О бедном пастушке, идейном купце и хитрых золотопромышленниках
Совсем скоро Караганда будет отмечать юбилей. Городу исполнится 80 лет. В ожидании круглой даты nv.kz вспоминает о людях и фактах, которые сделали историю родного края. Само собой, первым делом речь пойдет о пастушке Аппаке Байжанове и купце Никоне Ушакове. Эти два имени упоминаются в рассказах об открытии залежей угля в нашей части Сары-Арки. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что не все в этих рассказах гладко. Мы попытались выяснить, где здесь правда, а где – вымысел.
А был ли мальчик?
По широко распространенной версии слава первооткрывателя безоговорочно приписывается Аппаку Байжанаву. В центре Караганды возле краеведческого музея даже стоит красивый памятник юноше-бедняку, который нашел уголь. Было это вроде как в 1833 году в урочище Караганды, в 25 километрах южнее реки Нуры, на территории, служившей в то время местом летней кочёвки баев Иглика и Жумана. Однако современные краеведы ставят под сомнение сам факт существования легендарного пастушка. На прошлый юбилей, когда город отмечал 70-летие, мы уже писали об исследованиях энтузиаста Булата Аубакирова, который изучил архивные материалы о покибиточной переписи казахов, проведенной полтора века назад. И обнаружил, что имя бедняка Аппака Байжанова нигде не упоминается.
Никаких подтверждений тому, что на территории нынешней Караганды когда-либо жил пастух Аппак, не нашел и кандидат технических наук Владимир Новиков, который всю жизнь посвятил краеведению.
— Все создавал петропавловский купец второй гильдии Никон Ушаков, — говорит Владимир Яковлевич. – Он отыскивал месторождения и покупал их.
— Значит, вы считаете, что, все-таки не было сообразительного мальчика, который нашел уголек?
— Каждый народ имеет право на свои легенды. Все началось с очерка журналиста из Москвы Ракитина. Он был опубликован в 1937 году в журнале «Наша страна». Именно там впервые упомянуто имя Аппака Байжанова. Но Ракитин – это не местный следопыт. Это столичный корреспондент. Он приехал, увидел и исчез. От него ждали красивую статью, чтобы соответствовала духу того времени. Он так написал. Все в предельно простой форме. Вот, был на услужении бая пастух, он развел костер, там оказались особые камешки, костер вдруг разгорелся, и он понял, что это камни горят. Потом каждый стал фантазировать, свои элементы добавлять к этой байке. Это нормально. Легенда есть легенда. Я считаю, если есть Аппак Байжанов, пусть он живет.
— Все же интересно, что приезжий корреспондент написал конкретное имя пастуха и год его находки.
— В очерке было написано, что Аппак Байжанов нашел уголь в 1833 году, а до того будто бы никто никогда ни слова об угле не говорил. На самом деле и до революции было опубликовано немного статей о Караганде. Причем, крупные геологи писали. А в тридцатые годы XX века сюда стали приезжать геологи крупными партиями, оставаться здесь жить. И они буквально все знали о здешних местах. И, казалось бы, должны были сразу указать на того, кто открыл уголь. Однако ничего такого нет в их трудах. Но то, что какой-нибудь бедняк мог найти камешки угля, в принципе, такое возможно. И геологи писали в своих отчетах, что по выходам нор сурков можно было отслеживать выходы пластов на поверхность. Был и царских времен исследователь Александр Гейнс (генерал-лейтенант, действительный статский советник, этнограф, изучавший особенности ведения хозяйства в казахской степи и обычное право казахов, — авт.), который во второй половине XIX века тоже писал, что здесь водятся сурки и по их норам можно обнаружить следы угля.
— А как степные грызуны с углем связаны?
— Нельзя сказать, что сурки селились именно рядом с залежами полезных ископаемых. Но все же было подмечено, что зверьки любят зимовать у пластов каменного угля. Прорывая норы, они выкидывали наружу черные камешки. Почему это происходило, трудно объяснить. Для этого надо влезть в шкуру сурка.
Обман?
— …Реально вдохнул жизнь в Караганду именно Никон Ушаков, человек со сложной судьбой, — продолжает Владимир Яковлевич. – Первое предприятие на территории нашей , без которого не было бы Караганды, – Спасский завод – это, по сути дела, его детище.
— Откуда Ушаков вообще взялся и как вдохновился углем?
— История такая. Он был не самым зажиточным купцом. Обычное дело: купи-продай. Ездил по аулам, привозил российские скобяные изделия, ситец. Но он видел, как быстро богатели крупные золотопромышленники. И понимал, что гораздо престижнее добывать, переплавлять, самому создавать продукт и потом уже его продавать. По тем временам это были уже высокие технологии, которые его увлекли. Так человек устроен: ему хочется дело создать, чтобы осталась о нем память. Все очень просто. Память о нем осталась. Но капитала он на Караганде не заработал.
— И начинал с небольших вложений. Карагандинские месторождения, наверное, обошлись ему недорого?
— В советские годы и даже сейчас его огульно называют «эксплуататором», который (воспользовавшись открытием Аппака Байжанова, — авт.) всех обманул и купил за три копейки богатейшие залежи угля. А на самом деле образ купца совершенно иной.
— Сколько он заплатил?
— Карагандинские месторождения Ушаков купил за 255 рублей. Но тут надо объяснять все это. Во-первых, что такое царские 255 рублей? Возьмем барана, как единицу измерения степного богатства. Он стоил 2,5 рубля. Если 250 разделить на 2,5, получается 102. То есть целое стадо. Во-вторых, купцы были люди умные, умели считать деньги. А тогда были большие налоги. Если бы он оформил, что купил, скажем за 2500 рублей, с него бы взяли столько, что он бы разорился. Вероятно, покупатели договаривались с продавцами: запишем поменьше, чтобы в казну меньше отдавать. Но, самое главное в другом. Мы сейчас удивляемся: миллиарды тонн угля он купил за смешную сумму. Это же обман! А на самом деле все было не так. В первом литературном описании Спасского завода в 1871 году инженер по фамилии Бернер называл карагандинское месторождение богатейшим. И предполагал, что его запасы исчисляются 25-ю тысячами тонн угля. Но что такое 25 тысяч тонн угля по нынешним меркам? Столько сегодня добывают четыре шахты в сутки!
Ноу-хау
— Интересно, что карагандинский уголь начинался с меди.
— Действительно, сначала были найдены месторождения меди. И у купца Ушакова возникло желание строить завод. Тогда всеми этими делами занималось Барнаульское горное управление, оно давало разрешение, или, как сейчас говорят, лицензию, на строительство завода. А для заводов необходимы энергетические источники. В те времена главным энергетическим ресурсом был древесный уголь. Но если на Урале леса много, то здесь он были далеко и причем в таком небольшом количестве, что его легко можно было уничтожить за несколько лет. Поэтому на древесном угле строить завод запретили. Тогда решили искать каменный уголь, на котором в середине XIX века работала, например, вся Англия. Но для России такая технология была ноу-хау. Существовало много рисков. Нужно было найти такие угли, чтобы позволяли выплавлять медь. Все это было непросто. Благодаря помощи уральских мастеровых завод все же запустили. Причем сначала хотели технологию проверить на уральском заводе. Но что-то пошло не так и уральский завод выплавлял не медь, а чугун. Невозможно было ничего испытать. И поэтому пришлось сразу запускать новую технологию на новом заводе, риск был огромный.
— И не зря рисковали.
— Спасский завод был в царской России на очень высоком уровне. По сути дела, в лучшие годы он был по выработке и качеству штыковой меди на втором месте после нижнетагильского завода Демидовых.
— Но Ушаков был не владельцем завода, а всего лишь управляющим.
— Он был тем, кто поверил в это дело. Но купец он был небогатый. И чтобы развить свою идею, ему пришлось привлечь уральских капиталистов, крупных золотопромышленников Рязанова и Зотова. Например, купцы Рязановы в Екатеринбурге имели дворцы на реке Есети. Которые сохранились до сих пор (Аникий Рязанов — потомственный почётный гражданин и городской голова Екатеринбурга, «первый король золотого дела», «великий делец в своей специальности, умевший крепко держать в руках нажитые миллионы», по определению Мамина-Сибиряка, — авт.). Потом им пришлось еще привлечь крупного чиновника Севастьянова, который помог получить разрешение на строительство завода, послужил «толкачом».
— То есть взятку дали?
— Ну, нет. Это мы сейчас уже народ испорченный. И все обязательно сводим к коррупции. Тогда делалось по-другому. Когда создавали компанию, было 120 паев. По 35 у Рязанова и у Зотова. 20 они отдали Ушакову за его идею, месторождения, которые он купил, и труд. И еще 30 паев оставляли на тот случай, если надо будет кого-то привлечь, чтобы дело развивалось. Но прошло время, Севастьянов продал свою долю. Аникий Рязанов умер, осталась его жена – Анна Семеновна, властная и жесткая женщина.
— Которая потом все себе забрала и выгнала Ушакова.
— Да. Это обычное дело.
— Как закончились дни Никона, когда он остался ни с чем?
— Плохо. Его состояние составлял дом где-то в Акмолинске. А у Рязановой были связи, влияние, деньги, которые, как вы, наверное, уже поняли, играют большую роль в этом мире. Она просто напросто устроила на него травлю. И в итоге уничтожила. У него отобрали все его паи. Рязанова стала полновластной хозяйкой, а он остался с носом. Никону Ушакову пришлось очень тяжело. Ведь он всю свою душу вложил в Караганду, 20-летний труд. Ему пришлось начинать сначала. Хотел создать новое дело в Центральном Казахстане. Но сил уже не хватало, возраст был уже не тот. И в конце концов пришла полиция, опять же не без участия Рязановой. У него отобрали последнее, что он имел.
В 1874 году Ушаков создал новую акционерную компанию. С купеческим сыном Ефимом Арсентьевым Телегиным, который тоже был родом из Екатеринбурга. На деньги Телегина Никон организовал еще одну экспедицию. И открыл шесть новых месторождений медной руды и каменного угля. Он подал заявки на месторождения в Акмолинское уездное правление. Но в том же году скончался.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 63814 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
В 1847 году Ушаков создал новую акционерную компанию-намного позже,перед самой смертью, исправьте год.
88
29 ноября, 2013 в 14:59
88, спасибо. Исправили.
Анастасия Машнина
29 ноября, 2013 в 15:17
Цитата: Имена эти два имени упоминаются в рассказах
Гоша
29 ноября, 2013 в 15:14
Цитата: В архивах Владимир Новиков обнаружил есть акт,
Гоша
29 ноября, 2013 в 16:13
Цитата: уступил Ушакову бий Игилик Утепов и его дети его :
Гоша
29 ноября, 2013 в 19:06
Я тоже сомневаюсь. Не в Аппаке Байжанове. Я во всем сомневаюсь. Чиновники так красиво говорят, верить хочется. А я сомневаюсь. Наверное я тоже краевед.
Карагандинский краевед
29 ноября, 2013 в 22:04
«должны будут сами с собой решаться по своим киргизским обычаям…»Не понял, почему киргизы? Что казахов тогда не было?
val2ter
30 ноября, 2013 в 00:27
книжки надо читать, чтобы не задавать таких глупых вопросов…
Коркин
30 ноября, 2013 в 01:42
В. В. Радлов: «Киргизы резко отличаются от тюрков-кочевников Алтая, и по образу жизни и мышления они находятся на более высоком уровне»[49].
Г. Н. Потанин: «Казахов можно отнести к числу музыкальных. Они сами сознают это и рассказывают легенду, будто люди научились петь от богини Песни, некогда спустившейся с неба и летавшей над землей; где она пролетела высоко, там люди плохо поют, где низко — там живут мастера пения. Над казахской степью она пролетела низко и казахи мастера пения. Они поют чрезвычайно выразительно, переходя от вкрадчивого шепота в бурный мажор. Степные голоса замечательны по чистоте и силе; и верю, что лет через пятьдесят казахов будут поставлять певцов на столичную сцену.»[50]
П. С. Паллас: «Многочисленный киргизский народ живёт в неограниченной вольности в сравнении калмыков, которые так много малых властителей над собой имеют. Каждый киргизец живёт так, как вольный господин, и потому киргизцы не так страшны, как другие неприятели»[49].
А. И. Тевкелев (комментируя возможность использования при необходимости военных сил казахов Младшего жуза против Среднего жуза): «киргизец с киргисцом рубиться не будут, и тако оная Киргиская орда вся останется безполезна»[49].
земляк
30 ноября, 2013 в 10:07
Павлины, говоришь… Хех!
земляк
30 ноября, 2013 в 10:11
раньше назывались киргизами.марш в краеведческий музей.
сомневающийся
30 ноября, 2013 в 11:15
В царской России народ официально именовался КИРГИЗ-КАЙСАКАМИ.
88
30 ноября, 2013 в 11:20
а ещё был бы хороший заголовок
буддийский, так сказать..
«карагандинские краеведы усомнились в существовании себя»..
mancubus
30 ноября, 2013 в 11:11
Почему так категорично? Очень эта история похожа на правду. А про Байжанова на художественный вымысел. Каждый следующий придумывал больше и больше — у кого то сурки, у кого то самовары серебряные плавились и т.д.
Иван
30 ноября, 2013 в 13:34
я не категорично. я как есть. всё есть иллюзия. пора бы озвучить это через депутатов. все мы иллюзорны и трансцедентны..
mancubus
01 декабря, 2013 в 23:33
Ушаков свои лавры прибылью от шахт получил, как и все «просветители» — от казахстанского сырья. Был Аппак Байжанов, пусть и остается.
Thomas Jefferson
30 ноября, 2013 в 13:21
Да он вечен. Мы все Аппаки, в большинстве своем. Есть и немного Ушаковых. Ничто не ново под луной.
88
30 ноября, 2013 в 17:40
Хорошо, Аппака не было????А как же его потомки, вот допустим моя соседка является родной внучкой Аппака Байжанова!!!Она , простите откуда взялась, соответственно и ее папа.
Оксана
24 ноября, 2014 в 17:00
Опять таки , что касается архивных данных, они все у нас были написаны грамотеями, которые просто умели писать, по сей день, как написали , так и зовут, так же какой год поставили , тот и осталсяи каких только имен и фамилий новых не произошло из этого грамматейства, при чем я слышала от том , что Аппак не был пастушком, а был сыном бая, вообще, есть. Еще старожилы , которые могут рассказать об этом подробнее, просто нужно обратиться в зеленую балку, там расскажут.
Оксана
24 ноября, 2014 в 17:04