Cъемочная группа фильма «Мын бала» презентовала свою картину в карагандинском кинотеатре «Сарыжайляу». Режиссер Ахан Сатаев ответил на вопросы nv.kz.
Ахан Сатаев, режиссер нашумевшей картины «Мын бала», которая, побив рекорды казахстанских кассовых сборов, только за первую неделю проката заработала миллион тенге, родом из Караганды. И его мечта — снять в кино всех актеров местного казахского драматического театра.
Еще будучи ребенком, Ахан играл с ними на одной сцене. Мальчик любил рассказывать артистам, что, когда вырастет, не только сам прославится, но и их сделает знаменитыми. Сегодня его детское желание наполовину уже исполнилось.
Нонсенс
— Что вы играли в Караганде?
— Родители у меня трудились в театре имени Сакена Сейфуллина. И, конечно, на все вечерние репетиции я вместе с ними ходил в театр. Можно сказать, я там рос. Я играл в пьесе «Апке» Дулата Исабекова. Моя мама исполняла главную роль. И там была небольшая роль для ребенка. Иногда я выходил на сцену. Помню, что я знал наизусть текст всех персонажей того спектакля. И эта актерская атмосфера, конечно, повлияла на меня. Именно там, в театре, я мечтал стать режиссером. И обещал всех актеров пригласить в кино. Сейчас, к сожалению, не получается абсолютно всех снять. Но потихоньку мы это реализовываем.
— То есть вы сдержите свое обещание?
— Я надеюсь, мне очень хотелось бы это сделать.
— После просмотра фильма «Мын бала» зрители аплодируют стоя, даже если в зале нет никого из съемочной группы…
— Да, хлопают стоя. Это нонсенс. Но нам очень приятно.
— Почему нонсенс?
— Говорят, раньше такого не было. Картину действительно очень тепло принимают. Критика в наш адрес есть, но ее не так много. 95 процентов зрителей говорят, что им нравится. И всего пять процентов недовольны.
— На «Кочевника» потратили в три раза больше денег. При этом все сходятся во мнении, что сняли лучше вы…
— Изначально мы не собирались соревноваться с «Кочевниками». Задача была одна — сделать хорошее, качественное кино. Да, бюджет у нас был меньше. Но мы не ставили это во главу угла. Мы сформировали бюджет ровно настолько, насколько нам нужно было. На самом деле у «Кочевников» тоже есть положительные стороны…
— Но вы наверняка переживали, как бы не наступить на те же грабли, что и создатели первого отечественного блокбасетра.
— Абсолютно верно. Мы опирались их опыт. Более того, в нашу творческую группу вошли многие специалисты, которые работали на «Кочевниках». Главное отличие в том, что у нас всех казахских персонажей сыграли именно казахи. Я считаю, что это фундаментально. А джунгарских воинов у нас сыграли монгольские актеры. Наш кастинг-директор ездила в Монголию. Проводила там пробы. Был еще тувинский актер. Он играл самого главного злодея-предводителя. Очень фактурный парень. Я с ним познакомился в Монреале. И сразу решил, что, если будет такая возможность, мы его обязательно привлечем. Он у меня засел в голове. В российском фильме он играл Чингисхана.
— И все-таки в «Кочевниках» играют голливудские профессионалы с мировым именем, а у вас студенты.
— У нас и в сценарии так прописано, что это должны быть молодые ребята. Кастинг у нас был, по-моему, грандиозный. Потому что мы объявили его по всей республике. 23 тысячи человек участвовало. Мы лучших из лучших нашли. Да, это молодые ребята. Но они не совсем с улицы. Они с актерского колледжа. Три года там учились. И сейчас уже учатся в институте на актерском отделении.
Привет Джеки Чану
— Зачем вам понадобился китайский консультант?
— Это было желание продюсеров. Пригласили знаменитого китайского режиссера Тедди Чена, который работал с Джеки Чаном. Его привлекали в качестве консультанта боевых сцен. Но, надо заметить, мы взяли из его рекомендаций только то, что посчитали нужным. Потому что его больше несло в сторону кун-фу, восточных единоборств. Он хотел, чтобы наши герои делали какие-то сверхъестественные вещи. Но мы на это не соглашались. В итоге мы нашли общий язык и не требовали от него какого-то детального анализа постановочных боев. И он, надо отдать ему должное, был очень доверчив. Не настаивал на чем-то.
— Получается, вы сняли все равно по-своему?
— Безусловно.
— Зачем тогда вы его вообще приглашали?
— Это продюсерский ход. Сейчас в Каннах на афишах стоит имя Тедди Чена. И кино продается легче и больше. Таких знаменитых людей очень часто привлекают в проекты. Чтобы их международная судьба складывалась лучше.
— Костюмы вы заказывали в Великобритании. Разве нельзя было сшить у нас?
— К сожалению, наши технологии не позволяют сшить такие костюмы, в которых каскадерам удобно делать трюки. Если бы мы использовали натуральный материал, вес костюма был бы около 20 килограммов. Поэтому мы заказывали за границей, в компании, которая делала костюмы для фильма «Гладиатор». Это очень тонкая, ювелирная работа. И все главные герои у нас были одеты от этой фирмы. Вместо металла они используют каучук — материал, который очень удобен для пластики. Человек может легко нагибаться, выпрямляться, прыгать. Отечественные костюмы у нас тоже были. Но они очень тяжелые.
Правда и быль
— Насколько кино соответствует реальным историческим событиям?
— Автор нашего проекта — Ермек Аманшаев. По мотивам легенды о войске из тысячи подростков, которые вступили в борьбу с джунгарами, он создал свой оригинальный сюжет. То есть все наши герои — это собирательные образы.
— Не было на самом деле истории любви, предательства?
— Это все придумано на фоне исторических фактов.
— А сами факты корректировали?
— Нет, у нас было очень много консультантов по истории. Мы и шагу не делали без их утверждения.
— Но, когда Сартай перед атакой делает перекличку, один парень кричит, что он с Урала. Дальше выясняется, что кто-то приехал с Алтая. Но они бы просто не успели добраться до места, где происходило решающее сражение, если учитывать, что оно находится под Алматы.
— Нет. Это реальный исторический факт. То был момент, когда казахи объединились, и именно в этой битве участвовали представители всех регионов страны и всех родов.
— Кстати, некоторые зрители критикуют фильм за то, что в нем не упоминаются названия казахских родов.
— У нас был один общий призыв и клич, который объединял всех казахов. Это «Алаш!». А если бы мы начали разделять по родам, получился бы слишком длинный список. Уместить все в один фильм просто нереально. То есть миссия нашего фильма — объединить. А упоминание каких-то отдельных родов, может, дало бы обратный эффект. Начали бы говорить: а почему наш род не назвали? Ведь их очень много.
— Какой момент со съемочной площадки вам больше всего запомнился?
— Когда мы снимали, как Назар поднимает шанырак. Это очень символично и для нашей истории, и для казахов вообще. И в этот день у меня родился сын!
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=vISkthrYqe4[/youtube]
«Мын бала» называют одним из самых крупномасштабных и долгожданных проектов 2012 года. Картину даже возили в Канны на 65-й кинофестиваль. На лазурном берегу казахстанскую ленту презентовали на рыночном показе. Более 30 прокатчиков заинтересовались фильмом. В итоге права на международный показ продали канадской компании «108 Media». Ее президент отметил, что это «безупречный проект» с «большим потенциалом».
Действие казахстанской исторической драмы происходит в первой половине XVIII века. Картина основана на легенде о «мын бала» — тысячном войске из подростков, которые наравне со взрослыми сражались против джунгар. Сюжет построен на истории предводителя «тысячи мальчиков» Сартая, родителей которого убили враги.
Съемки проходили в самых живописных уголках Казахстана. В течение 90 дней команда сменила четыре локации и 11 декораций. В фильме множество массовых батальных сцен. 500 человек привлекались в качестве массовки. Причем все были на конях. По словам режиссера, нередко на съемочной площадке одновременно находилось до тысячи человек.
Съемки Аныракайской битвы, в которой армия джунгар была разбита наголову, продолжались девять дней.
Монтажом и озвучиванием картины занимались приглашенные специалисты из Франции.
Всего на сайте опубликовано 60589 материалов.
Посетители оставили 246893 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.