В этом году Саше Летяго, погибшей заложнице из Караганды, исполнилось бы 23 года
Сегодня десятилетняя годовщина захвата театрального центра на Дубровке. 23 октября 2002 года группа вооружённых боевиков ворвалась в здание дома культуры подшипникового завода в тот момент, когда там шел мюзикл «Норд-Ост».
Террористы взяли в заложники 916 человек — зрителей, артистов и сотрудников дома культуры. Они потребовали, чтобы Россия вывела свои войска из Чечни. Через три дня власти провели штурм центра. В результате все террористы были ликвидированы. По официальным данным, погибли 130 заложников. По информации общественной организации «Норд-Ост», которую возглавляет карагандинка Светлана Губарева, на самом деле погибло 174 человека. Среди них — дочь Светланы Николаевны, школьница Саша Летяго.
Сейчас Светлана Губарева находится в Москве. Она участвует в подготовке к траурным мероприятиям.
— В этом году небывалый интерес к теракту на Дубровке, — рассказала она nv.kz. — На нашем сайте nord-ost.org 18 октября было 8,5 тысяч посещений! Это в восемь раз больше, чем бывает обычно.По всем центральным каналам передачи идут. Мне звонили из «Российской газеты», из «Комсомольской правды», «Парламентской газеты», из «Московского комсомольца» и «Московских новостей». Иностранные каналы обращались: немецкое телевидение и британское. Кстати, когда журналисты стали задавать мне вопрос по поводу мемориальной доски на карагандинской школе, где училась Саша, я им предложила обратиться в саму школу. Потом журналисты мне перезванивали и рассказывали, что им ответила директор. Она сослалась на то, что школы называют только именами героев. Но ведь речь не идет о названии школы, а всего лишь о мемориальной доске. Это же разные вещи. В общем, не знаю, чем все это закончится. Но я не оставлю своих попыток установить на здании школы памятную табличку.
Мероприятие, посвященное десятой годовщине со дня трагических событий на Дубровке. состоится утром 26 октября на площади у Театрального Центра. В этот день у стен, где произошла массовая гибель людей, пройдет минута молчания и прозвучит реквием. К памятнику жертвам теракта возложат цветы. И запустят в небо 130 белых воздушных шаров. В этот же день состоится освящение православной церкви, построенной в память о погибших.
Ожидается, что на церемонию приедут пострадавшие в других терактах (захват школы в Беслане, взрыв жилого дома в Волгодонске, взрывы самолетов в Волгограде и Сочи, взрывы домов и метро в Москве).
Выдержки из книги памяти «Мы не умрем. Мемориал погибших в «Норд-Осте»
«В результате проведенного штурма погибли представители семи государств: Австрии, Белоруссии, Казахстана, Нидерландов, России, США и Украины.
67 детей стали сиротами, лишившись своих отцов и матерей. Сотни людей получили отравление, перенесли психологический стресс, приобрели ряд серьезных заболеваний или стали инвалидами.
Никто из руководства спецслужб и правоохранительных органов не понес ответственности за теракт, за гибель людей.
…Людмила Киселева о своем погибшем супруге Анатолии Киселеве: « Особенно страшно было два раза. Один — когда они на сцене поставили два стула и стали монтировать взрывные устройства на спинки стульев, а позже кто-то из них принес канистру и поставил на стул. И второй — когда они стали устанавливать эту бомбу в зале, рядах в пяти от нас. Тогда меня начало трясти. Я думаю, как себя успокоить, посмотрела на зал и говорю: «Толь, мы все-таки уже немножко пожили, а смотри, сколько молодых…»
…Татьяна Жаботинская о погибшем муже Юрии Жаботинском:
«С ним всегда было легко и хорошо. Он всегда улыбался и шутил. И даже в зале» Норд-оста»,когдая попросила у него прощения за эти билеты, он ответил шуткой: » Ну что ты, Тата, надо радоваться. Когда бы я еще три дня просидел у твоей ноги? «С нами рядом сидели две девочки-старшеклассницы (слава богу, в числе умерших в книге памяти я их не нашла!). У одной из них был роман Горького « Мать». Юра читал его. Когда нервы у девочек сдали, и они начали плакать, он переключил их внимание на книгу. Ухитрился увязать события в зале с теми событиями, призвал их к мужеству. Пошутил, что он их удочеряет и не даст в обиду. И девочки заулыбались, а одна сказала, что теперь с интересом прочтет эту книгу».
…О Евгении и Вере Фроловых, мама Евгения:
«23 октября я пришла вечером к Вере и Жене, чтобы остаться на время спектакля с внуками. Вера дала последние указания — чем покормить мальчиков и во сколько их уложить спать. Была среда, Мише на следующий день идти в садик, а Саше в школу. Когда малыши уснули, мне позвонил муж и сказал: «Включи телевизор…»…Мой Женечка и Вера умерли в один день и почти в один час, прямо как в старых сказках, где молодые клянутся в вечной любви до гроба».
О карагандинской девочке Саше Летяго, тетя Саши:
«Она всех любила как-то особенно — так нежно, и при этом очень, очень сильно. Она была нам всем и ребенком, и другом. Всем находила теплое слово и очень хотела заботиться о нас всех в нашей старости. Мы были очень счастливы с ней.
Теперь нас лишили счастья. У нас отняли нашу Сашу. Теперь у нас осталась боль утраты и ПАМЯТЬ об этой удивительно светлой тринадцатилетней девочке.
Кто ответит за это??
А никто и не хочет отвечать!»
Всего на сайте опубликовано 61439 материалов.
Посетители оставили 246948 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.