В театре имени Станиславского поставили драму по неоднозначной пьесе молодого украинского драматурга Марии Ладо.
У ее «Очень простой истории», в которой домашняя скотина разрабатывает весьма сомнительный план спасения еще не родившегося хозяйского ребенка, множество поклонников по миру. Судя по реакции зала на предпремьерном показе, в Караганде пьеса также должна иметь успех.
Все события драмы разворачиваются в стойле. И уже в самом начале спектакля зрителям дают понять, что на самом деле это вовсе не обычное грязное стойло, а, скорее, хлев — библейское место. На заднике горят лампочки-звезды. По сеновалу под пафосное музыкальное сопровождение медленно проходит Мадонна с младенцем на руках. На ней нежно-бежевая накидка. Такого же цвета костюмы животных и дощатые стены вокруг. «Декорации специально сделали светлыми, потому что вся чистота и неиспорченность именно в сарае. А грязь приносят с собой люди», — поясняет режиссер Алимбек Оразбеков.
Мадонна больше не появляется. Дальше начинают беседовать обитатели хлева. Говорящую скотину наши актеры играют убедительно. Образы животных подаются очень серьезно, без намека на сценический анекдот. Они шутят, обижаются, делятся воспоминаниями. Артисты делают это так естественно, что невольно проникаешься к их персонажам симпатией. И воспринимаешь их компанию не как стадо, а как полноценное человеческое общество.
Это старая мудрая Лошадь (Нэлли Штоколова), добрая Корова (Тэльма Федоренко), игривый Пес (Владимир Архипов) и заносчивый Петух (Артем Жангиров). Тон заводит юная оптимистка Свинья (Надежда Вебер), которая горячо любит своего хозяина и постоянно высказывается на тему «ну почему свиньи не летают, как птицы».
Животные обсуждают жизнь людей. Хозяйская дочка Дашка (Людмила Васильченко/ Светлана Кройтор) «залетела» от сына соседа-алкоголика, у которого денег совсем нет. И поэтому Дашку посылают на аборт. Животные не знают, ни что такое деньги, ни что такое аборт.
Они строят предположения. А заодно радуются тому, что скоро появится маленький человеческий детеныш. Свинья тоже мечтает, чтобы у нее родились малыши — поросята. Снова грезит о крыльях и нахваливает хозяина. Она уверена, что он самый красивый и заботливый.
И тут хозяин приходит за Свиньей. Нужно продать мясо, чтобы было чем заплатить за аборт. Свинья на седьмом небе от счастья: ее любимый хозяин ведет ее на прогулку! Она впервые в жизни увидит речку!
Первый акт заканчивается сценой убиения Свиньи. Душераздирающий, напоминающий человеческий визг оглушает зал. Звучит пронзительная музыка, на сцену светит багряный прожектор. Никакого фарса. Надрыв и отчаяние в духе Достоевского.
Можно было бы посмеяться над таким размахом шекспировских страстей в стойле. Что зрители и делают, только уже позже, когда к концу антракта приходят в себя. А первая реакция — это, безусловно, потрясение. Трагическая судьба чистой наивной Свиньи, любительницы яблок, к которой все успели проникнуться сочувствием, шокирует.
Второй акт начинается с полета Свиньи. Куклу с ярко выраженным рылом спускают на леске над сараем. Затем из-за стога сена появляется и сама главная героиня. На ней уже не бежевый, а белоснежный костюм с крыльями сзади. Она уже больше не наивная дурочка, которая была в первом акте. Теперь Свинья знает о загробном мире, о Боге и о грехах. Она объясняет друзьям, что такое аборт. И возглавляет операцию по спасению Дашкиного «поросенка».
Автор «Очень простой истории» Мария Ладо в одном из своих интервью заметила, что любит пьесы с «перевертышами», «когда происходит то, чего никто не ожидает: например, свинья становится ангелом». Однако у Ладо свинья не просто ангел, она — ангел-хранитель какого-то негритенка, живущего где-то очень далеко от места действия пьесы. Свинья убеждает зверей: чтобы человеческий детеныш остался жить, нужна жертва, которая, отправившись на тот свет, смогла бы стать его хранителем. Второй акт проходит в поисках благородного существа, согласного ради благой цели пойти на самоубийство. И тут зрителей ждет еще один «перевертыш». Вторым ангелом становится тот, кто, казалось бы, при всем желании дальше чистилища бы не прошел. Словом, второй раз в спектакле льется кровь.
Зато в финальной сцене напряжение, наконец, снимается. Внизу хозяин с хозяйкой нянчат младенца, Дашка обнимается со своим голодранцем женихом, которого вначале ее зажиточный отец едва не пристрелил. А наверху, на сеновале, сидит с блаженной улыбкой второй ангел-хранитель. Раньше на него все только плевали. Зато в своей новой роли он принес явную пользу обществу (не будем уточнять, что это за персонаж, дабы сохранить интригу).
Вот такой позитив. Если, конечно, не сопоставлять нарисованную в пьесе картину мира с тем, что думает по этому поводу церковь. Православные священники даже просили Марию Ладо переписать хотя бы концовку. Но драматург на это не согласилась. Ее пьесу в изначальном варианте продолжают с успехом ставить в разных театрах и переводить на другие языки.
Возможно потому, что, вопреки здравому смыслу, людям нравится полный хэппи-энд. Зрители видят, что души бессмертны и никто никуда не исчезает. И живые и мертвые, и люди и животные — вся природа сосуществует одновременно, как бы в одном общем хлеву мироздания. Там в конце концов вместо ненависти, страха и злобы воцаряются покой и гармония. Потому что все в итоге радуются новорожденному малышу. Проблема аборта решается в сказочной манере.
Режиссер Алимбек Оразбеков признался, что его нисколько не смущает тот факт, что во всех религиях мира самоубийство осуждается. «Вообще, этот спектакль о добре, о нравственности, о чистоте души человеческой, — сказал он. — Через восприятие животных показывается, насколько мы опустились. Мы хотим напомнить людям о том, что же главное в этой жизни».
Зрители аплодировали артистам стоя. И поздравляли режиссера с успехом. Спектакль удался.
Всего на сайте опубликовано 64079 материалов.
Посетители оставили 247099 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.