В пылу борьбы за красоту города местные власти губят рынок печатных СМИ
Похоже, что газетные киоски уходят в прошлое. Услугами почты по доставке газет и журналов тоже почти никто не пользуется. Это невыгодно и долго. Принято считать, что если рынок печатных СМИ и погибнет, то из-за интернета. В действительности же его убивает система распространения.
Скоро в Караганде негде будет купить свежую газету или журнал. Компания «КазПресс» сворачивает свою деятельность в нашем городе. Ее фирменные бело-красные киоски продают остатки товара и закрываются.
— Вот электричество нам отключат, тогда и уйдем, — говорит продавец из киоска, который находится на остановке «45 квартал». — Нас, киоскеров, отправляют в отпуск без содержания. Кто хочет, может уволиться.
Финансовые проблемы у карагандинского филиала компании «КазПресс» длятся уже больше года. Один за другим закрываются киоски. Продавцы не могут добиться того, чтобы руководство погасило долги по зарплате. Банковские счета «КазПресса» в Караганде арестованы. Офис не работает. В нем отключили электричество за долги. Однако руководство компании в Алматы все еще пытается найти повод для оптимизма.
— Мы не закрываем свою деятельность в Караганде, — уверяет в телефонном разговоре с корреспондентом NV.KZ исполнительный директор ТОО «КазПресс». — Мы просто ждем финансовую помощь, которую нам должны оказать учредители. Понимаете, на протяжении конца прошлого года и начала этого года мы терпим определенные финансовые затруднения. Но мы не закрываем компанию. Мы пока приостанавливаем свою деятельность, максимум — на два месяца. Как только мы получим финансовую помощь, то возобновим свою деятельность и начнем активно работать.
Какие именно проблемы возникли у компании, исполнительный директор объяснять не стал. Но добавил, что в Караганде стало сложно работать из-за политики местных властей по очищению центра города от газетных киосков.
— Скажу прямо, эта градостроительная программа на нас отразилась в том смысле, что мы теряем объемы продаж, — объясняет исполнительный директор ТОО «КазПресс». — Но мы в этом направлении думаем, начнем действовать после того, как получим финпомощь. Может быть, мы модернизируем наши киоски, чтобы они не портили архитектуру города, но размещались там же, где стоят сейчас. Мы планируем даже приехать в Караганду и убедить руководство города в том, чтобы нам оставили наши старые места. Если нет, то для нас это будет хуже. Потому что тогда мы должны будем получить альтернативные места в других частях города.
Этот вариант принесет фирме новые убытки. Во-первых, потому что придется оформлять аренду нового земельного участка. И, во-вторых, подключать киоск к электроснабжению. А станет ли новая «точка» доходной, еще неизвестно.
Киоски под снос
Зачистка центра города от киосков началась полтора года назад. Тогда в Караганде неожиданно поменялась градостроительная ситуация. Чиновники вдруг увидели, что ларьки с газетами и журналами портят внешний облик нашего прекрасного во всех отношениях города. Сначала власти решили, что все киоски должны выглядеть одинаково, и нарисовали эскизы. На них ларьки представляли собой круглые или восьмигранные в разрезе будки с куполообразной крышей. Это творчество предприниматели не оценили. Одни стали говорить, что у предложенных киосков нет нижних витрин, а это сокращает площадь, где можно разложить печатную продукцию. Другие говорили о финансовой стороне вопроса.
— Мы понимаем, что обновлять киоски надо, — комментировал тогда идею властей руководитель фирмы «АлемСоз» Руслан Акимбаев. — Потому что с советских времен никто этим не занимался. Только у чиновников есть городской бюджет, а у нас таких космических денег нет. Соответственно, нам сложнее. Стоимость киосков довольно существенная. Около 15-20 миллионов тенге нужно потратить на обновление примерно 15 киосков.
В итоге никто обновлять свои киоски не стал. Тогда власти города сделали второй шаг. Они решили, что ларьки с газетами надо убрать или переставить, желательно подальше — на окраины города или в парки и скверы. Хозяева киосков возмутились и переносить их никуда не стали. Тогда чиновники применили силовой метод воздействия. Первым делом они отказались продлять истекшие сроки аренды тех земельных участков, на которых стояли ларьки. А потом подали на предпринимателей, занимающихся самозахватом городской земли, в суд. Так под снос попали два киоска на остановке «45 квартал». Один принадлежал фирме «АлемСоз», второй — ТОО «КазПресс». Оба ларька отчаянно обороняли продавцы и руководители фирм-владельцев. Но отстоять их не удалось.
— Наш президент везде говорит, что бизнес надо поддерживать и развивать! — кричал в след чиновникам во время сноса киоска директор компании «АлемСоз» Руслан Акимбаев. — А что они делают? Они губят бизнес! Они лишают наших продавцов рабочих мест!
И лишили. Как сообщили нам в отделе земельных отношений Караганды, по решениям суда с остановок убрали девять киосков. Сколько газетных ларьков их владельцы снесли добровольно — неизвестно. В итоге с рынка печатной продукции ушла фирма «АлемСоз». Оставшиеся от нее киоски сейчас арендует компания «Астана Периодика».
Бизнес с убытками
— Работать на рынке распространения печатной продукции стало сложнее, — подтверждают в карагандинском филиале компании «Астана Периодика».
Тиражи газет и журналов падают. Их продажи сокращаются. Как следствие, газетный бизнес становится все менее рентабельным.
— В целом идет спад продаж периодических изданий, — говорит директор карагандинского филиала ТОО «Астана Периодика» Ольга Эркаева. — Мы тоже это на себе ощущаем. За последнее время нам пришлось закрыть около 20 процентов киосков. Во-первых, потому что тяжело найти хорошего киоскера. Эта профессия не самая престижная и легкая. Зимой в киосках холодно, летом — жарко. Но улучшить условия труда мы не можем, потому что прибыльность газетного бизнеса не столь высока. Во-вторых, у нас периодически возникают проблемы с электроэнергией. Ее отключают, не обращая внимания на то, что это киоск с периодикой, а не с фаст-фудом, например. Мы все работаем на общих основаниях. Хотя потребление электроэнергии у нас гораздо ниже. И, я думаю, наши киоски людям больше нужны.
По словам Ольги Эркаевой, борьба местных властей с киосками в центре города негативно отразилась на продажах. Киосков стало меньше, а значит, упали доходы арендатора.
— За 2014 год мы закрыли порядка четырех киосков, — рассказывает директор филиала «Астана Периодика». — На 45 квартале и возле Дворца культуры горняков у нас были довольно проходимые места. Киоски, которые там находились, давали нам достаточно неплохую прибыль. За счет нее мы покрывали убытки тех «точек», которые держали для того, чтобы у людей была возможность купить прессу на остановке. Теперь, когда мы переставили эти киоски, доход упал, и нам не с чего стало содержать другие. Потому что новые места не такие проходимые.
Получается, что в пылу борьбы за красоту города местные власти губят газетный бизнес в Караганде. Одна за другой закрываются торговые точки, а за ними и целые фирмы. Люди остаются без работы. В такой ситуации просто непонятно удивление чиновников от того, что сокращаются налоговые сборы в бюджет.
Фото Виктора Майского
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 64086 материалов.
Посетители оставили 247099 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Интернет погубил!
Ром
03 февраля, 2015 в 12:20
Согласен, давно ничего не покупаю, все беру в интернете.
Иван
03 февраля, 2015 в 12:39
Вот ведь странно — какой нибудь «Таймс» и не думает помирать. То ли наша страна уже давно не самая читающая, то ли первая в мире по интернету..
mancubus
03 февраля, 2015 в 14:25
Статья верная, не умеют наши чиновники хозяйничать в рыночной экономике!
Данияр
03 февраля, 2015 в 12:47
КазПресс одному Новому вестнику должен несколько миллионов.. И таких новых вестников у него несколько десятков. Не выпутается уже. А руководство пусть у себя в Алмате сказки про финансирование рассказывает. Бабушкам у подъезда.
http
03 февраля, 2015 в 13:33
Откуда инфа? От начальницы?
Да уш!!!
03 февраля, 2015 в 13:51
А я и есть начальство И гибнет газетный бизнес потому, что вы Владимир, вместо того чтоб умнеть разгадывая судоку, сидите в интернете. И новости читаете онлайн. А газеты кто покупать будет?
http
03 февраля, 2015 в 14:55
Нашальника зарплату давай за полгода.
Продавец газет в киоске без электричества
03 февраля, 2015 в 15:16
это какой Владимир? высокий, худой? придумал же сантехником прикинуться! что совсем никто не пишет?
cloun
03 февраля, 2015 в 15:52
vas тоже ваш — лысый, толстый?
cloun
03 февраля, 2015 в 15:57
Прикольно
Иван
03 февраля, 2015 в 16:55
если ты согласен – ставь лайк. к чему твой пустой комент?
жена модератора
03 февраля, 2015 в 13:50
У них больше была прибыль не от продажи прессы, а от продажи сигарет! Это самый ходовой товар… Нечего продавать подросткам сигареты, пусть закрываются.
Житель Земли
03 февраля, 2015 в 13:54
Сейчас, такие подростки не продашь им сигареты, они их сами заберут например у Вас вместе с портмоне, часами и соткой. Да, конечно пусть закрываются, лучше еще несколько торговых домов пусть депутаты построят и сдавать в аренду будут. Но вот бабулек из газетных киосков наверняка не возьмут туда работать продавцами.
Орфей
07 февраля, 2015 в 14:27
Аренда уголка в ТЦ — и проблема решена. Если на остановке не каждый стоять будет, то за продуктами в супермаркет все зайдут точно
Ольга
03 февраля, 2015 в 14:37
аренда полки в супермаркетах и временные промоутеры. Вот и все, что нужно. Это же не новые брэнды. Покупателей надо перенаправить и все. Все те же покупатели ходят в супермаркетах.
ms
03 февраля, 2015 в 15:20
Лучше бы закрывали точки по продажам пиратских дисков. Они намного больше портят вид города, чем газетные киоски.
Не важно
03 февраля, 2015 в 15:37
А меня раздражают толпящиеся на остановках людишки Депутаты, запретите это
Аутист
03 февраля, 2015 в 16:40
Мне кажется, что киоски следует делать из лёгких пластмасс. Тогда сверху можно будет закрепить пропеллер, как у вертолёта. Приедет акимат сносить киоск — работница нажимает кнопку, и киоск перелетает метров на пятьсот.. Акимат замучается бегать за таким киоском.
mancubus
03 февраля, 2015 в 18:24
А ведь идея! Отпилить у «Фермера» хвост и крылья, поставить на попа и киоск готов!
88
04 февраля, 2015 в 13:23
А что закрыть ума хватило киоск напротив остановки Айсулу,а убрать несудьба чинущам?!!Год стоит киоск непонятно для чего один закрытый на пешеходном переходе,и это так вы очищаете город,там и в туалет за него сходить можно и все угодно…далее второй киоск рядом же стоит и торгует сигаретами как говорилось выыше вот их бизнес!!Я против такого бизнеса!!Убрать все!!!Причем стоит прям на проспекте перекрывая одну дорожку!приходится всем идти обход
Аксакал
03 февраля, 2015 в 19:06
Я в Казпрессе работал в свое время, ТОО Дельта К. хорошее было время. Очень жаль.
Евгений
03 февраля, 2015 в 19:14
Вид города портит сам город, а не киоски. Мне стыдно за состояние города!
А газетные ларьки — это необходимая составляющая города. Ларек с самсой, окна которого занавешаны непонятными тряпками не мешает, а ларек, витрины которого заставлены газетами, журналами мешают. Но стоит убрать из этих ларьков все кроме печатной продукции (сигареты, жевачки, напитки). В центре города нет нормальных супермаркетов (рамстор — гадюшник тот еше) и располагать только там полки с газетами — неверно. ИМХО
Игорь
03 февраля, 2015 в 20:27
пользуюсь инетом и журналы с газетами покупаю, и считаю ларки с прессой и мороженным на остановках нужны — очень не удобно стало,а из-за прессы и мороженного идти в супермаркет накладно, дороже и ещё, появляется желание что нибудь прикупить. Странно, новые безобразные остановки кому нибудь кроме градостроителей нравятся? Тиражи некоторых газет считаю надо увеличить, например: Мировое TV, я не всегда успеваю купить в среду, а потом её уже нет
Tier
04 февраля, 2015 в 08:54
Газеты с каждым годом будет становится все менее и менее востребованы.
Газеты — пережиток прошлого и ничего с этим не поделать. Могу предположить, что газетные издания будут более менее востребованы максимум еще лет 15-20.
Причина это конечно развитие интернета в Казахстане — других причин здесь нет и это нормально.
На счет комментария по New York Times, о том что он и не думает умирать. Я думаю, если взять статистику по объему тиража за последние 20 лет, то наверняка можно проследить тенденцию на снижение тиража.
В тоже время не исключено, что тираж остается на прежнем уровне или даже растет, но в этом случае, очень вероятно его выставляют искусственно, для повышения доходов от рекламы.
Евгений
04 февраля, 2015 в 09:23
Самим газетам на самом деле довольно легко оставаться в тренде — достаточно открыть платные онлайн-версии. Себестоимость их намного ниже, чем бумажных газет, поэтому цены доступные. Уже многие издания это сделали. С распространителями же всё куда пичальней. Но как бы все бумажные технологии в последнее время пытаются выкручиваться — «Казпочта» занялась банкингом и продукцией интернет-магазинов, библиотеки проводят пиар-акции, теперь просто наступила очередь распространителей газет.
На самом же деле тётя, сидящая в железной неотапливаемой конструкции на сорокаградусном морозе — уже само по себе пережиток прошлого.
mancubus
04 февраля, 2015 в 09:59
А что делать этому «пережитку», то есть тёте сидящей на сорокоградусном морозе в неотапливаемой железной конструкции? Тётя хоть и пережитк, но кушать то хотца!
88
04 февраля, 2015 в 14:23