Чего не замечает зритель: актерские байки
Чего больше всего боятся артисты? Что они делают, если вдруг пропали все декорации и костюмы? Как выкручиваются, когда прямо на сцене актер получает непрописанную в сценарии, самую настоящую травму? Обо всех этих деликатных моментах будет написано в книге, посвященной юбилею Карагандинского театра музыкальной комедии. В этом году ему исполняется 40 лет. По этому случаю было решено собрать истории обо всех, кто когда-либо работал в театре.
Уже почти год Наталья Морозова, заведующая литературной частью, разбирает архивы театрального музея, записывает воспоминания артистов, которые входят в состав современной труппы, разыскивает тех, кто давно уволился и уехал заграницу. В книге об истории «музкомедии» будет собрано максимум информации. Одна из самых интересных ее глав будет посвящена оригинальным театральным байкам.
Людоед вместо графа
Одну из таких баек для книги, а заодно и для «Нового Вестника», рассказал нынешний директор театра Амантай Ибраев.
— Это случилось в 1994 году, когда я первый раз вышел на сцену. Я пришел после консерватории, и руководство театра не могло сразу доверить мне большой спектакль, потому что я был больше ориентирован на оперную сцену. Чтобы раскрепостить меня как актера, мне дали роль людоеда в музыкальной сказке «Кот в сапогах». А уже через неделю у меня был дебют уже в большой роли в оперетте «Граф Люксембурга» Легара. Я играл там главную роль – самого графа. И так случилось, что песенка людоеда и главная вступительная ария графа Рене по своей форме и мелодической окраске очень похожи, особенно первый куплет. То же касается и смысловой наполняющей. Людоед, представляя себя, поет о своем папе, что он всегда ел людей и при этом заботился о сыне. И граф Рене тоже говорит о своих родителях, только немного в ином ключе. Спектакли шли с недельным перерывом. Я сыграл людоеда. Потом вышел в роли графа. Это непередаваемые ощущения: зал полный, и трупа на меня вся смотрит, и зрители. Я волнуюсь, ведь надо было подтвердить свой статус. Ведь я приехал после стажировки в Италии, и был уже лауреатом международных конкурсов. И вот я выхожу, оркестр играет вступление. А у меня в голове возникает дикая мысль, что я сейчас затяну песенку людоеда. Она у меня в голове сидит, а вступительная ария графа Рене напрочь забыта. Мне казалось, что сейчас весь мир перевернется. Я ждал катастрофы. Не знаю, что когда сработало. Я не осознавал, что происходит. Просто открыл рот. Исполнение арии Рене пошло само собой. После первых фраз я уже успокоился. Представляю, что было бы, если бы в голове что-то автоматически не сработало. Сейчас это смешно, но тогда я чуть инфаркт не заработал. На самом деле такое бывает у многих солистов. Сказывается психологическое напряжение. Актера всегда выручает качественная подготовка к спектаклю. И скорее всего именно большое количество репетиций помогло мне тогда не опозориться.
И все же иногда случаются казусы. Заслуженный артист Казахстана Владимир Сухов однажды рассказывал, как его коллега, выйдя на сцену, совершенно забыл слова. И вместо «Сатана там правит бал» пропел свой домашний адрес: «Карла Маркса, 45».
Гастрольный тупик
— Что кроме психологического настроя может помешать спектаклю?
— Все, что угодно. Взять хотя бы очень показательный факт из официальной истории театра. Однажды (еще в советское время) труппа выехала на гастроли в Ленинград. И вагон с декорациями ушел не в тот тупик. Артисты, приехав, как положено после обеда в театр, увидели, что ни декораций, ни костюмов нет. Сцена пустая. А спектакль должен состояться уже через четыре часа. Просто патовая ситуация. Тогда наш главный художник Малик Байкенов (к сожалению, он рано ушел от нас) обратился по своим каналам в Кировский театр оперы и балета (ныне Мариинка). И этот мощный театр мирового значения нам очень помог. Его костюмеры все дружно вышли на работу. Буквально за полтора часа подобрали для нашего спектакля и декорации, и костюмы. И спектакль состоялся.
— Сложно представить музыкальную комедии без декораций.
— Тут особый жанр. Если театр драмы можно открывать хоть в подвале, как это сделал тот же Олег Табаков, то музкомедия – это целая машина. Требуется большая сцена, оркестр и непременно – декорации. С ними связана другая история. Уже из нашего недавнего прошлого. Когда еще не было таможенного союза, проходить границу было очень сложно. И на гастролях наши артисты и директор в том числе, превращались в рабочих сцены. Все занимались погрузкой-разгрузкой, когда нужно было перетащить декорации из одной машины на другую. В последний раз я дал себе слово больше никуда не ездить, после того как мы вынуждены были оставить декорации на границе и на своих плечах тащить все самое необходимое. Зал был уже продан, зритель ждал. А нас продержали более суток на границе. Но мы не могли сорвать спектакль. Поэтому каждый актер надел на себя свой костюм. И в таком готовом виде мы поехали в театр. Это были сложные героические дни, когда труппа превращалась в одно целое и мы сообща решали проблемы. Мне, как руководителю, это приятно. Я всегда могу опереться на понимание и поддержку коллектива.
Голос из оркестровой ямы
Один из самых интересных анекдотов из жизни театра рассказал для книги все тот же Владимир Сухов:
«В «Веселой вдове», играли в Темиртау, выхожу во втором акте и падаю (случайно!) в оркестровую яму. (Сам потом не понял, как и почему промахнулся!) Оркестр в шоке – музыканты еле сдерживали смех. А артисты на сцене сообразили и поют: «Граф Данило, где вы?». Я в ответ: «Я в преисподней!». Сам еле доковылял до сцены. Зрители потом долго спорили, какой прием использовал артист и на что он там падал! Ходили по нескольку раз на спектакль, чтоб посмотреть повтор. Но второго дубля уже не было!»
Аналогичный случай произошел с вокалистом Владимиром Пчелиным во время детского спектакля «Вождь краснокожих» в красном зале «Музкомедии».
— По ходу действия персонаж надевал на голову кастрюлю, – пересказывает завлит Наталья Морозова. — И устраивает дикие пляски. Все шло по сценарию. Но партнер не успел поймать прыткого «разбойника». И этот разбойник, которого играл Пчелин, прямо с кастрюлей не голове полетел в оркестровую яму. Хорошо, что спектакль шел под фонограмму. Музыкантов внизу не было. Но все равно там стояли пюпитры. Актер чудом остался жив. Грохот стоял неимоверный. На другой день играли тот же самый спектакль. Прейдя в зал, Пчелин увидел, что все пюпитры вынесли на случай того, что он опять упадет.
Прикрыл собой
Казусов на сцене хватает. И каждый артист понимает, что в нестандартных ситуациях нужно сделать все, чтобы зритель ничего не заметил. Тот, кто на сцене, должен безукоризненно владеть собственными эмоциями. Что бы ни случилось, из зала должно казаться, будто все так и задумано.
Однажды на гастролях в Алма-Ате Владимир Сухов играл с Ларисой Пендеровой в «Цыганском бароне». В финале артист должен был поднять партнершу и поставить на своеобразный пьедестал, на который после он и сам должен был запрыгнуть.
«Ребята, которые поднимали солистку, все сделали хорошо, — вспоминал Владимир Сухов. — Только один наступил ей на юбку. Так что поставили ее на обозрение в чулочках на резинках и в плавках. А петь то пришлось! Прикрыл, как говорится, собой».
Кроме того, что по ходу пьесы может случиться нечто непредвиденное, бывает, артисты нарочно друг над другом подшучивают. Вот, что вспомнил для книги Виктор Парфенов, который работал в театре 30 лет назад:
«Это было в 80е годы прошлого века. Шел спектакль «Венские встречи». Владимир Сухов (Принц Роберто) пел свою арию с министрами во главе с премьером Дуро Дурибаном (Войнаровский). Сухов незаметно вложил в папку журнал «для мужчин» вместо эскизов для полных дам. И артист Парфенов (Шпэхт) предложил ее Дуро Дурибану. Все онемели. Любопытство министров и самого премьера было настолько естественным, что эффект передался и в зрительный зал».
На самом деле театральных историй за время существования карагандинской «музкомедии» было столько, что в один сборник они вряд ли поместятся. Тем более, что кроме баек туда войдут подробные биографии самых ярких сотрудников, а также полный описание всех премьер и список всех, кто когда-либо работал в театре. Книгу презентуют на театральном фестивале, который театр музыкальной комедии планирует провести осенью.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 63824 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Поздравляю артистов и весь коллектив замечательного театра! Мы вас любим и всегда рады встречам с вами.
Lankr
05 августа, 2013 в 21:49
В 1973 году мне повезло работать при открытии театра в Темиртау. Я приехал на годовую практику из школы-студии МХАТ. Соблазнил Малик. Мы вместе учились. Я часто вспоминаю этот год. Жаль что многие ушли. Мои поздравления театру и наилучшие пожелания. Хорошее было время.Интересно кто из аксакалов еще работает в театре. Неужели только Сухов. Володя привет. Феликс.
Бессонов Ф еликс
13 декабря, 2018 в 13:45