Что такое неустойка и почему она на руку потребителям.
Сто тысяч долларов может получить карагандинец Григорий Шаров за неисправный КамАЗ. Григорий заметил неполадки в машине через несколько часов после ее покупки. И отказался от товара. Теперь автокомпания должна не только вернуть Шарову деньги за саму машину, но еще и выплатить неустойку. Случай, говорят юристы, беспрецедентный.
— У сына был старенький КамАЗ, — рассказывает Николай Шаров. — Он все время ремонтировал его, мучился. Ну и решили мы купить новый.
Деньги на грузовик собирали по частям — Григорий продал старый КамАЗ, продал свою легковушку, его жена взяла кредит, помогли родители.
Чтобы машина наверняка оказалась без изъянов, покупать КамАЗ решили с нуля. Новый грузовик обошелся семье в 7 миллионов 278 тысяч тенге.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=hgSkrCfWzok&feature=youtu.be[/youtube]
— До дома доехали — сразу начались вибрации в двигателе, — вспоминает Николай Шаров. — Сын давай на фирму звонить, они говорят — привозите, исправим.
Машину загнали в мастерскую, устранили неполадки. Но двигатель, уверяет Николай Шаров, продолжал вибрировать, рулевое туго поворачивалось в правую сторону, нужно было менять форсунки.
— Даже когда форсунки заменили, ничего не изменилось, — говорит Григорий. — Мы говорим — давайте тогда другой КамАЗ нам. Они отвечают — другой будет только после Нового года, а дело было в октябре, и стоить он будет дороже.
Тогда Григорий вообще отказался от машины. Попросил, чтобы ему вернули деньги.
— Мы никакого суда не хотели, ничего лишнего не просили — просто верните наши деньги, — говорит Николай Шаров. — Сын без заработка, у него семья, дети. Они отвечают — вот продадим ваш КамАЗ, получим за него деньги, тогда и вернем.
С момента обещания прошло почти полгода. У Григория — ни КамАЗа, ни денег. Семья обратилась в суд.
На днях районный суд вынес решение: расторгнуть договор купли-продажи, вернуть Григорию Шарову 7 миллионов 278 тысяч тенге за покупку машины, а также выплатить ему неустойку — 2 миллиона 911 тысяч тенге и компенсацию за моральный вред — 10 тысяч тенге.
— В августе 2010 года вступил в силу новый закон, — говорит юрист общества защиты прав потребителей «Гарант» Жаслан Айтмагамбетов. — Именно с 2010 года у нас появилась законная неустойка. Ее размер — 1 процент за каждый день просрочки с того момента, как потребитель предъявил претензию.
Исходя из стоимости КамАЗа, неустойка составила 72 780 тенге в день.
— Умножили эту сумму на 40 дней и получили почти три миллиона тенге, — продолжает Жаслан. — Сумма, конечно, большая, но она законная. Раз банки могут взыскивать неустойки, то и у потребителя есть такое право.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=HeWb0ZkAm0Q&feature=youtu.be[/youtube]
В «Гаранте» говорят, что у нас практика неустоек только создается. И что это на руку потребителю.
— Если такая практика у нас будет применяться, а она должна применяться, потому что от закона никуда не денешься, тогда, я думаю, наши предприниматели будут серьезней относиться к претензиям клиентов, — говорит Жаслан. — Моральный вред у нас обычно судьи оценивают в 15-20 тысяч тенге. То есть возмещение морального вреда не пугает продавца, потому что он знает, что много с него не возьмут. Неустойка — другое дело, чем больше тянет продавец, тем больше сумма. 30 дней — 30 процентов, три месяца — сто процентов.
В компании «Автосервис», где продали Григорию Шарову КамАЗ, с решением районного суда не согласны.
— Мы подали апелляцию в областной суд, потому что все это неправда, — объясняет представитель «Автосервиса». — Там вообще нашей вины нет. Машину у нас забрали в исправном состоянии. Мы, прежде чем человеку отдать машину, делаем предпродажную подготовку. Потом, через пару дней, выясняется, что двигатель плохо работает. Ну да, форсунка одна заклинила. Мы устранили. Потом клиент попросил заменить машину — мы заменили, поехали договариваться с руководством в Набережных Челнах. Пригнали другую машину, а он взял и от нее отказался.
— Шаров говорит, что сейчас уже просто хочет вернуть свои деньги.
— Я ему даже расписку написал, что после реализации этой машины — верну деньги. А машина еще не реализована, она стоит на территории, документация есть. Он может приехать в любое время, посмотреть ее. Видимо, наш юрист что-то упустил и написал, что машину мы уже продали. Понимаете, он платит нам за машину, мы платим в Челны. Возвращать эту сумму с завода — нереально.
— А неустойка?
— Ну какая же это неустойка! Откуда они такую неустойку вообще берут! Это нереально абсолютно. Мне кажется, любой может так покупать машину. Потом через два дня пригнать и попросить вернуть деньги.
«Автосервис» настроен решительно. Если областной суд оставит решение районного в силе — компания намерена идти в суд верховный. Шаровы тоже сдаваться не собираются.
Утверждают, если в областной суд удовлетворит апелляцию «Автосервиса», будут писать президенту.
Жаслан Айтмагамбетов говорит, что в идеале, если бы все у нас работало по закону, эту неустойку сознательные бизнесмены оплачивали бы потребителям и без суда:
— Но у нас все приходится взыскивать только в судебном порядке.
Фото Валерия Калиева
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 60478 материалов.
Посетители оставили 246879 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
А такие как Утешев все равно достойны камеры (изоляции от общества)

123
18 марта, 2013 в 14:18
123 — ПРАВ на все 100!!!
BaH
18 марта, 2013 в 15:13
Автор: Валерия Босенок
Валерия, зависть знаете ли плохое чувство. А как Вы подсчитали 100.000 долларов? По предоставленным данным указанным Вами в статье, сумма всего 10млн.тенге с копейками. Хотя 100.000 долларов по нынешнему курсу это 15млн.тенге с копейками. Где остальные 5 млн.тенге? Не боитесь, что ответчик подаст уже на Вас в суд за клевету?
Александр
18 марта, 2013 в 21:36
Н.В и Валерия Босенок опять ЖЖОТ!!!
5 млн.тенге
18 марта, 2013 в 22:54