«Я стал непонятно кем»
«Я стал непонятно кем, стал прыгать на сцене, петь что-то странное», — смеется Алексей Мышкин, лидер группы «ОдноНо», которая приезжала в субботу в Караганду с презентацией нового альбома «Умереть, чтобы жить». Перед концертом, который состоялся в «Свинцовом дирижабле», Алексей рассказал «Новому Вестнику» о том, как сначала был журналистом, но, оказавшись на вершине своей карьеры, вдруг отказался от всего. Однажды у него внутри все перевернулось…
И теперь Алексей представляет необычную команду, которая сочетает электронную музыку и традиционные инструменты. В этом проекте старожилы русского рока играют вместе с мастерами, участвующими в традиционных храмовых ритуалах в священных местах Индии.
Конвейер
— Как же вы превратились из преуспевающего журналиста в музыканта?
— Будучи корреспондентом телеканала, я много раз ездил на учения пожарных. В первый раз я написал: «Сообщение на пульт дежурного поступило во столько-то…» Съездил второй раз: «Пожар начался… на самом деле это были учения». Потом думаешь: как же написать в третий раз, в четвертый, в пятый. Все одно и то же. Журналистика меня испугала своей «фабричностью». В Вологде я долгое время находился в самой гуще событий, был выпускающим редактором отдела новостей и телеведущим. Поэтому я там трудился с девяти утра до девяти вечера каждый день. Это был настоящий конвейер. Я говорил всегда то, чего от меня хотели. И зачастую от меня хотели не того, чего я от себя хотел! Потому что я считал: нужно дарить людям какие-то очень искренние, чистые вещи, делиться с ними самым лучшим. А не сплетнями, байками и жареными вещами, которые тебя заставляют сделать еще более жареными. Я с детства писал стихи. И в какой-то момент решил, что мне легче этим делиться с людьми. Это самое лучшее, что у меня есть.
— Так за это же не платят!
— Но мы как-то живем. Посмотрите: на столе фрукты, ряженка. Все, вроде, есть…
— Насколько я знаю, в Москве вы работали в глянцевых изданиях и общались со столичными знаменитостями. Неужели вам общение со звездами не нравилось?
— Я делал свою работу. Зачастую встречался с ними на каких-то презентациях, корпоративах, где было очень много алкоголя и странного общения. Все эти ночные интервью меня очень утомляли. А главное — в этом не было никакого смысла. Здорово, когда ты видишь какую-то цель перед собой. А тогда кроме зарабатывания денег не было ничего. Что же в этом хорошего? В какой-то момент я осознал, что жизнь без смысла — это не жизнь, а протирание штанов.
— Но ведь все кругом как-то обходятся без смысла.
— Как это все? Я не могу так сказать. Вокруг нас очень много искренних людей, которые живут очень глубокой жизнью. Их можно даже не заметить. Потому что они бывают очень скромными. Попробуйте, откройте какого-нибудь человека. Каждый из нас — это вселенная.
— Вы встретили сочувствие со стороны коллег по цеху?
— Меня не поняли. Я поступил неправильно, когда все бросил в один момент. Так делать нельзя. Надо постепенно развиваться. Просто я писал всякие гадости, и было очень тяжело переживать все это. В итоге у меня случилось что-то вроде сердечного приступа. А на следующий день я встал с ощущением, будто умер и родился заново. Тогда я просто пришел в офис-рум нашего глянцевого издания и сказал, что больше не буду там работать. Я прочитал один из своих самых искренних, как мне тогда казалось, стихов. У меня из глаз слезы текли, но при этом я улыбался. Люди не понимали, что со мной происходит. На самом деле они в этой ситуации были не виноваты. Не стоит винить других в том, что с тобой происходит. Каждая сложная ситуация — это наш духовный учитель. Если так воспринимать, мы не будем обижаться на тех людей, которые, казалось бы, мешают нам жить.
Пустыня
Порвав с желтой прессой и светской жизнью, Алексей погрузился в изучение священных писаний и занятия йогой. Он поехал по российским монастырям, по святым местам Индии.
Сегодня в песнях группы «ОдноНо» под электрогитару и барабаны звучат стихи на санскрите. В текстах Алексея — символы, которые были созданы великими мудрецами много веков назад.
«… Те, кто не держится за тюки, свободны от страха и гнева…/ Видеть — в каждом камне -Святыню./Видеть в песчаных бурях уроки свыше./ Видеть в палящем солнце свою гордыню./ Увидев все это, наконец, Его услышать», — поется в песне «Оковы» из нового альбома «Умереть, чтобы жить».
— Мы часто берем вечные образы из священных писаний, которые описывают природу этого мира. Например, планета Земля сравнивается с пустыней. Путник идет по ней в поисках воды и не может ничего найти.
В поисках живительной влаги истины — все музыканты группы. Хотя у каждого из них свой караван. Фронтмен пишет стихи на основе ведических учений, гитарист Наиль Курамшин склоняется к буддизму, а барабанщик Даниил Лилеев любит евангельский госпел.
— У нас в команде два лагеря. Мне интересно, как в «ОдноНо» соединяются две энергии: страсть и благость. Так получилось, что наша ритм-секция все время находится в подвижном состоянии, а мелодическая — очень спокойная, умиротворенная. Наш Правин (Правин — духовное имя Павла Новикова, — авт.) играет на традиционных инструментах и у него жизнь соответствующая. То есть если барабанщик и гитарист могут продрыхнуть до обеда, Правин встает рано, поет мантры, занимается музыкой.
Бансури
— Мы сейчас больше ориентируемся на традиционную музыку Востока, на суфийские мотивы, на мелодии балканских стран, древние ведические традиции. Наш Правин играет на турецком кларнете, на иранском нэе, на авале, сантуре. Он долгое время учился в Дели играть на традиционной североиндийской флейте бансури. Бансури — очень древняя и мистическая. Ей больше пяти тысяч лет. Это простая бамбуковая флейта. Но она почитается как божественный инструмент, на котором играл сам Бог. Учитель Правина из семьи музыкантов, которые из века в век многие поколения играли на бансури. Этому же клану принадлежит и знаменитый Харипрасад Чаурасия (считается одним из лучших бансуристов современности, является автором музыки ко многим болливудским фильмам, — авт). Нам очень интересно традиционное индийское искусство раги, которое связано с законами вселенной, движением планет. Это тонкая, глубокая культура. Представляете: музыкант может сидеть в огромном зале, и его флейту будут внимательно слушать полтора-два часа!
— Возможно, на Востоке так и происходит. Но здесь публика другая. Говорят, что у нас закрыты некие слуховые каналы, поэтому мы и не в состоянии оценить красоту звучания древних инструментов. Как вы с этим справляетесь?
— Всегда были музыканты, которые играли на потребу публики. А кто-то всегда пытался возвышать сознание людей музыкой, потому что она проникает в самое сердце. Если вам дать трактат Сократа, вам придется очень серьезно разбираться, и не факт, что вы примените прочитанное в жизни. А если вам передаются определенные эмоции через музыку, вы можете принимать их, не пропуская через фильтр разума. Мне кажется, что задача музыки — вести людей к высшей цели. У нас это не всегда получается. Потому что мы сами — ученики. Конечно, легче сделать то, что людям нравится, то, к чему большинство привыкло. Это будет пользоваться гораздо большим спросом. Но не всегда и не всем нужно идти по этому пути. Мы пытаемся делиться со слушателями нашей мечтой.
— И что получается? Люди идут в клуб, но видят там не рок-концерт, а вашу мечту. Что с ними происходит?
— У нас своя публика. Надо сказать, что все клубы, в которых мы играем, терпят убытки в плане продажи спиртных напитков. К тому же у нас на концертах не курят.
— Вы запрещаете?
— Мы просим. Когда вы приходите в гости и вам говорят: «Пожалуйста, снимите ботинки», вы же снимаете?
Странно, но факт: желающих побывать на экзотических выступлениях «ОдноНо» становится все больше. Караганда стала уже 21-м городом в напряженном гастрольном графике команды.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 63824 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Концерт был забавный, группа тоже весьма оригинальна. Этакий индуистский рэпчик под достаточно тяжёлую музыку. Аналоги найти сложно.
Тексты имхо слабоваты, в духе дамских ванильных философов типа Ошо. Чем-то напоминают позднего Кормильцева. Но бывают и хуже.
К претензиям же подобных песен на «духовность» отношусь с крайним сомнением. «Я стал непонятно кем», «преобразиться ради чего-то большего», «в поисках», и т.п. Когда на человеке Святой Дух (а другой «духовности» не бывает) — он не оперирует недосказанностями типа «чего-то», «непонятно кем», и не задаёт вопросов, а даёт ответы. И тем более ни в каких не «в поисках», а уже нашёл. Рефрен первой песни «ради чего-то большего», откровенно говоря, доставил, ибо напомнил последний последний фильм моего любимого режиссёра, где главная героиня тоже говорила, что всегда «хотела чего-то большего», и где тема «хотения чего-то большего» раскрыта процентов на двести. В одной песне автор призывает видеть в каждом человеке божественное, в другом называет тех, кто не думает о «духовном» — мертвецами. Так всё-таки божественное в каждом или всё-таки мертвецы? Или надо находить божественное в мертвецах? Каша, имхо, в голове у автора. К «божественным музыкальным инструментам, потому что на них играл Бог» тоже отношусь с сомнением. Если Христос въехал в Иерусалим на осле — следует ли тогда считать ослов божественными? То же и с инструментами. В общем, стилистика весьма оригинальна, но близко к сердцу я бы принимать не стал.
PS. Как я могу, не имея «духовного посвящения на какой-либо уровень», рассуждать о «духовном»?) «Духовного посвящения» вообще по большому счёту не бывает. Потому что все люди перед Богом равны — следовательно, один человек посвятить «духовно» другого никуда не может. По сути, «духовные уровни» — это следствие человеческой тяги к иерархии, которая в человеке вовсе не от Бога, а скорее от животного. Христос сказал про эти «уровни» — «кто хочет стать большим среди вас, пусть станет меньшим». Про «духовный рост» же Христос сказал буквально следующее — когда его спросили «а что надо делать, чтобы духовно расти?», он ответил «кто из вас, что-либо делая, может прибавить себе роста хотя бы на локоть?» — и ответил в том числе о йоге, диетах, и прочем. И даже основная «духовная практика» — медитация, являясь по сути концентрацией на собственных ощущениях, позиционируется как средство от эгоизма, а это нонсенс. Естественно, что подменяя объективное сознание постоянной концентрацией на своих ощущениях, эгоизм можно только развить до небывалых пределов — ибо всё, что выходит за рамки своих ощущений, просто перестанет восприниматься. Это примерно как дорога, на которой указатель показывает в одну сторону, а дорога ведёт в противоположную. То есть к индийской «духовной традиции» и её пользе для психики я отношусь с огромным скепсисом, поэтому и могу рассуждать, ибо ни в какие «духовные посвящения» не верю.
mancubus
02 июня, 2014 в 21:36