«У нее была магическая сила»
В минувшую среду на бульваре Мира появилась еще одна мемориальная доска. Ее установили на доме №7 в честь жившей здесь народной артистки Казахстана Жамили Шашкиной. Она должна была стать второй Кыз Жибек и блистать в Алматы, на сцене театра оперы и балета имени Абая. Но на пороге своей популярности вынуждена была спрятаться в Караганде, сбежав от репрессий. Жамиля Шашкина всю жизнь отдала карагандинскому каздраму, став его душой. Ученики и родственники актрисы, собравшиеся на открытии доски, любовались портретом на черном мраморе и вспоминали о ее мистическом таланте.
Жамиля Нурмагамбетовна родом из Каркаралинского района из села Ынталы. В 11 лет она осталась сиротой. Имущество забрали, раскулаченных родителей выслали. Девочку забрала в свою семью старшая сестра. В Караганду Жамиля приехала в 17 лет, поступила в горный техникум, где стала посещать кружок танцев и песен. Вскоре проходил смотр художественной самодеятельности. На нем выступала Жамиля, которая сразу обратили на себя внимание организаторов. Ее отправили в Москву на Всесоюзную олимпиаду самодеятельного творчества. Затем Жамиля училась в ГИТИСе.
— Она вышла замуж за писателя Зеина Шашкина (в Алматы именем Заина Шашкина названа одна из центральных улиц. – прим. авт.), — рассказала «Новому Вестнику» дочь актрисы Сулико Егинбекова. — Они приехали в 1936 году в Алматы. Потом, когда Куляш Байсеитова засобиралась в декретный отпуск, маму стали готовить к роли Кыз Жибек. Но В 1938 году ее мужа забрали как врага народа. К тому времени у мамы уже было двое детей. Тогда Габит Мусрепов сказал ей: «Уезжай, иначе это тебя тоже не минует». Она все бросила, в Алма-Ате осталась квартира, и приехала в никуда. Спасибо Мусрепову: он заранее договорился с карагандинским театром. Сказал: «Примите, она очень талантлива, уже готовая Кыз Жибек». И получилось так, что роли, которых мама не дождалась в Алма-Ате, она в конце концов сыграла здесь.
В Караганде Жамиля Нурмагамбетовна снова вышла за муж. И вскоре проводила супруга на войну. В пятидесятых годах вернулся Зеин Шашкин. Он уговорил актрису отдать старших дочерей ему.
— Вскоре от полученных на фронте ранений умер мой отец, с тех пор мы остались с мамой одни и всю жизнь были вместе, — продолжает Сулико Егинбековна. – Она просто жила театром, бредила сценой. Бывало, сидит, заучивает свою роль. Я ей что-то говорю, даже кричу, а она меня не слышит. Самое счастливое воспоминание связано с тем днем, когда мы получили квартиру. В 1958 году мы переехали на бульвар Мира из Старого города. Уже в Старом городе там никого не оставалось, а мы все жили и ничего менять не собирались. Несмотря на то, что мама дружила с Сергазиными и Сагиновыми. Но она никогда никому не жаловалась, что ходит без квартиры. А потом как-то пришла на обед к Сергазиным. Тетя Рашида ее встретила. И тут мама сказала: «Я так устала каждый раз ездить». «Да ты что! – забеспокоилась тетя Рашида. — Я сейчас скажу Файзулле (в те годы Файзулла Сергазин был первым заместителем председателя совнархоза Карагандинского экономического района, — авт). Все у тебя будет нормально»… Когда мы зашли в эту квартиру, там еще лежал строительный мусор. Я от радости стала бегать по комнатам. А мама села на колени и заплакала. Сама она никогда бы не сказала, что ей трудно добираться из Старого города. Она это сделала ради меня.
— Вы, наверное, все детство провели за кулисами?
— Да. Мама постоянно брала меня на гастроли. Помню один забавный случай. Мы обычно ездили на послевоенном грузовике с деревянными бортами. В этом же грузовике стояли бочки с бензином. И старейший актер театра Зейнел Кошкумбаев на них восседал. Лихие годы, продуктов недостаточно. В некоторые села приезжаешь – даже хлеба нет. Нашим мужчинам постоянно кушать хотелось. И вот кто-то угостил Кошкумбаева небольшой лепешкой. Он эту лепешку аккуратно завернул в платочек и спрятал в свой чемоданчик-балетку, где у него хранился грим. Но это заметили мама и тетя Куляш Габдуллина. Они решили над ним подшутить. Когда была остановка, он вышел по нужде. Они открыли балетку, тетя Куляш принесла кизяк и положила в балетку вместо лепешки. Во время очередной остановки Зейнел Кошкумбаев отошел в сторонку. Оглянулся, чтобы следом никто не увязался. Тихо открыл балетку. И тут такое разочарование! Он молча выкинул кизяк и никому ничего не сказал. Но явно понял, чья это была шутка.
— В советское время у нас были очень долгие гастроли: три месяца от звонка до звонка, — вспоминал заслуженный деятель Казахстана актер Кайрат Кемалов. – В восьмидесятом году мы приехали после консерватории, нас погрузили на маленький автобус «Кубань» – и отправили по аулам, по совхозам. Жара, степные дороги – мы ужасно изматывались. Жамиля Шашкина нас ругала: «Такие молодые, а устаете. Автобус – это же прекрасно! Мы когда-то почти пешком гастролировали. На арбах, даже лошади не было, корову запрягали! И ничего. Никто не плакал. А у вас такие прекрасные автобусы!» Тогда я внимания на эти замечания не обращал. А сегодня понимаю и удивляюсь уже современной молодежи: лишь на десять дней уезжаем на гастроли – и молодые артисты так устают! А Жамиле Шашкиной было 70 лет. И она была впереди всех. Настоящая аристократка с безупречной осанкой. Всегда шутила и хохотала вместе с нами. Рассказывала театральные байки. Поддерживала творческий тонус. Такая у нее была магическая сила, такая любовь к театру. Я только пришел работать: диплом в кармане, а опыта мало. Но она каждый спектакль стояла за кулисами и поддерживала. Даже когда сама не играла. Казалось бы, могла лежать себе дома, отдыхать – так нет! На каждый спектакль приходила и давала советы.
— Вы прислушивались?
— Конечно. Ведь, играя на сцене с молодыми актерами, она не о себе думала, а о том, чтобы у нас все хорошо получилось. Первое время у тебя мандраж, боязнь зрителя. Она это почувствует и держит паузу. Глаз с тебя не спускает. Волей-не волей приходится на нее смотреть. И через этот взгляд она снимает напряжение. Ты забываешь зрителя. Тонешь в её глазах. Она это улавливала и вела за собой. Большим мастером была! В этом я убеждался много раз. Она всегда говорила, что актер должен быть предан искусству, он должен всю душу театру отдать. Иначе, предупреждала она, если халатное отношение будет, искусство очень жестоко отомстит. В этом я убеждался не раз.
Более 200 ролей сыграла Жамиля Шашкина. Но ее любимым образом осталась красавица Кыз Жибек.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 63832 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
После всего что читаешь в новостях,хоть одна приятная статья.Не знала эту женщину,прочитала,и так на душе хорошо стало.
жанна
05 июня, 2015 в 11:14
«Она все бросила, в Алма-Ате осталась квартира, и приехала в никуда.»
Я одного не понимаю, зачем так врать???
В 1933—1937 годы Зеин Шашкин работал секретарем Карагандинского горкома комсомола.
Т.е. Караганда для этой семьи был известным городом, где были связи… Зачем врать и говорить, про поездку в «никуда»?
Хрупкий орех
06 июня, 2015 в 08:09
это, так называемый, непрофессионализм журналистов… написать непроверенные факты.. и еще — уже во второй статье я читаю «за муж» вместо «замуж»… пробел западает или как????
ОльКа
06 июня, 2015 в 13:26