Вместе с обычными детьми в одной группе учатся дети с умственной отсталостью и синдромом дауна.
— Ааа — отрывисто кричит Зангар.
— Ему нравится. Это он так свои эмоции выражает, — говорит музработник детского сада Лариса Юрченко.
Мальчик нажимает на клавиши фортепиано, долго и задумчиво слушает каждый звук. Улыбается.
— Зангарчик, а покажи мишку! Как мишка ходит?
Зангар давит на клавиши и фортепиано издает низкие, грозные звуки.
— Вот он мишка прошел! А как птички поют, Зангарчик, покажи птичек.
Он идет к другой стороне инструмента и клавиши издают высокие звуки, как будто мимо пролетела стая птиц.
Воспитателей радует такой интерес мальчика к музыкальным инструментам. Ведь еще совсем недавно громкие звуки его пугали. Зангару Капашеву 5 лет и у него сложное сочетание диагнозов. Умственная отсталость – главный и самый тяжелый из всех. Таких детей не берут в обычные детские сады. Три месяца с ними занимаются в реабилитационном центре Умит, а потом мама остается один на один с тяжелым диагнозом ребенка.
Зангару повезло. Он ходит в обычный детский сад. Этим летом директор детского сада «Алмагуль» защитила экспериментальную образовательную программу. И с 1 сентября там, наравне с обычными детьми, занимаются дети, имеющие «какие-то недостатки в здоровье».
— В 1998 году меня и моих коллег из России и Белоруссии пригласили на семинар в Германию. Дело в том, что у нас в Советском Союзе была выработана самая лучшая и правильная методика воспитания детей. И Германия, развитая, богатая страна, не постеснялась пригласить нас обменяться опытом. Мне на всю жизнь запомнилась одна картина, которую я там увидела. Мы пришли в какой-то детский сад. Детки ведь везде одинаковые. И вот они толпой бегут, у них большая песочница. И везут в коляске мальчика с ДЦП. Довезли, вывалили его в песочницу, и давай все вместе играть. Мальчика воспринимали, как равного. Вот там я и увидела, как работает инклюзивное образование. Там больные люди – обычные члены общества. На них не тыкают пальцем и их никто не жалеет, — рассказывает Бахыт Омар, директор детского сада «Алмагуль».
Еще до эксперимента у этого детского сада был хороший опыт работы с особыми детьми. В садике занималось несколько детей с синдромом дауна, с задержкой психического развития и даже был мальчик с шизофренией. Директор сада иногда принимала больных деток, «под свою ответственность, на свой страх и риск».
— И спустя какое-то время мы видели очень хорошие результаты. Тогда я поняла, что мы накопили достаточно опыта, чтобы разработать собственную программу инклюзивного дошкольного образования, — говорит Бахыт Омар.
Летом программа была написана и защищена.
В группе
— Когда Зангар только-только появился в группе, дети его боялись. Потому, что он не привык к большому количеству людей и мог ударить ребенка. У него была такая защитная реакция. Даже здоровые дети тяжело переносят адаптацию. К счастью, недели через две он привык, — рассказывает дефектолог Наталья Доманова.
Сейчас вместе с Зангаром в группу ходит 20 детей. Дети занимаются по одной программе. Требования к Зангару, конечно, снижены, но он сидит рядом на занятиях и выполняет такие же задания.
— Он тоже рисует яблоко. Пусть он нарисует его хуже. Но он все равно будет находиться рядом со здоровыми детьми, и у него будет возможность подражать им и равняться на них, — объясняет учитель-дефектолог Галина Носова.
Когда особенные дети находятся среди здоровых, они быстрее обучаются. Быстрее, чем если бы они занимались в одной группе с детьми со схожими диагнозами.
Воспитатели говорят, что дети к Зангару тоже привыкли. Стали понимать его и помогать. Пока Галина Петровна рассказывала о Зангаре, к нему подошел четырехлетний Максим, достал с кармана носовой платок и вытер ему нос.
— Понимаете, дети чувствуют ответственность перед ним. Они уже никогда косо не посмотрят на больного ребенка, никогда не назовут его очкариком или колясочником. Эти дети вырастут добрее, терпимее, ответственней, с более здоровым отношением, — считает Галина Носова.
После занятий в садике, Зангар стал усидчивей, научился держать ложку, стал понимать словесные указания и даже выучил первые слова: «мама», «дай» и «на». Дефектологи думают, что со временем он научится разговаривать. А уже сейчас он играет в детском оркестре шумовых инструментов. В оркестре семь малышей и у них у всех есть определенные проблемы со здоровьем. Этих детей готовят к выступлению на фестивале для людей с ограниченными возможностями «Лучик надежды». В оркестре дошколята учатся играть на ложках, бубне, синтезаторе, колокольчиках, колотушке, треугольнике и маракасах.
Не все понимают
Не все родители, которые каждый день водят своих детей в этот детский сад, были рады нововведениям. Некоторые волновались, а не испугается ли их ребенок.
Наверное, тяжелее всего пришлось маме маленького Зангара. Галия Нургалиева расплакалась, рассказывая, как изменился ее сын после занятий в детском саду.
— Я бы хотела родителям таких малышей сказать, чтобы они, по возможности, отдавали их в садики, а не держали дома. Дома дети все больше замыкаются в себе. Я сама работаю в доме инвалидов и вижу этих людей каждый день. Многих из них можно было поднять на ноги, если бы на них вовремя обратили внимание, — советует Галия.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=qfrQENKup6Q&feature=youtu.be[/youtube]
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 64059 материалов.
Посетители оставили 247098 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Уважаемые педагоги! Спасибо вам всем за участие в конкурсе «Әнші балапан»,за то что открываете детям дорогу в жизнь.Сама присутствовала на нем.Удачи вам во всех делах и начинаниях.Всех с наступющими праздниками!
Надежда Ивановна
28 ноября, 2012 в 13:58