшее время, уже к новому году, переписать закон.
Однако этого не произошло. Парламент объявил о самороспуске. Депутаты разошлись, так и не поправив «сырой» закон. Поэтому жилищная помощь для таких, как Ирина Попова, была под большим вопросом.
Однако теперь, похоже, что власти решили проблему, не дожидаясь, пока новые народные избранники приступят к своим обязанностям. Ирина позвонила в редакцию и сообщила, что на двери ее КСК повесили объявление: всем срочно сдать документы на жилищную помощь.
— На самом деле мы никому никогда не отказывали в приеме документов, — пояснила nv.kz заведующая сектором по назначению и выплате жилищной помощи Лариса Харитонович. – Наши сотрудники только просили людей подождать. Объясняли, что мы послали запрос и ждет ответа. И вот буквально на этой неделе пришло разъяснение из генеральной прокуратуры. Согласно пункту 2 статьи 97, государство оказывает поддержку в виде жилищной помощи на ремонт дома только малообеспеченным семьям, проживающим в приватизированных помещениях. Однако в то же время существуют правила предоставления жилищной помощи, которые едины для всей республики. А там говорится, что при получении жилищной помощи граждане должны предоставить копии правоустанавливающих документов на жилище. То есть не написано, что это должен быть именно договор приватизации. Поэтому прокуратура объяснила, что обязательным условием для получения помощи является сам факт проживания в жилище, а не приватизация. Проблема решена. Вопрос снимается.
То есть для оформления жилищной помощи на капитальный ремонт можно предоставить любой правоустанавливающий документ на квартиру. Это может быть как договор приватизации, так и купли-продажи, мены, дарения или же свидетельство о праве на наследство.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 59727 материалов.
Посетители оставили 246815 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Вот, что думает по этому поводу правозащитник Д.М. Бойко:
«Полагаю, что собственники квартир, приватизировавшие их до 1997 года, не должны оплачивать ремонт крыш, фасадов, подвалов, подъездов и расположенных внутри домов инженерных сооружений по следующим основаниям.
Во-первых, пункт 3 ст. 77 Конституции – нормативного акта высшей юридической силы и прямого действия гласит: законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение обратной силы не имеют. Правовым документом, юридически оформившим право собственности на жилые помещения у граждан, являются договоры купли-продажи, подписанные от имени государства акимами соответствующих территориальных единиц и физическими лицами, имевшими ордера на квартиры. В большинстве случаев эти договора оформлены в 1993-1995 годах. В этих договорах указано, что собственностью граждан являются только их квартиры, следовательно, как и в советские времена общедомовая собственность осталась у государства.
Закон «О жилищных отношениях», узаконивших ответственность граждан за общедомовую собственность был принят и вступил в законную силу лишь в апреле 1997 года и в соответствии с вышеуказанной статьей Конституции не распространяется на правоотношения, возникшие в системе ЖКХ до его принятия. Расчеты показывают, что в среднем каждому жильцу за ремонт или модернизацию жилья ежемесячно в течение семи лет придется дополнительно нести расходы в сумме 2-8 тысяч тенге. Для большинства пенсионеров эта сумма неподъемная, так как у более 50 процентов пенсионеров пенсия не превышает 29 тысяч тенге, при реальном прожиточном минимуме в 22-24 тысячи тенге.
Во-вторых, правительство страны не выполнило своего же постановления № 587 от 13.05.1996 года «О демонополизации ЖКХ и упорядочения расчетов за жилищно-коммунальные услуги», не обеспечив ни демонополизации ЖКХ, ни проведя инвентаризации, капитального ремонта, сноса ветхого и аварийного жилья и теперь решило переложить около или более половины затрат на граждан.
В-третьих, в соответствие со ст. 1,2 ГК РК в имущественных отношениях физические, юридические лица и государство равны, эти отношения строятся на основе договоров, при этом ни одна из сторон не имеет права в одностороннем порядке изменить условия договора, что, безусловно, относится и к договорам по приватизации квартир.
В-четвертых, на всех уровнях управления много говорится о максимальной транспарентности и участии граждан в принятии решений по вопросам, затрагивающим их интересы. К сожалению, программа модернизации ЖКХ, как, кстати, и многие другие нормативные акты, принята без общественного обсуждения.
Выражая мнение многих карагандинцев, предлагаю: в соответствие со ст. 72 Конституции РК инициировать обращение депутатам Парламента страны, в Конституционный совет страны на предмет соответствия статей 31, 33, 35 Закона РК «О жилищных отношениях» и положений Государственной программы модернизации ЖКХ на 2011-2020 годы, в части оплаты собственниками квартир, приватизировавших их до принятия Закона РК «О жилищных отношениях» общедомовой собственности пункту 3 ст. 77 Конституции РК».
Елена Братухина
19 января, 2012 в 16:40