Единственный перевозчик, летавший из Караганды в Киев, на грани банкротства
Карагандинский аэропорт мог остаться практически без сообщения с внешним миром. В начале января в Украине начался судебный процесс о признании «Аэросвита» банкротом. А это означало, что кроме московского направления у нашей «Сары-Арки» больше не оставалось международных рейсов. Однако, как стало известно nv.kz, на днях в карагандинский аэропорт обратилась другая украинская компания.
Украинский перевозчик «Аэросвит» работал у нас недолго – в течение одного летнего навигационного сезона. В прошлом году многие карагандинцы пользовались его недорогими услугами. Это направление было популярным. Через Киев люди летали в Россию и Европу. К сожалению, с переходом на зимнее расписание в распоряжении пассажиров, вылетающих из Караганды, остались только рейсы в Москву. Ожидалось, что в мае «Аэросвит» возобновит свою работу. Но теперь стало очевидным, что этого не произойдет.
Компенсаций пока нет
По неофициальным данным, от «Аэросвита» пострадало около двух тысяч казахстанцев. Но это весьма приблизительные цифры. Авиакомпания до недавнего времени была украинским лидером и летала по всему миру — по 72 направлениям. Сейчас рейсы «Аэросвита» отменяются. Деньги за билеты пока не возвращаются.
В карагандинском филиале агентства «Трансавиа», которое представляет в Казахстане «Аэросвит», пассажиров успокаивают.
— Деньги будут возвращаться – сто процентов, — заявила nv.kz Ирина Босенок, директор агентства. — Это дело времени. Каждый случай будет индивидуально рассматриваться. Но деньги возвращаться будут. Банкротом компанию пока еще никто не объявлял. Сейчас мы отправляем туда списки пассажиров, которые не вылетели. Пока только два пассажира настояли на том, чтобы написать претензии. Мы также отправили их в «Аэросвит». Мы уже провели переговоры. И то, что возвращать деньги будут, это точно. Мы это объясняем. Люди реагируют нормально. Все ждут. Без скандалов. У компании есть право рассматривать претензии до 90 дней.
Между тем, по мнению экспертов, вернуть деньги за билеты будет весьма проблематично. По сообщению Государственной авиационной службы Украины, заявления с требованием выплаты компенсации за авиабилеты на отмененные 200 рейсов к началу третьей декады января подали более шести тысяч человек. Легче всего вернуть деньги тем, кто купил билеты в кассах компании или на ее интернет-сайте. Однако и эти пассажиры могут остаться ни с чем после того, как 22 января на счета «Аэросвита» был наложен арест.
Тем, кто купил билеты непосредственно у авиаперевозчика, успели выплатить компенсаций на сумму в более чем 400 тысяч гривен (40 тысяч евро). В своем пресс-релизе «Аэросвит» уточнил, что счета авиакомпании арестованы в девяти банках на территории Украины. А сумма замороженных средств составляет около пяти миллионов гривен (500 тысяч евро). В свою очередь Госавиаслужба Украины сообщила о формировании реестра заявок от пассажиров, которые приобрели билеты на рейсы «Аэросвита». После завершения этой работы ведомство планирует провести проверку полученных данных. И лишь после этого на основе обновленной информации ожидается составление графика возврата «Аэросвитом» средств пострадавшим пассажирам.
«МАУ» вместо «Аэросвита»
Республиканские СМИ со ссылка на пресс-службу Комитета гражданской авиации МТК Казахстана, сообщают, что Казахстанские рейсы «Аэросвит» отдают другим авиаперевозчикам. В частности, говорится о том, что авиакомпания «Международные авиалинии Украины» планирует начать регулярные рейсы «Киев — Караганда«.
NV.KZ обратился за комментариями в карагандинский аэропорт «Сары-Арка».
— Получается, что замены «Аэросвиту» уже найдена?
— Я бы не стал называть это заменой. Для нас «Аэросвит» и «МАУ» совершенно разные компании, — пояснил коммерческий директор «Сары-Арки» Эдуард Канин. – «Аэросвит» не прислал запрос на согласование слотов (слот – время обслуживания воздушного судна и пассажиров). А компания «МАУ» в свою очередь такой запрос нам прислала. Это пока даже не подтверждение, что они начнут летать. Это всего лишь согласование слотов, которые будут выделены авиакомпании для обслуживания. Мы подтвердили им нашу готовность обслуживать их рейсы три раза в неделю. Полетят ли они к нам или нет – пока не ясно.
— Насколько вероятно, что «МАУ» будет летать?
— Вероятность довольно высокая. Но связи с тем, что сейчас авиакомпания набирает новые направления, могут возникнуть проблемы с наличием воздушного судна, которое встанет на новый маршрут.
— Сколько будут стоить билеты авиакомпании «МАУ»?
— Пока не известно. Но они уже не будут такими дешевыми, как у «Аэросвит». Цены станут соизмеримы с московским направлением. В прошлом году перелеты в оба конца — «Караганда-Киев», «Киев-Караганда» — обходился всего в 87 тысяч тенге. Сейчас «МАУ» летает в Астану уже за 105 тысяч.
— Были ли нарекания по работе «Аэросвита»?
— Не было до последнего момента. А в конце лета, когда люди возвращались из отпусков, они просто отменили рейсы в последний момент. Авиакомпания нам ничего не объяснила. Пассажиров поставили перед фактом: на регистрации им объявили, что рейса нет и предложили сдавать билеты. Люди прибегали, сдавали билеты, ехали в Астану и оттуда уже летели в Киев.
— Насколько можно доверять «МАУ»?
— Они заявляют себя как более уравновешенная компания. Как это будет в реале, посмотрим. Но можно говорить о том, что после того, как у «Аэросвита» начались финансовые проблемы – это однозначно единоличный лидер на Украине. Планируется, что «МАУ» будет к нам летать по летнему расписанию с конца мая.
Тупик
— Почему не зимой?
— Потому что считается, что это не интересно для карагандинских пассажиров. Это мнение авиакомпании. Но мы, как аэропорт, всем авиакомпаниям говорим о том, что потенциал у Карагандинской области огромный. Аэропорт «Астана» обслужил, насколько я знаю, в районе двух миллионов 300 тысяч пассажиров за прошлый год. И, по нашей оценке, по проведенному опросу пассажиров, которые вылетают из Астаны, порядка половины из них – жители Карагандинской области. Они вынуждены добираться до столичного аэропорта по три-четыре часа.
— В прошлом году говорилось о том, что «Сары-Арка» будет обслуживать сразу несколько новых международных рейсов. Но сейчас кроме Москвы никуда из Караганды не вылетишь…
— Я знаю, что велись переговоры о рейсах в Дубай или в один из аэропортов Арабских Эмиратов. Планировались рейсы в Китай и в Стамбул. Это наиболее возможные ближайшие направления. В настоящее время мы над этим работаем. Но все привязывается к отсутствию у нас здесь в Караганде пассажирского хаба (хаб — аэропорт, который перевозчик использует в качестве пересадочной точки для стыковочных рейсов, благодаря хабам авиакомпании имеют больше возможностей в планировании полетов и предлагают пассажирам разнообразие в выборе маршрутов, авт.). Например, хорошо, если бы у нас был, например, рейс в Павлодар. Или если бы можно было бы улететь в Шымкент. Но таких рейсов нет. Соответственно авиакомпании воспринимают наш аэропорт как тупиковый. Это очень плохо. Все аэропорты стараются стать так называемыми хабовыми точками.
— Вы работаете над тем же павлодарским направлением?
— Мы обратились в акимат Карагандинской области для того, чтобы он активизировал свою позицию. Потому что от него зависит выделение дополнительных субсидий из республиканского бюджета на открытие внутренних рейсов – по Казахстану. Сейчас у нас таких рейсов два – в Кызылорду и в Усть-Каменогорск. Этого мало. Больше никуда вылететь нельзя. Даже в Астану нет рейса. Это огромная проблема. У нас есть много обращений от пассажиров, которые не успели на свои рейсы в Астану, потому что ехали на машине, а дорога была закрыта из-за погодных условий. Мы поэтому говорим, что есть серьезные проблемы. Нужно обязательно сделать рейс в столицу. Он будет короткий, но очень удобный.
— Сколько он может стоить?
— Прикидывали. Получается в районе семи-девяти тысяч тенге.
Сейчас международный аэропорт «Сары-Арка» обслуживает пассажирские рейсы на Москву, Алматы, Кызылорду и Усть-Каменогорск. В планах открыть еще шесть рейсов – в Турцию, ОАЭ, КНР, Германию, Малайзию. Кроме того, ожидается, что летом появятся ежедневные рейсы на Москву (пока обслуживается только три рейса в неделю), а также возобновятся еженедельные летние рейсы до Минска.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 63835 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
До Астаны точно неудобно добираться. Было бы гораздо лучше, если бы из Караганды было бы больше рейсов и направлений.
Оксана
29 января, 2013 в 20:43
Господа чиновники немедленно займитесь хабами иначе удачи в авиаперевозках не видать.Пора возрождать авиацию внутри страны,как это было при социализме…
Шляхтич
29 января, 2013 в 20:50
сделайте хотябы один рейс до Атырау, а то куча народу летают через Астану!
Максим
08 марта, 2013 в 16:31