Суд посчитал, что просить об этом преждевременно.
Проезд в Караганде не подорожает. Так решил суд, отказав в иске автопаркам №3 и №5. Они требовали повысить стоимость проезда в простых автобусах до 75 тенге, а в экспрессных – до 85 тенге. Однако суд счёл их требование преждевременным. Поскольку комиссия при акимате города только рассматривает вопрос о повышении тарифа и ещё не вынесла своего заключения.
Дайте новый тариф!
В конце августа два автопарка одновременно подали иски в экономический суд. Они потребовали внести изменения в договоры об организации пассажирских перевозок. А именно в те пункты, которые касаются тарифа. Перевозчики попросили, чтобы стоимость проезда по простым маршрутам в 50 тенге повысили до 75 тенге, а по экспрессным – до 85 тенге. Своё требование они обосновали тем, что нынешний тариф является убыточным. Поскольку он действует с сентября 2010 года. А с того времени всё очень подорожало.
— Тарифы на электроэнергию выросли на 32 процента, цены на бензин – на 28 процентов, дизельное топливо – на 34 процента, авторезина подорожала на 34 процента, так же как запчасти, масла и аккумуляторы, — сказала представитель автопарка №5 Ирина Демиденко, выступая в судебных прениях. – И с того времени тариф не пересматривался, хотя мы неоднократно ставили об этом вопрос. Практически каждый год пересматриваются цены на свет, газ, воду, тепло, и при этом не считается, что произойдет социальный взрыв. Но когда автопарки поднимают вопрос о повышении тарифа, мы становимся врагами народа. Получается, что в наших услугах город не нуждается? Не нуждается он ни в новых тёплых автобусах, ни в нормальном сервисе. Ведь требуя от водителя и кондуктора нормального отношения к пассажиру, мы должны оплачивать ему нормальную зарплату. Она у водителей составляет 80 тысяч тенге, а у кондукторов и того меньше.
То же самое говорил и представитель автобусного парка №3. Он добавлял, что по закону об автомобильном транспорте акимат обязан компенсировать перевозчикам их убытки. Но ни в прошлом, ни нынешнем году власти не выплатили им ни тиынки. Положенные для этого деньги даже не предусмотрены в бюджете города.
Повышение вызовет недовольство
Отзыв городского отдела ЖКХ, транспорта и автомобильных дорог на претензии обоих автопарков был одинаковым. Хоть и рассматривали иски перевозчиков отдельно разные судьи. В зале заседания чиновники попросили в иске отказать, поскольку по договору предусмотрена компенсация убытков из местного бюджета. Другой довод представителей акимата касался работы специальной тарифной комиссии.
— Согласно постановлению акимата города от 6 марта 2012 года была образована тарифная комиссия, — озвучил позицию госоргана представитель отдела ЖКХ, транспорта и автомобильных дорог Кайрат Урумбаев. – Её задачей в том числе является рассмотрение вопросов установления тарифа на регулярные городские и пригородные перевозки пассажиров и багажа. Хотелось бы добавить, что в настоящее время комиссия рассматривает вопрос об увеличении тарифа на проезд. Решение по этому вопросу до сих пор не вынесено. В связи с этим считаем, что перевозчик преждевременно заявил свой иск.
Вместе с тем на последнем заседании суда чиновник заявил, что отдел ЖКХ, транспорта и автомобильных дорог является не надлежащим ответчиком. Потому что тариф на проезд устанавливает акимат. А отдел – это всего лишь то государственное учреждение, которое обязано исполнять его решение.
— Кроме того считаем, что повышение тарифа до 75 и 85 тенге, можно сказать, вызовет недовольство населения, — заявил Кайрат Урумбаев. – А это в свою очередь повлечёт социальную напряженность в городе. В связи с этим просим в удовлетворении исковых требований автопарка отказать.
«75 тенге не получается»
По требованию одного из автопарков в суд пригашали специалиста из компании «Карагандинское экспертное аудиторское агентство». Она оказывала перевозчику консультационные услуги по применению методики вычисления тарифа на проезд и по этому же вопросу готовила заключение для акимата. В зале заседания Бахытжан Уаисова сообщила, что вычислить правильный тариф заказчик от неё не требовал. Эксперт это сделала по своей воле.
— С акиматом у меня договорных отношений нет, — сообщила эксперт Бахытжан Уаисова. – Это была недоговорная экспертиза. Мне просто позвонили и попросили разобраться в методике расчёта тарифа, которую утвердило министерство транспорта. А вот с автопарком у меня заключён договор. У меня и таблица расчётов имеется. По ней тариф в 75 тенге не получается. Выходит 70 тенге, и то не на всех маршрутах.
После этого эксперт стала объяснять, почему у автопарка получился тариф в 75 тенге. Оказывается, всё дело в коэффициентах сменяемости, вместимости и дальность проезда пассажира. Эти показатели были высчитаны в 2007 году, когда подсчёт пассажиропотока проводил Карагандинский государственный технический университет. Но, по словам специалиста, сейчас эти данные применять нельзя. Потому что тогда проезд в маршрутках был дешевле, чем в автобусах. Карагандинцы старались проехать за меньшую цену. А это значит, что тогда в автобусах ездили меньше людей, чем сейчас.
— Поэтому коэффициент, который высчитал Политех и который применяет автопарк, неправильный, — сказала в суде эксперт. – Он сильно завышает тариф. Тогда я поменяла коэффициент, и у меня тариф получился ниже. Но он все равно невыгоден для города.
Преждевременное повышение
В итоге суд отказал автопаркам в повышении тарифа на проезд. Во-первых, потому что перевозчики не предоставили доказательств тому, что с тех пор, как стоимость проезда повысилась до 50 тенге, всё подорожало. Они лишь принесли в суд документы с указанием цен, по которым покупалось горючее и запчасти. Суд не принял их во внимание.
— Представленные истцом договора, счета фактуры и другие бухгалтерские документы подтверждают только факты приобретения товаров по определенным ценам у определенных поставщиков, — сказал судья Баймолдин, оглашая своё решение. – Эти документы не могут являться доказательствами того, что данные товары реализуются только по этим ценам всеми продавцами.
Во-вторых, суд мотивировал своё решение тем, что автопарки имеют право требовать субсидии у акимата. А если госорган не платит, то им следует обратиться с иском в суд. И третья причина состоит в том, что сейчас в акимате заседает специальная комиссия, которая рассматривает вопрос повышения тарифа. Вполне возможно, что она поднимет стоимость проезда. А если нет, тогда у перевозчиков будет веское основание снова требовать повышения тарифа через суд.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 64082 материалов.
Посетители оставили 247099 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Врут они все! Откуда 28-32%? Вот официальная статистика! За период с начала года (октябрь 2012г. по сравнению с декабрем 2011г.) цены и тарифы на потребительские товары и услуги увеличились на 4,6%, на продовольственные товары — на 3,8%, непродовольственные — на 2,8% и платные услуги — на 7,5%.
Злая
12 ноября, 2012 в 15:25
Вот когда подняли эту суматоху по поводу повышения цены за проезд — сразу стали во всех автобусах продавать билеты. А то: «Мы на аренде… Нам наплевать на план… Мы на себя работаем…» Реальные цифры повышения на комуслуги и др. намного ниже. Пусть бабушку не лохматят.
Карагандинец
12 ноября, 2012 в 19:43
Караганда опять становится самым дорогим городом с наихудшим качеством сервиса. Если сравнить цены и услуги (на начало года примерно) —
в Алматы проезд 50 тенге, по карагандински набитыми бывают только отдельные маршруты в отдельное время, в основном там стоят достаточно свободно. Водители если автобус пустой как и у нас любят собирать народ на остановках, правда максимум минуту-две (а не как у нас на 45м), что не напрягает. Если же водитель своим стоянием явно хамит и проявляет жлобство, то пассажиры орут ему «ну чо? поехали!!», и он едет. С другой стороны, если автобус полный и никто не выходит, они могут проехать остановку. Зато если крикнуть «брат, открой, мне здесь выйти надо», водитель как правило выпускает даже если нет остановки, что весьма удобно. На многих рейсах стоят автоматические деньгоприемники-билето-и-сдачевыдаватели с турникетом, которые в принципе легко обмануть, но интеллигентное население их обманывает только тогда, когда нет денег, в остальных случаях все платят. Автобусы любят ездить наперегонки, поэтому проезд получается быстрым и весёлым, если без пробок, правда с участием автобусов бывает много аварий. По этой же причине считается, что водителями работают в основном понаехавшие с югов, что в принципе правда. Иногда, если водитель хамит остальным участникам движения, на дороге случаются кулачные конфликты, что только веселит публику. В общем местные решают всё как обычно сами, по правде и по понятиям.
в Астане проезд 60 тг, при этом сервис не идет ни в какое сравнение ни с одним городом. Автобусы ездят так часто, что между ними не успеваешь покурить. В основном в автобусах только сидят, плюс немного стоячего народа, средняя набитость бывает только в час пик. Маршрутов столько, что в большинство мест можно доехать разными способами. Автобусы все новые и удобные. На остановках никогда больше положенного времени не стоят, думаю что если пустить туда водителя-карагандинца и он встанет как у нас на 45м, то может добится обратного эффекта, потому что аборигены по недомыслию решат что автобус сломался и начнут выходить.
И разумеется везде автобусы ходят допоздна, часов в 10-11 я нормально уезжал на другой конец города. В России кстати во многих городах транспорт ходит круглосуточно.
Интересен один вопрос. Если акимат должен компенсировать убытки согласно закону и два года не компенсирует, то есть нарушает закон, почему автопарк не подаст в суд на акимат и не потребует причитающиеся ему деньги? Ведь нельзя сказать, что денег в бюджете нет, судя по фонтанизации они есть, или по крайней мере были.
Относительно того, что автопарки убыточны — охотно верю. Но причиной как мне кажется здесь является не что-то объективное, а одна особенность местного менталитета, а именно феноменальная ушлость. Тут люди пишут, что кондукторы часто не дают билетик. Думаю, что еще водители сливают бензин. Ремонтники списывают и продают запчасти. Снабженцы покупают всё через свои фирмы, завышая цену. И т.д. вплоть до руководства. Нельзя сказать, что кто-то отдельный — вор, и поэтому всё плохо, потому что это система, в которой каждый следит в основном за тем, как бы не лохануться и не украсть меньше соседа. То есть карагандинский патриотизм он какой то странный. Если в других городах он классический, то есть человек думает о том, удобные ли автобусы, чисто ли в них, комфортно, доступно, и т.п., и если нет, то испытывает стыд да свой город и хочет чтобы всё улучшилось, то в Караганде кондуктор с водителем (или ремонтник, или снабженец, неважно) после окончания рабочего для в 9 вечера считают скажем деньги, которые насобирали без билетиков, т.е. украли у автопарка, сидя в загаженном неудобном автобусе, который был таким всегда и другим вряд ли будет, и говорят «воо! какой хороший город! здесь можно жить!!». То есть автопарки в Караганде убыточны потому, что большая часть тарифа попросту оседает по тихому в карманах их работников, мне так кажется.
И социального взрыва никакого не будет. Весь социальный взрыв — выйдут человека три где-нибудь на стадионе литейщик, помашут красными флагами и разойдутся. Потому что в Караганде есть только видимое социальное расслоение, а на метафизическом уровне его можно сказать что и нет. Допустим, дворник спёр лопату, а кто-то из руководителей в это время спёр миллион долларов. И если в других городах пролетарии могут собраться на демонстрацию и кричать «вы буржуи! вы всё украли!», и это называют социальным взрывом, то у нас чисто непонятно, как воры будут кричать вору «ты вор». Наоборот, на метафизическом уровне присутствует полное взаимопонимание и понимание того, что то, что один дворник, а другой руководитель — простая прихоть судьбы, а могло бы быть наоборот, и ничего бы от этого в корне не изменилось. Главное чтобы подчиненным давал жить (т.е. красть) и выше че нить откидывал..
Вот как мне кажется и весь секрет феноменальной убыточности карагандинских автопарков.
Александр
13 ноября, 2012 в 12:02