В Караганде отмечают столетие Куляш Байсеитовой
Дочь Куляш Байсеитовой рассказала карагандинским журналистам, что хочет выяснить имя доносчика, из-за которого умерла ее мать. Всего их было шестеро – недоброжелателей, которые полвека назад написали кляузное письмо на имя Кунаева. После того, как великой певице прочитали в ЦК этот донос, ей стало плохо. Вернувшись домой, она сказала, что теперь ей остается только умереть. Вскоре Куляш Байсеитовой не стало.
…Сегодня в Караганде проходит международный музыкальный фестиваль, посвященный столетию народной любимицы. В качестве почетных гостей приглашены члены семьи легендарной артистки. Городской отдел культуры планирует проводить такой фестиваль ежегодно. Потому что именно в нашей области в 1912 году родилась Куляш Байсеитова, хотя сама она во всех анкетах указывала, что является коренной алматинкой.
— Мама родилась 12 января, — объяснила Карлыгаш Байсеитова, дочь актрисы. — Но в тот же день родился и Кунаев. И мама была настолько скромная, что решила перенести свой день рожденья. Ей просто было неудобно. Она очень любила май. Поэтому стали отмечать второго мая… Кстати, завтра мы собираемся ехать в Актогай, на родину мамы.
— Очень много было разговоров, — подхватила Раушан Байсеитова, племянница актрисы, которую та удочерила и воспитывала как собственного ребенка. – Одни говорили, что она алматинка, другие – что она из Семипалатинска. Этим вопросом вплотную занялись исследователи. Они подняли все родовое древо. На самом деле и она сама и ее родители родились здесь, в Актогае.
Музыкальная кочка
… Гульбахрам (так по-настоящему звали актрису, имя Куляш получилось из ее детского прозвища Куля) появилась на свет в семье сапожника и прачки. Из-за сложного материального положения совсем маленькую девочку пришлось отдать в интернат.
Еще учась в школе, она проявляла склонность к драматическому искусству: играла в драмкружке. А когда потом встретила своего будущего супруга, тот привел ее в настоящий театр, где девушку ждал стремительный взлет на вершину оперной славы. Народной артисткой она стала всего в 24 года.
— Это случилось в 1936 году, — продолжала Карлыгаш Канабековна. – Шла декада казахского искусства в Москве. И Сталин, услышав, как мама пела знаменитую арию «Гакку» в опере «Кыз Жибек», назвал ее «казахским соловьем».
О том, как композитор Евгений Брусиловский придумывал «Гакку», Карлыгаш Канабековна рассказывает отдельную историю:
— Однажды папа, мама и Евгений Брусиловский возвращались из аула. Мама ехала на телеге. Она лежала, развалившись на сене и, как всегда, напевала. А в это время Брусиловский мучился над заключительной частью арии Кыз Жибек. Вдруг телега наскочила на кочку. Мама как раз начала петь «Га», но вдруг подпрыгнула и закончила – «Ку».
Кукла
А свою первую сталинскую премию Куляш Байсеитова получила, когда ей было 35. Всего в ее жизни было две таких премии. И каждая по 50 тысяч рублей – хорошие деньги по тем временам (можно было купить три машины «Победа»). Можно сказать, семья жила богато. И Раушан Хатиятовна помнит, как однажды «маматай» (как она называла тетю) подарила ей такую игрушку, какую никто вокруг не мог себе позволить.
Раушан была самым младшим ребенком в доме Байсеитовых – самым любимым, хотя и не родным.
Так случилось, что третья дочь Куляш Байсеитовой умерла, когда ей исполнилось пять лет: девочка отравилась в детском саду ливерной колбасой. Актриса тяжело переживала смерть ребенка. И тогда родная сестра отдала ей на воспитание свою новорожденную девочку и даже позволила ее удочерить. Так Раушан стала членом семьи Байсеитовых. Куляш обожала малышку и всегда страшно баловала ее.
— Я увидела в магазине красивую куклу,- вспоминала Раушан Хатиятовна. – Она и руками и ногами шевелила, заводная была, говорила слово «Мама». И стоила 50 рублей. Это было очень дорого. Я знала, что купить мне ее может только маматай. Но я ее не нашла, она как раз на работе была. Сначала к бабушке пошла, она сказала: «Нет». Я долго плакала. Потом, конечно, слезы кончились, остались только всхлипывания. Но я знала, что мне нужно было дождаться маматай, чтобы получить заветную игрушку. И как только она зашла после репетиции, я начала еще громче рыдать. Я хорошо помню, как она сказала: «Обязательно купите ей эту куклу!». Короче говоря, побежала я с деньгами в детский мир и купила, что хотела.
Донос
— Никогда не забуду, как проходили спектакли, — продолжает Карлыгаш Канабековна, — Всегда полный зал народу, люди даже на лестницах сидели. А мама пела так, что под потолком шатались подвески на люстре. Все были очарованы маминым голосом.
К Куляш Байсеитовой относились как к народному достоянию. При том, что она была оперной певицей, на ее концерты ходили толпы поклонников – из разных социальных слоев. И, случалось, после спектаклей зрители выносили звузду из театра на руках. Она очень много гастролировала.
— И всегда привозила домой конфеты и угощала всех соседей. Все они очень любили маму. Часто бывало, что спектакль заканчивался поздно вечером. Артисты потом собирались у нас. Окна открыты, шум – но никто из соседей никогда не возмущался.
Однако вместе со всеобщей любовью росла и глухая зависть. В 1956 году Мао Дзюдун лично пригласил Куляш Байсеитову на гастроли. Она должна была ехать с сольным концертом в Китай. Однако вмешались ее коллеги – написали в ЦК, что народная актриса выпивает и ведет аморальный образ жизни.
— Просто после спектаклей часто устраивали банкеты. Как она могла отказаться, когда партийные руководители уговаривали: «Кулеке, давайте с нами». Она вынуждена была поднимать рюмку-другую. А в письме на имя Кунаева написали, будто она пьяница. В итоге Кунаев на гастроли в Китай маму не пустил. Это на нее подействовало. Артисты рассказывали, что мама очень расстроена была, еле-еле концерты давала. Но на сцене всегда пела хорошо. Свое личное она никогда не показывала. Я знаю пятерых доносчиков, их уже давно нет в живых. Сейчас хочу узнать, кто был шестым.
Через год после доноса Куляш Байсеитова умерла во время гастролей в Москве.
— Мне тогда всего 17 лет было, — вытирает слезы Карлыгаш. – Словно зашло наше солнце и сгустились тучи: никто на нас больше не смотрел, никому мы стали не нужны. Когда мама еще была жива, она мне обещала: вот ты закончишь десятый класс, я приеду с Москвы и поведу тебя в театр, послушаем твой голос. Когда мама умерла, я сказала об этом папе. Но он на меня махнул рукой. На этом все закончилось.
…До экономического кризиса дочери Куляш Байсеитовой мечтали увековечить память народной артистки в квартире, где они когда-то жили. Это был элитный район. В каждой квартире была обязательно предусмотрена комната для прислуги. Там жили знаменитые ученые, композиторы и артисты.
Но те дома недавно снесли, потому что они не вписывались в современную архитектуру. Снесли для того, чтобы на их месте построить новый красивый дом. Однако потом оказалось, что денег на это нет. Однако дочери Куляш не теряют надежды, что музей Байсеитовой когда-нибудь появится в Казахстане.
Всего на сайте опубликовано 63814 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.