Музыковеды хотят доказать, что у казахских и турецких песен одни корни
Это проект международной организации тюркской культуры («TYРКСОЙ») и ЮНЕСКО. Называется он «Взаимодействие традиционных музыкальных культур тюркского мира». Летом музыковеды Казахстана и Турции в поисках народных исполнителей ездили по турецким провинциям. А теперь записывают казахский музыкальный фольклор у нас. В копилке этно-экспедиции уже более тридцати часов аудиозаписей.
Сначала ученые встретились с артистами в Астане, после чего поехали в Караганду. В минувший понедельник в кинотеатре «Сарыжайляу» с утра до вечера шло прослушивание, затем экспедиция отправилась в Шетский район.
Когда все материалы будут собраны, ученые сравнят песни двух стран, музыкальные инструменты и мелодии. После чего напишут много аналитических статей, издадут книгу и выпустят диск.
На встрече с карагандинскими музыкантами генеральный директор «ТYРКСОЙ» Дюсен Касеинов (бывший министр культуры), рассказал, как 20 лет назад он вместе со студентами из консерватории возрождал забытые народные инструменты казахов.
Как хакасы сохранили для казахов жетыген
— Мы добились, чтобы государство выкупило у семьи выдающегося ученого-фольклориста Булата Сарыбаева большую коллекцию народных музыкальных инструментов, которую он собирал всю жизнь, — вспоминал Дюсен Касеинов. — Иначе она могла бы уйти по рукам. А ведь это богатство, которое невозможно было бы уже восстановить! Так вот в его коллекции тогда просто мертвым грузом лежал тот же жетыген. И вот я без экзаменов взял на заочное отделение Женю Улукбашева (сейчас Евгений Улукбашев – народный артист России, солист Хакасской филармонии, — авт.), который владел игрой на чатхане (чаткан — хакасское название жетыгена, — авт.). Взял для того, чтобы он два раза в год приезжал на сессию. Он был парнем из народа, поэтому сдавал экзамены плохо. Но выгода для нас была самая большая, потому что он каждый раз обучал наших людей. Я был так рад, когда недавно на правительственном концерте вышли 20 наших девочек и уже играли на жетыгенах ансамблем!
Музыкальный камыш
— Тогда же мы возрождали кол кобыз. Почему мы в свое время его не сохранили? Потому что кол кобыз причислили к религиозному инструменту. А поскольку была всеобщая борьба с религией, он постепенно начал исчезать. Каждому хотелось жить. При том, что у нас много батыров, трусливых людей тоже не мало. На самом деле каждому тюркскому народу удалось сохранил лишь по одному народному инструменту. Так, приехал я однажды в Башкирию. Там спросил у профессора: «Как вам удалось сохранить курай? (духовой инструмент типа свирели, башкирский аналог казахского сыбызгы, — авт.)» – «А что? – ответил он. — У нас тоже строго запрещали, все наши инструменты ломали, а мы к реке шли, отрезали камыш, три дырки в нем делали – и играли». Что же до казахов, у нас, конечно, сохранилась в основном домбра. Но и это многого стоит. Моего предка Домбрашева Сембека в 1929 году расстреляли по приговору тройки. Написали на него письмо кляузное: он, дескать, не хочет строить коммунизм-социализм и думает только о своем прошлом да о своей домбре». Эта домбра Сембека сейчас находится в районном музее.
Здесь можно послушать песню в исполнении Арман Ханум, участницы фольклорной экспедиции из Турции
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=FtNv6DpNPmw[/youtube]
Справки
ТЮРКСОЙ — Международная культурная организация, объединяющая тюркоязычные страны. Основная идея «ТЮРКСОЯ» заключается в том, чтобы совместными усилиями сохранять общие материальные и культурные памятники.Штаб-квартира находится в Анкаре.
Жетыген — древний семиструнный щипковый инструмент, напоминающий по форме гусли или лежачую арфу. По легенде, жетыген придумал старик, у которого один за другим погибли от голода семеро сыновей. Сейчас в ансамблях используют реконструированный жетыген, в котором для расширения диапазона увеличили число струн до 15.
Кол кобыз — самый древний в мире смычковый струнный инструмент. Служил средством общения шаманов-баксы с духами предков. Кобыз был священным инструментом. Простой народ даже боялся прикасаться к этому инструменту, потому что верил, что кобыз, как и хозяева инструмента – баксы, обладают чудесной волшебной силой и способны оказывать воздействие на судьбу человека. Согласно преданиям кобыз и кобызовая музыка могли изгонять злых духов, болезни и смерть.
Сыбызгы — казахский духовой инструмент типа свирели, традиционно изготавливался из тростника или дерева, позже и реже — из серебра. Это один из самых распространенных музыкальных инструментов на территории Казахстана до XVIII века, ввиду простоты его изготовления.
Всего на сайте опубликовано 64080 материалов.
Посетители оставили 247099 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.