В последнее время карагандинцы стали чаще жаловаться, что кредитные менеджеры их обманывают.
Карагандинец Павел Самойлов рассказал корреспондентам nv.kz о том, как его супруга попалась на приманку под названием «кредит под ноль процентов». Она купила ноутбук, поверив словам менеджера о том, что вернуть банку нужно ровно столько, сколько стоит покупка. А когда пришла домой и показала документы мужу, оказалось, что кредит ей выдали не под ноль, а под 45 процентов годовых.
Кредитный обман
Как рассказывает Павел Самойлов, супруга хотела сделать ему сюрприз на день рожденье – ноутбук. Но на зарплату медсестры такой дорогой подарок не купишь. Поэтому она решила взять ноутбук в кредит. А тут ей под руку попалась рекламная газета, где было сказано об акции, по которой можно купить технику в кредит под ноль процентов. Захватив ее, потенциальная клиентка пошла в магазин «Мечта», что расположен на 45 квартале.
— Она подошла к менеджерам. Они усадили ее за стол и давай говорить: если возьмете товар в кредит сроком на год, то вы ничего не переплачиваете, — рассказывает со слов жены Павел Самойлов. – Платите ровно столько, сколько он стоит. С этими словами ей подсовывали документы и просили расписаться. Она все подписывала. Потом менеджеры сложили пакет документов и отправили получать товар. Она взяла ноутбук и пришла домой радостная.
После этого супруги исправно гасили кредит. Иногда даже отдавали банку больше положенного взноса. А когда до конца срока оставалось два месяца, решили позвонить в службу поддержки клиентов. Сначала голос в телефонной трубке попросил набрать номер договора, а потом сообщил, что долг по кредиту составляет ноль тенге.
— Мы обрадовались. Но я все-таки решил позвонить оператору, — вспоминает Павел Самойлов. – Трубку подняла девушка и сказала, что мы должны оплачивать кредит не год, а полтора года. Потому что график погашения у нас разбит на 18 месяцев. Что это получается? Цена ноутбука – 124 тысячи тенге. Если мы будем гасить кредит не год, а 18 месяцев, тогда должны отдать банку 209 тысяч тенге. Выходит, переплата составляет 85 тысяч тенге или 45 процентов в год! Да за такие деньги мы могли бы два ноутбука приобрести!
Введение в заблуждение
Супруги Самойловы смирились и будут до конца погашать свой «беспроцентный» кредит. В следующий раз на такую уловку они не попадутся. Ну а чтобы узнать, как еще банки обманывают своих клиентов, мы обратились к председателю карагандинского общества защиты прав потребителей Жаслану Айтмаганбетову. По его словам, в последнее время участились жалобы карагандинцев на тех, кто выдает потребительские кредиты.
— В нашем случае речь идет о недобросовестной рекламе, — говорит Жаслан Айтмаганбетов, имея в виду историю супругов Самойловых. – К примеру, покупатель увидел рекламу, в которой написано: вся техника в кредит без процентов. Он покупает холодильник, ноутбук или любой другой товар. А потом выясняет, что кредит оказался с процентами – это однозначно недобросовестная реклама и введение в заблуждение. В таком случае потребитель имеет право подать иск, причем как на продавца, так и на банк. Суд должен признать их действия незаконными и расторгнуть договор.
Недавно глава общества по защите прав потребителей столкнулся с подобной, но несколько отличающейся ситуацией. К нему за помощью обратился карагандинец, который «клюнул» на рекламу беспроцентного кредита сроком на 18 месяцев. В магазине менеджеры уговорили его оформить займ на 19 месяцев. При этом они не предупредили, что кредит будет с процентами. Клиент все подписал. А опомнился, как это обычно бывает, только тогда, когда подписал все документы и, сидя дома, хорошенько их изучил.
— С этим у нас очень большие проблемы, — констатирует печальный факт Жаслан Айтмаганбетов. – А проблема знаете в чем? В том, что потребитель сам документы не читает, а верит менеджерам на слово. Это встречается сплошь и рядом. Я всегда советую, перед тем как подписать договор, внимательно его прочитать. Но зачастую это не помогает. Потому что договоры составлены так, что даже юристу в нем тяжело разобраться.
— По закону менеджер обязан открывать всю информацию о кредите?
— Да. По закону о защите прав потребителей, покупателю должна предоставляться полная и достоверная информация о предлагаемых товарах и услугах. Но знаете, как выкручиваются банки? Они говорят: а в договоре полная информация!
Жалобы на банк
Банки далеко не всегда честны со своими клиентами. А они в поисках справедливости пишут жалобы в комитет по финансовому надзору. Это ведомство каждый месяц публикует на своем сайте отчеты о том, сколько поступило обращений, по каким поводам и работой каких банков остались недовольны казахстанцы. Корреспондент nv.kz проанализировал данные прошлый год и составил своеобразный рейтинг. Его лидером оказался «Альянс Банк». За 2011 год он «обидел» 467 из трех с лишним тысяч человек, обратившихся в комитет на финконтролю. Второе место занял «Казкоммерцбанк» с результатом в 328 жалобы. На третьей строчке рейтинга разместился «БТА Банк», работой которого остался недоволен 261 казахстанец. А последние места в рейтинге заняли «Цеснабанк» и «Нурбанк». Они вызвали у своих клиентов меньше всего нареканий.
Отметим, что больше всего казахстанцев обратилось в комитет по финансовому надзору по кредитным вопросам. В основном люди жалуются на банки, которые не дают отсрочку, продают за долги их жилье и неправильно, а значит, в свою пользу, составляют графики погашения займов. Однако обращение в контролирующее ведомство вовсе не значит, что оно восстановит справедливость. В лучшем случае его сотрудники отправят вам ответ с разъяснением действующего закона.
Конечно, бывает, что комитет по финансовому надзору защищает права заемщиков. Но это происходит крайне редко. К примеру, в прошлом году таких случаев было всего восемь. Почти во всех из них банки завышали указанную в договоре процентную ставку. Но в большинстве случаев потребителям банковских услуг приходится самостоятельно защищать свои права и обращаться в суды.
Советы заемщику от Комитета по финнадзору
Перед тем, как взять кредит, надо…
— внимательно ознакомиться с условиями кредитного договора и оценить предстоящие расходы;
— обратить внимание на срок пользования кредитом, размер ставки вознаграждения, первоначальный взнос, мораторий на досрочное погашение, требования к залогу (если он есть) и размер страховки;
— узнать, есть ли дополнительная плата, которую часто скрывают от клиента до подписания договора. Это, например, плата за рассмотрение кредитной заявки, консультирование, банковский сбор за выдачу кредита, сбор за обналичивание кредита, за оценку банком стоимости. Это часто искажает размеры действительных ставок вознаграждения и вводит клиентов в заблуждение;
— требовать, чтобы банк раскрыл годовую эффективную достоверную сопоставимую ставку вознаграждения. Это предусмотрено в законе о «банках и банковской деятельности»;
— ознакомиться с графиком погашения кредита, который является неотъемлемой частью договора;
— знать, что в случаях, предусмотренных договором о залоге, банк вправе через торги продать ваше залоговое имущество.
(информация с сайта www.afn.kz)
Всего на сайте опубликовано 63814 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.