Советы психолога.
Для многих школьников переключиться на учебу после долгого и активного летнего отдыха довольно сложно. Особенно тем, кто идет в первый класс. Корреспондент «НВ» расспросил врачей и психологов о том, как понять, что ребенок готов учиться, и как помочь ему привыкнуть к школьному распорядку.
«Сидоров заболел!»
В каком возрасте лучше всего отдавать ребенка в школу? Врач-педиатр клиники «Гиппократ» Наталья Стрельцова считает, что принципиальной разницы нет.
— Конечно, определенные отличия между ребенком шести и семи лет есть. В семь лет проще принимать изменения режима, контактировать с окружающими. Но и шестилетний ребенок тоже может это делать. Он ведь растет, и все эти умения и навыки приходят к нему. Если до школы ребенок ходил в детский сад, то ему будет в некотором роде проще, чем тому, кто сидел дома. Но если детей с детства приучать к обществу, гулять с ними в парке, где есть другие ребята, на детских площадках, то, конечно, в школе ему будет куда проще.
— А если говорить о здоровье, то смена режима как-то влияет на самочувствие?
— Ну, в первую очередь школа — это намного больший коллектив, чем в садике или во дворе, где ребенок играл до этого. Там намного выше риск подхватить инфекцию. Кроме того, сам школьный режим, допустим, проветривание классов — это сквозняки. Больше всего школьники болеют в первом и втором классах. Старшим детям нужно банально следить за своим здоровьем самим. Где-то они холодной воды хлебнут, где-то на улицу зимой раздетыми выскочат. Помимо этих нюансов, особого вреда для здоровья от смены режима для школьников нет.
Лидеры и аутсайдеры
Однако адаптироваться к новому коллективу и новым требованиям не всегда просто. Порой психологическая адаптация занимает куда больше времени и проходит сложнее, чем физическая. О том, как избежать «подводных камней» в школьной жизни, рассказала психолог Светлана Кунцевич:
— Надо помнить, что школы все разные. Есть школы с нулевыми классами, там детей больше занимают игрой. Вообще рекомендую отправлять детей учиться в семь лет, потому что ведущий тип деятельности — то есть через что ребенок лучше познает мир — в этом возрасте меняется с игрового на познавательный. Это значит, что ребенок получает удовольствие от того, что узнает что-то новое. Понять, готов ли ваш ребенок к школе, очень просто. Дайте ему собрать мозаику или нарисовать картинку по образцу. Если все получится, малыш готов. У него уже сформировалось произвольное внимание, он может сосредоточиться на определенном деле достаточно надолго.
Кроме того, говорит Светлана, чтобы помочь ребенку чувствовать себя увереннее в школе, его нужно чаще хвалить. Это гораздо действеннее, чем наказание. Поэтому лучше поощрять свое чадо даже за самый маленький прогресс. Если у ребенка что-то не получается с первого раза, Светлана советует родителям набраться терпения и помогать ему, веря, что в следующий раз он обязательно сможет справиться с заданием. И, кстати, дошкольникам любые задания нужно давать поэтапно. Допустим, не просто говорить «убери в комнате», а разбить это задание на несколько частей. К примеру, застели постель, собери игрушки, вытри пыль, убери вещи в шкаф. Тогда малышу проще выполнить все быстрее и качественнее.
— А как ребятам, которые уже учились в школе, снова войти в колею после летних каникул?
— Тут все очень просто. Нужно за несколько недель до начала учебы раньше ложиться и раньше вставать. Полистать тетради и учебники за прошлые годы, может быть, прочитать что-нибудь из школьной программы на предстоящий год.
— Многие родители ведут детей на дополнительные занятия после уроков. Всегда ли это полезно?
— Тут нужно понаблюдать. Если основные занятия в школе даются ребенку без труда, он не особо устает, то можно записать его в секцию или на занятия по языкам, к примеру. Но нужно учитывать склонности самого ребенка. Многие родители отдают деток с первого класса в музыкальную школу. Даже если у вашего чада есть и слух, и голос, и чувство ритма, нужно помнить, что музыкальная школа — это довольно серьезно. То есть там свои требования, довольно большая нагрузка для малыша.
В общем, считает психолог, дополнительные занятия полезны. Они развивают, приучают к ответственности и дисциплине. Но очень важно понять темперамент и интересы ребенка. Если он не агрессивен, то ни к чему отдавать его на борьбу и ждать успехов в этом деле. А если, напротив, ваше чадо отрабатывает борцовские навыки на одноклассниках и вообще на ком придется, то для него вряд ли будут интересны занятия по рисованию.
Если же для ребенка поход в школу и начало серьезной учебы само по себе стресс, войти в колею для него довольно сложно, то дополнительные занятия лучше отложить, считает Светлана. Если ваше чадо начнет заниматься спортом, музыкой или рисованием на год или два позже, то глобально он в развитии не отстанет, зато школьная программа уже не будет для него большим препятствием на пути к успеху.
— Вообще поход ребенка в школу — испытание и для родителей, — поясняет психолог. — Хотя многие этого не понимают. Ребенок — это продукт их воспитания, и его начинает оценивать общество. Сравнивать с другими, говорить, хуже он или лучше. Поэтому-то родители и стараются, чтобы их чадо было, как говорится, впереди планеты всей. Тут главное — увидеть грань и не навредить ребенку.
Излишняя требовательность, считает Светлана, может заставить ребенка замкнуться в себе, почувствовать собственную неполноценность и снизить самооценку. А это на учебе и других делах и начинаниях вашего чада положительно уж точно не скажется.
Всего на сайте опубликовано 64082 материалов.
Посетители оставили 247099 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.