Объявленный бюджет картины — 30 миллионов долларов
На днях на экраны выйдет нашумевшая трилогия «Вий». Для карагандинцев это особенно значимое событие. Поскольку самую страшную повесть Николая Гоголя в 3D формате снял наш земляк. Впервые с произведением русского классика режиссер Олег Степченко познакомился на уроках литературы в одной из школ Пришахтинска.
С тех пор прошло сорок лет. Олег Степченко вернулся к своим детским страхам и препарировал их в грандиозном проекте, объявленный бюджет которого составляет 30 миллионов долларов. О том, как это происходило, Олег Анатольевич рассказал в интервью NV.KZ.
Звонок из редакции застал режиссера в Германии. Свободного времени у него практически не было. Карагандинец постоянно занят на переговорах, параллельно ведет завершающую работу над титрами, контролирует нанесение последних штрихов.
— Я сейчас на киностудии «Бавария Фильм». У меня на 17 часов цветокоррекция картины, — объяснил он. – И сейчас обязательно еще что-то случится. То есть времени вообще нет. Но я хочу сказать: я горжусь, что из Караганды. Дико люблю родной город. У меня там все друзья. Моя молодость прошла там. Это практически российский Нью-Йорк, где все нации живут вместе. Я жил в Пришахтинске и учился в школе № 30.
— Тогда Гоголь воспринимался по-другому?
— Немножко по-другому, да. Впечатления от Гоголя всегда одни были: жутко. После того как «Вий» прочитали, к «Мертвым душам» вообще боялись подходить. Потому что казалось, что там все еще ужаснее.
— Но ваш фильм оказался страшнее, чем оригинал?
— Не знаю. Это уже зритель скажет. Скоро вы все сами увидите.
— Как-то вы говорили, что каждый герой фильма переживает катарсис и меняется. А как вы изменились, пока шли съемки?
— Произошли глобальные перемены. Шесть лет я снимал картину. Постарел (это я шучу). Шесть лет с Гоголем – это грандиозное путешествие. Потому что читать Гоголя – это одно, а понять его – совсем другое. И когда ты углубляешься, начинаешь осознавать, что перед тобой бездна. Ты уже видишь, что «Мертвые души» – это как таблица Менделеева для России. Все разложены по своим составам, все живут в химических реакциях друг с другом. То есть все очень глобально и точно. Мир меняется, а гоголевские персонажи остаются прежними. Все, что ни делал Гоголь, потрясает. А «Вий» — это немного другая сторона. Это анатомия страха. То есть он препарировал все страхи, которые заложены в нас генетически. Это из глубины веков тянулось, еще с дохристианской поры. Не случайно взята языческая тема – Вий – чудовище из болота. Потом христианство вытеснило язычество. Плохое стало хорошим, хорошее – плохим. То есть сначала поклонялись языческим богам, потом пришло христианство. Тот же слом сознания, какой произошел недавно у нас. Пришла советская власть, сказала, что цари и церкви – это все опиум для народа. Но скоро опять все поменялось. Наша жизнь постоянно трансформируется. И у Гоголя очень точно показано, какие страхи остаются после всего этого.
— Не страшно было на съемочной площадке?
— Понимаете, я снимал именно анатомию страха. То есть я не снимал эти суеверия. Меня интересует более философское понимание, которое ближе к Богу. Гоголь ведь помещал каждого персонажа в ту ситуацию, в которой именно этот персонаж мог бояться. Почему, например, Хома Брут сталкивается с нечистью в храме? Потому что он маловерующий, недоученный философ и так далее. У него много изъянов, из-за которых он может именно так представлять себе этот мир. Вот в чем суть. Так что бояться или не бояться – это из другой области.
— Однако суеверия и приметы существуют. И в частности вокруг того, что актрисе приходится лежать в гробу. Все знают о том, что после съемок в 1967 году Наталья Варлей, сыгравшая панночку, сильно заболела. И не могла вылечиться до тех пор, пока не покаялась за свою роль в церкви. Как у вас с этим обстояли дела?
— Это любимый вопрос всех. Мы сделали более 20 гробов для разных ситуаций. Один гроб падает. На другом летают. Третий порезан пополам. Четвертый заменяет третий. То есть была куча гробов. Но всем детям, которые приходили на съемочную площадку, особенно нравилось кататься на летающем гробу. И родители с удовольствием их катали по павильону. Они носились, орали и всем было весело. Ну, что можно сказать о гробе? Тут все зависит от того, как его использовать.
— А что насчет крестов? Говорят, они перешли к вам из других блокбастеров?
— Все, что было построено, эксклюзивное. Но есть такое понятие, как реквизит. Мечи, стулья, столы берутся из фильма в фильм и вечно снимаются. Ты приходишь на склад и берешь то, что подойдет тебе. Но завтра же придет режиссер другого фильма и тоже будет снимать весь этот реквизит. У нас своих крестов было штук 20-30. Но нам не хватало. И мы взяли все, что было. Сказали: «Вот эти все загружайте, откуда они?» – «С Ван Хельсинга».
— А правда, что у вас были чудовища на дистанционном управлении?
— Это не совсем так. Да, радиоуправляемые монстры были. Но для них все время нужен был человек, каскадер. Но так как он не мог делать все одновременно, мы отдельно управляли глазами, зубами, ртом и так далее.
— А маленькие летающие монстры, типа жуков?
— Это компьютерная графика в основном. Лишь некоторые, чтобы их можно было брать, бросать, ударять, были сделаны отдельно. Да, они радиоуправляемые.
— Куда пойдет все это добро теперь, когда работа над фильмом закончена?
— Половина декораций уничтожена. Но ценные вещи остались. И в конце концов после проката планируется сделать аттракцион. Сейчас рассматривается два места, где он будет стоят: ВДНХ и Сокольники. Мы еще не решили, где это будет. Компания «Юниверсал» планирует делать парк в Домодедово. И они, как наши партнеры, рассматривают возможность представить там и нашу историю.
— Однако, несмотря на обилие крестов, гробов и монстров, финал у вас позитивный? Добро побеждает зло?
— Конечно. У нас абсолютно положительное кино. У меня ребенок смотрит на Вия и радуется. Я, конечно, никому не советую приводить на сеанс маленьких детей. Но мой ребенок уже привык. И говорит: «Мне все нравится. Это «Университет монстров», только для взрослых». То есть дети спокойно к этому относятся.
— Сроки сдачи фильма несколько раз переносили. И все время было столько разговоров, что многие всерьез полагают, будто фильм давно вышел в прокат.
— Мы специально выпустили рекламный ролик за год до того, как преступили к работе. Потому что много компаний — и «Первый канал», и «НТВ-кино» — задумывали снимать «Вия». И мы об этом знали, потому что тоже хотели и особенно я хотел экранизировать «Вия». Поэтому было предложение снять рекламный ролик. Как будто мы уже закончили фильм. В 2006 году мы за два дня сняли его и запустили в кинотеатры. Тем самым у всех остальных отбили желание. То есть мы пошли на хитрость. Это как во время холодной войны: помните, наши сделали из фанеры огромный макет ракеты и провезли ее по Красной площади. И Американцы испугались бомбить Ирак. У нас был примерно такой же замысел. Это политических ход.
— Еще не было сценария, а зрители реально ждали премьеры. Скажите, на этот раз «Вий» точно выйдет?
— Да. 30 января везде будет идти. У вас еще нет рекламы? Казахстанские прокатчики уже взяли картину. А у вас есть 3D залы? Тогда будет обязательно!
NV.KZ выражает благодарность Нургазы Жарылгапову за помощь в организации интервью.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=5VZxD_h7vAM[/youtube]
Справка
Как рассказала nv.kz Олег Степченко, после школы №30 он учился черчению и рисованию в карагандинском педучилище. Потом поступил в академию художеств имени Сурикова по специальности «художник театра и кино», который окончил в 1995 году. Работал художником-постановщиком на двух десятках спектаклей в театрах страны и СНГ, в том числе — в Московском театре на Таганке, в Молдавском Национальном театре имени Ионеско и других.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 63824 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
уу тема фильм надо посотреть
Человек
18 января, 2014 в 16:36
«российский нью-йорк» )))) , ну слепченко отжег ))) видать , как и все режиссеры, во вседозволенном западном мире перебарщивает с марихуаной…
воука
18 января, 2014 в 18:27
Фильм порадовал, сегодня посмотрели. Мало что осталось от оригинала, да и панночка в исполнении Варлей была покрасивее, но, несмотря на это — 8 из 10. Нам понравилось.
Александра
02 февраля, 2014 в 23:02