Больше половины выпускников прислушиваются к чужому мнению
Школьные экзамены еще не скоро, но уже сейчас сотни тысяч подростков решают главный вопрос — кем стать? И для них это гораздо важнее, чем ЕНТ или мировой кризис. Увы, практика показывает, что осмысленное решение принимают немногие. В итоге для сотен людей работа становится каторгой.
Часто именно работа определяет наш круг общения. Нередко благодаря работе мы встречаем свою вторую половинку. Профессия формирует характер, привычки и образ жизни. Вот яркий пример из жизни. Два года назад отличница София поступила в Карагандинский мединститут, но так его и не окончила.
— Моя подружка решила, что хочет стать терапевтом, — рассказывает София. — Мы с ней давно дружили и сейчас дружим. Собственно говоря, из-за нее я и поступила в мединститут. Никогда не хотела быть врачом. Но в тот момент решила, что жизни человеческие спасать — это благородно. По баллам ЕНТ прошла, все нормально было. Химию я всегда любила и биологию тоже. А когда мы учиться начали, нас на вскрытие привели. Так я просто в обморок упала. Мне преподаватель сказал, что такое бывает. Но чем дальше, тем хуже. В итоге я просто бросила учебу. Зачем время тратить, если у меня ни таланта нет, ни выдержки. Глупо было идти учиться из-за подруги. Обидно, что я столько времени потеряла…
Как признают работники образования, более половины выпускников делают выбор профессии, опираясь на чужое мнение. Большая часть руководствуется советами родителей, которые в свою очередь оказывают детям «медвежью услугу». Другие поступают за компанию с друзьями. Кто-то вообще выбирает факультет наобум. Немаловажную роль играют и результаты ЕНТ. Иногда все, что хочет получить будущий студент, — это грант. По статистике из 100 учеников самостоятельно принимают решение только семеро. Результат удручает. Как минимум половина выпускников казахстанских вузов не работает по специальности. Получается, что деньги на их обучение были потрачены зря. Не случайно в последнее время в правительстве все больше говорят о профориентации.
— Но реальная ситуация такова, что у нас профориентация зачастую становится частью пиара одного вуза, — сетует руководитель управления образования Карагандинской области Асхат Аймагамбетов. — И происходит это так: в конце года высшие учебные заведения вдруг резко просыпаются, и начинаются звонки — давайте мы в школу придем, расскажем о себе. Хотя делать лучше заранее. Причем лучше работать не с выпускниками, а с учениками седьмых-восьмых классов. Чтобы у детей было время сделать обдуманный выбор. Школьники наши, к сожалению, не знают современного рынка труда. Мы стараемся это исправить. Теперь колледжи в нашей области проводят профессиональные пробы четыре раза в год. Каждый школьник может прийти в любой колледж и побыть, к примеру, один день поваром. Если ему понравится, он может пойти в этот колледж по окончании учебы в школе. Не подойдет, значит, может пробовать себя в чем-то другом. Главное — оценить все самостоятельно.
Впрочем, на деле процесс профориентации несколько сложнее. Школьные психологи должны провести целый комплекс тестов с каждым школьником. Результаты помогут выявить особенности характера, интересы и самое главное — способности. Психолог Татьяна Савицкая объясняет, что одного лишь желания недостаточно.
— Пару лет назад мы проводили опрос в Сарани, — рассказывает Татьяна Ивановна, — просто на улице останавливали молодых людей. У некоторых из них были крайне слабые способности для адаптации в обществе. Бывает так, что в семье никто не добился больших целей. Например, родители ученика всю жизнь проработали на автомойке, а он хочет стать директором какой-то фирмы. К сожалению, он им не станет. Потому что у него нет тех методов, которые бы позволили этого достичь. Этому должны были научить либо родители, либо школа. Есть определенные алгоритмы. Всем хочется жить счастливо и богато. Но вопрос в том, есть ли у вас потенциал, чтобы выбрать именно эту профессию. Сможет ли именно она обеспечить достойную жизнь?
Пока с такой задачей лучше всех справляется школа №101. Там создан специальный кабинет, в котором психологи проводят тесты, собеседования, общаются с преподавателями. У этой школы физико-математический уклон, поэтому выпускники часто становятся студентами политеха. Иногда психологи помогают понять, что школьнику все же стоит выбрать профессию из гуманитарной сферы.
Конечно, все начиналось с теории, но теперь ее пытаются соединить с практикой. Например, в школе существует курс технического ремонта и обслуживания автомобилей. По окончании курсов ученики получают сертификаты и багаж знаний.
— Мы работаем совместно со студентами колледжей, — рассказывает преподаватель курса Тауржан Молдабаев. — Они приходят и делятся своими знаниями. Им тоже это полезно, легче усваивается материал. На уроках не так уж много пишем, я стараюсь строить занятия так, чтобы было больше практики. Все на реальных запчастях. У нас есть несколько легковых машин, и когда тепло, мы на них иногда тренируемся. Но прогресс шагает вперед. Сейчас такое количество электроники и новинок в машинах, что сложно охватить все. Также в классе установили несколько симуляторов. По ним изучаем правила дорожного движения.
На днях школу посетил представитель Министерства образования Сабыржан Мадеев. Он уже много лет занимается вопросами послесреднего образования.
— Когда ребенок в шестом-седьмом классе задается вопросом «кем я буду?», в этот момент ему нужно помочь определится, — говорит он. — Предоставить все материалы, объяснить и направить. Из всех 16 областей был объединен опыт Восточно-Казахстанской области и Карагандинской. Я думаю, это показательно. В Караганде всегда были инновационные проекты. Так что ваша система образования может считаться эталонной. Тут есть особенная педагогическая аура, здесь особенное отношение к преподавателям. Я считаю, что Караганде удалось сохранить костяк преподавательских кадров. Поэтому многие проекты у вас весьма успешны…
По признанию работников образования, система пока еще не совсем готова. Не хватает психологов-специалистов и слаженной системы. Кроме того, колледжи, возможно, ждет оптимизация.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 64082 материалов.
Посетители оставили 247099 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Это на самом деле очень сложно, в 16 лет трудно понять и определится что ты хочешь от будущего. И мало кто это понимает в серьез.Я допустим училась на одну профессию, а ушла работать в торговл. И теперь только в 25 лет, я понимаю, что я не хочу работать не по основной профессии, не в тоторговле.сейчас бы я пошла с удовольствием медицинский, вот хочу и подумываю это реализовать.Так что спешить ненадо, если есть возможность ехать в Россию, там много вузов, специальностей,интересных профессий.
Свои люди
31 января, 2015 в 10:53
Согласна, что советы родителей оказывают «медвежью услугу». Так по настоянию родителей я отучилась на психолога и, к счастью, ни дня не проработала по профессии. Иногда встречаю бывших одногрупников и с ужасом узнаю, что многие из них работают по профессии, зарабатывая по 20- 40 тыс. тенге и тихо ненавидят свой диплом. А если серьезно, то самое лучшее решение карьерного вопроса это всего лишь родится в НУЖНОЙ семье, но увы, зависит это не от ребенка) Сын чиновника или бизнесмена никогда не будет обслуживающим персоналом)
Злобный енотик
31 января, 2015 в 12:00
Где такие зп видели? Столько может только дворник получает, или продавец в захудалом магазине
12345
31 января, 2015 в 17:50
Да проблема серьезная. Я поступил на специальность в ВУЗ почти наугад. Слава Богу повезло — угадал с профессией. Считаю, что бы хорошо было в старших классах ввести урок «Выбор профессии». На них можно приглашать представителей разных специальностей для того, что бы они старшеклассникам рассказывали плюсы и минусы; проводить психологические тесты на расположенность ребенка к тому или иному занятию.
Читатель
31 января, 2015 в 14:03
Здравствуйте!! Интересная тема. Медвежья услуга это не совсем верное словосочетание,что касается родителей, ведь в каждом Родителе живет тяга помочь своему чаду и совет идет от души! Главное что хочет ребенок, ведь в каждом живет мечта! И совместить эти желания величайшае мастерство! Надо помнить главное, Я Человек и этим я горжусь!!
Диман
01 февраля, 2015 в 14:21
Кстати, Асхат Аймагамбетов тоже не работает по специальности. Преподавайте.
Гоголь
01 февраля, 2015 в 17:22
Девочки в продавцы, мальчики в охранники. Зарплата 30 000 тенге. Вот перспектива для детей из простого народа.
dfewnkbrj
01 февраля, 2015 в 22:42
Ну не скажу что я из богатой семьи, но без проблем отучиться на врача общей практики и зарабатывать свою ставку 80 тыс + участковые я смог!
Если Вы не верите в своих детей, то им не стоило появляться на этот свет.
Каждый зарабатывает столько, на сколько способен! Если ты лентяй и закомплексованный, то ты и будешь сидеть со своими 20-30 тыс. А нормальный уважающий себя человек найдет себе хорошую работу и при не правильном дипломе!
Гость
02 февраля, 2015 в 10:08
Мне кажется проблема в том, что у школьников напрочь отсутствуют хобби. Они очень мало чем увлекаются, что может впоследствии перерасти в работу. Ну а как бы заинтересовать чем-то своё чадо — это уже проблема родителей, которые ничего подобного просто не делают. У некоторых это получается само. Я ещё в школьные годы пытался писать компьютырные программки, vas авиамодель из себя делал.. А если не само — то все таки родители.
«Например, родители ученика всю жизнь проработали на автомойке, а он хочет стать директором какой-то фирмы» — странные какие-то вещи говорит психолог. Сложно ли «стать директором»? Заинтересуй дитя внутренностями автомобилей, пусть ковыряется. Подрастёт немного — пойдёт работать на автосервис. Потом возьмёт в аренду подъемник и будет работать сам. Потом наймёт помощников — и вот он уже директор. В той же Америке примерно так и рассуждают. Если ты варишь какие-нибудь сосиски и продаёшь их на углу — то ты, если научишься делать это лучше всех, можешь открыть сосисочную закусочную. Или если ты дворник как vas и тебе это нравится — клининговое агентство. 90% бизнес на западе — это именно такой малый бизнес. У нас же люди традиционно уверены, что судьба штука причудливая, и совершенно не зависит от увлечений и склонностей, поэтому и не развивают таковых в детях, вместо этого пытаясь засунуть ребёнка в вуз вопреки его склонностям. В этом вся проблема.
mancubus
02 февраля, 2015 в 16:29
Почему с работой не везёт?
На примере VASа параллель-
Нет бы сразу строить самолёт,
До сих пор он Авиамодель
Он в душе министр и командир
Но с метлою. Сколько их таких?
Знают все, как переделать мир….
Только пишут вот без запятых
...
02 февраля, 2015 в 17:22