Искусствовед Наталья Иванина: «Другой бы выбросил, а он в рамку и под стекло».
Вчера в музее изобразительного искусства творческая тусовка Караганды поздравляла юбиляра. Рассматривая картины, разные люди, по-доброму усмехаясь, повторяли одни те же строки: «когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда». Чего только Владимир Антонович не клеит на свои холсты: от вырезок из журналов до старых гаек, статуэток и пружин.
В центре экспозиции оформленный в обломки от старой рамы «Кинотеатр Параджанова» – любимая работа автора, над которой он колдует уже больше 20 лет. И если многие другие свои холсты художник успел за это время распродать и раздарить, то с «Кинотеатром» он расставаться, судя по всему, не собирается. «По-моему, он к этой работе прирос не только душой, но и телом, — пошутила Наталья Иванина. — Она у него на каждой выставке висит».
Посвященная Параджанову работа всегда разная. Ее основа – журнальные вырезки портретов знаменитого режиссера, кадров из его фильмов – остается неизменной. Зато антураж из года в год меняется. Художник постоянно что-то туда добавляет: то какой-нибудь интересный шарик, то стеклышко, то стрелку от часов или птичье перо, то непонятного назначения механизм, похожий на щеколду. Поверх всего этого буйства подсознания он натягивает веревки. А в углу рисует паука.
— Эта картина у меня основополагающая, — говорил художник. — С нее началось все мое творчество. Впервые я увидел его фильм «Тени забытых предков», еще будучи студентом первого курса в 1969 году. Я понял, что это мое кино.
Владимир Троценко был одним из основателей киноклуба, который работал в Караганде в восьмидесятые годы. Группа интеллектуалов привозила с фестивалей авторское кино.
— У нас кинопрокат был хороший, — вспоминал он. – Мне посчастливилось от киноклуба участвовать в международных кинофестивалях. Оттуда привозили фильмы, которые не для широкого зрителя, а для подготовленного, очень сложные по содержанию. Удивительное тогда было время!
— А как же советский режим?
— Я этого не чувствовал. Потому что специально для киноклубов подбиралась программа фильмов. Был очень открытый доступ к такого рода картинам. Было огромное количество материала, и я очень легко работал. Параджанов – мой кумир. Он был в загоне в свое время. Сидел в зоне. Несмотря на это, он выходил после отсидки и снимал новый фильм.
Владимир Троценко рассказал, что стал делать свои коллажи, когда еще работал в «Гражданпроекте» архитектором. Наступил период, когда у организации не было заказов. Появилось много свободного времени. И сотрудник занял его творчеством.
У него тогда как раз накопилось несколько мешков хорошо иллюстрированных журналов о кино. Из них он и стал вырезать и наклеивать.
— Долго считалось, что коллаж — это занятие, недостойное серьезного художника, — сказала Наталья Иванина на открытии. — Ну что в этом сложного — взял какие-то чужие работы и соединил их. А нет! Владимир Троценко говорит: «Я изучаю архитектуру пространства». Сначала было не очень понятно. А потом это вылилось в очень интересные, конструктивистские работы. И действительно, взгляды архитектора и художника разные. Автору хочется переделать все то, что он видит перед собой, перестроить, сломать устоявшиеся старые представления и построить свое. Вообще, это очень характерно для наших карагандинских архитекторов – сломать старое, построить новое. И слава богу, что это происходит только на плоскости, что это можно под стекло и в рамку.
Наталья Ивановна – одна из поклонниц творчества Троценко. На многих его работах — ее старые бусы и цепочки. Все, что жалко выбрасывать искусствовед отдает Владимиру Антоновичу. Потому что знает, что он обязательно пристроит к делу, и вещи обретут новую жизнь.
— Вообще, он мне очень нравится, как человек с богатейшей фантазией, — призналась Наталья Ивановна. — Он очень хорошо знает художественную литературу и кинематограф. И делает иногда совершенно неожиданные работы. Например, просто подстелил бумагу, чтобы покрасить рамки. Другой бы после этого просто выбросил подстилку. А он в отпечатках рамок увидел удивительную архитектуру. Ему осталось только несколько штрихов доработать до настоящего художественного произведения. Не знаешь, из какого сора у нас вырастут эти цветы поэзии. Нужно уметь смотреть на мир, чтобы увидеть в нем красоту.
Всего на сайте опубликовано 63835 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.