Корреспондент nv.kz выяснял, работают ли на практике советы защитников прав потребителей
На прошлой неделе в Караганду приезжала глава алматинского общества по защите прав потребителей «Адал» Артык Сейткалиева. Она рассказывала о том, что нужно знать, оформляя кредит на покупку компьютера, телевизора или холодильника. Корреспондент nv.kz решил проверить эти советы на практике. Ведь зачастую бывает, что клиент берет кредит, подписывает договор, а потом сталкивается с уймой проблем.
Требуйте договор
Внимательно читайте кредитный договор. Такой совет дает президент алматинского общества по защите прав потребителей «Адал» Артык Сейткалиева. Она как юрист уверена, что в этом документе прописаны все условия получения кредита – процентные ставки, комиссии банка, условия погашения займа и порядок взыскания денег на тот случай, если клиент потеряет работу и не сможет их вернуть.
— Перед тем, как оформить кредит, попросите у менеджера банка бланк договора со всеми приложениями к нему, — рекомендует Артык Сейткалиева. – Помните, что они являются неотъемлемой частью договора. Вы должны тщательно изучить все пункты договора. Не все потребители обладают специальными познаниями, поэтому не стесняйтесь задавать вопросы работникам банка.
Помня об этом, корреспондент nv.kz вместе с руководителем общества защиты прав потребителей отправился за потребительским кредитом. Объектами нашего эксперимента стали три банка – это «Каспи банк», «Хоум Кредит Банк» и «Евразийский банк». Благо, их менеджеры сидят в каждом крупном магазине, торгующем бытовой техникой. Первым делом мы зашли в торговый дом «Сулпак», где под видом покупателей стали присматривать телевизор. К нам тут же подбежал консультант и стал показывать модели разных фирм. В итоге мы выбрали LED телевизор с диагональю 40 дюймов за 124990 тенге.
— За наличные будете брать или в кредит? – спросил консультант.
— В кредит, — ответили мы и отправились к столикам, где под вывеской «Несиелер» расположились менеджеры «Каспи банка». Все стулья, стоящие рядом, были свободны. — Здравствуйте, мы хотим взять в кредит телевизор, — произнесла заранее заготовленную фразу президент алматинского общества по защите прав потребителей «Адал» Артык Сейткалиева. – Можно ли перед этим посмотреть ваш кредитный договор?
— Нельзя! — ответила менеджер.
— А почему? Мы же хотим знать, на каких условиях мы берем кредит.
— У нас кредит беспроцентный…
— Это ваши слова. А мы хотим документ посмотреть!
— Мы даем документы только во время оформления.
— А почему до этого мы не можем его посмотреть?
— Потому что для каждого он индивидуальный.
— А хотя бы проект договора вы тоже не даете?
— Нет. Мы просто выполняем свою работу!
— Вам руководство запрещает?
На этот вопрос менеджер, которая уже стала выходить из себя, не ответила. Получается, что клиент вынужден заключать договор, предварительно не ознакомившись с ним. Это, по мнению Артык Сейткалиевой, является нарушением прав потребителя. Интересно, что работники «Хоум Кредит Банка» и «Евразийского банка» в просьбе ознакомиться с договором ничего крамольного не увидели. Не задавая лишних вопросов, они распечатали документ и отдали в руки потенциальных клиентов.
Считайте проценты
По закону банки обязаны указывать эффективную, то есть реальную, процентную ставку по кредиту. Размеры всех комиссий и прочих доплат должны быть указаны в договоре. Из них и складывается вознаграждение банку. Но бывает, что потребительский кредит выдается по ноль процентов. С этим корреспондент nv.kz и общественница Артык Сейткалиева столкнулись, когда пришли в торговый центр «Мечта». Здесь мы выбрали такой же телевизор, как и в предыдущем магазине, правда, цена здесь была чуть выше – 129990 тенге. Убедившись, что его продают в кредит, мы подошли к стойке менеджера «Хоум Кредит Банка».
— Вообще, кредиты у нас беспроцентные, но есть страхование, — принялась объяснять сотрудница банка. – Фиксированной ставки нет. Чем больше срок кредита, тем больше плата за страховку и чем меньше срок, тем меньше сумма переплаты.
Чтобы убедиться в том, что кредит действительно беспроцентный, мы попросили менеджера высчитать нам ежемесячный платеж на шесть месяцев и сумму страховки. В итоге получилось, что в течение полугода за телевизор нам придется отдавать по 23352 тенге. Через шесть месяцев мы заплатим банку 140112 тенге. Это притом, что товар стоит 129990 тенге (переплата 10122 тенге). Получается, что вознаграждение банка составит 13 процентов за шесть месяцев, или 26 процентов годовых. Вот вам, уважаемые читатели, и беспроцентный кредит.
Покинув менеджера «Хоум Кредит Банка», корреспондент nv.kz и Артык Жумагуловна подошли к тому, который работает в «Евразийском Банке». Вопросы мы ему задали те же самые. Парень ответил, что выдаст нам беспроцентный кредит, но за страховку придется заплатить. Мы попросили его сделать расчет ежемесячной платы на срок шесть месяцев при покупке телевизора стоимостью 129990 тенге. Результат получился меньше, чем в предыдущем банке.
— Ваш ежемесячный платеж составит 22315 тенге, — сказал менеджер «Евразийского банка», – а страховка – всего 3900 тенге.
Поблагодарив сотрудника банка, мы ушли считать вознаграждение банка. В итоге оказалось, что оно составит 5 процентов за шесть месяцев, или 10 процентов годовых. Конечно, этот заем тоже нельзя называть беспроцентным.
Рассчитывайте риски
Чтобы не попасть в кредитную кабалу, президент общества защиты прав потребителей «Адал» Артык Сейткалиева советует оценить свои финансовые возможности. Ведь никто не застрахован от увольнения с работы. А в случае смерти заемщика долги по его кредитам придется погашать наследникам. Статья об этом включена в стандартные договоры займа многих банков.
— Помните, что банки – это не благотворительные организации. Вы взяли деньги и назад их придется возвращать, — говорит Артык Жумагуловна. – Прежде чем подписывать договор займа, надо просчитать все свои риски. Считается, что кредит лучше не брать, если ежемесячный платеж по кредиту превышает 25 процентов от вашей зарплаты.
Если же вы все-таки допустили просрочку, то перечитать кредитный договор не повредит. В нем содержатся пункты о пенях, штрафах и неустойках, которые вместе с основным долгом придется погашать заемщику. К примеру, в договоре, который корреспондент nv.kz получил от менеджера «Хоум Кредит Банка» сказано, что «клиент уплачивает банку неустойку в размере 0,5 процентов от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки». Кроме того банк вправе накладывать дополнительные пени и штрафы. А если он поймет, что вы неплатежеспособны, то потребует погасить долг полностью. В случае невыплаты банк имеет право подать на своего задолжника в суд.
— Иногда в кредитном договоре пишут, что судебные иски по спорам между сторонами могут быть поданы только по месту нахождения банка, — объясняет общественница. – Это является нарушением прав потребителей. Иски о защите прав потребителей могут быть поданы по месту нахождения потребителя. Клиенты банка должны знать об этом. Финансовые организации не должны диктовать им свои условия.
Глава алматинского общества защиты прав потребителей «Адал» понимает, что теория не всегда работает на практике. В этом Артык Сейткалиева еще раз убедилась, приняв участие в нашем эксперименте. Но она советует помнить, что отказаться от кредита можно, даже если вы уже нашли желанный товар и сидите возле банковского менеджера. Главное, сделать это до того, как вы поставили свои росписи на всех страницах договора.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 63824 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
мой вам совет никогда не берите кредит не кормите банковских дормоедов они ничего не производя самые высокооплачиваемые
Наталья
25 февраля, 2013 в 21:59