«Нам нужно привлекать иностранных инвесторов и открывать новые производства»
В этом году Казахстан станет полноправным членом Всемирной торговой организации. Чего ждать от этого отечественным производителям? Противники вступления в ВТО считают, что интеграция погубит нашу неокрепшую промышленность. А сторонники уверяют, что конкуренция заставит предприятия бороться за рынок и улучшать качество своих товаров.
«Надо подтягиваться»
На прошлой неделе стало известно, что наконец-то закончились переговоры о вступлении Казахстана во Всемирную торговую организацию. Их вели 19 лет. Наша страна станет 162-м членом ВТО. Сейчас в нее входят как развитые страны, к примеру, США, Бельгия и Нидерланды, так и развивающиеся — Индия, Турция, Шри-Ланка. Из стран СНГ первой во Всемирную торговую организацию вступила Киргизия. Это произошло еще в 1998 году. Но вопреки ожиданиям экономика соседней страны не поднялась с колен. Кыргызстан поторопился войти в ВТО, а Казахстан с таким важным решением не спешил. И вот сейчас пришло наше время. Глава государства считает, что вступление в ВТО откроет для отечественной экономики «новые горизонты».
— Это обеспечивает нашим предприятиям доступ к зарубежным рынкам, а потребителям — большой выбор товаров и услуг, — сказал Нурсултан Назарбаев. — Сегодня 90 процентов нашей торговли приходится на страны — члены ВТО. Поэтому это решение для нас очень важно. Казахстан становится еще более привлекательным как для иностранных, так и для отечественных инвесторов. Мы получаем возможность для создания новых производств и рабочих мест.
Переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию шли в закрытом режиме. Так происходит со всеми странами. Так было и с Россией. Она вошла в ВТО в 2012 году. Возможно, что в эти сроки уложилась бы и наша республика, но переговорный процесс затянулся из-за образования сначала Таможенного, а потом и Евразийского экономического союза.
— Наше правительство и эксперты напряженно трудились, отстаивая выгодные для нас условия, — отметил президент Казахстана. — Мы согласовали позиции по самым чувствительным для нашей экономики вопросам. Среди них и поддержка сельского хозяйства — именно по данному пункту мы вели сложные переговоры в связи с тем, что от нас требовали снижения субсидий, но мы отстояли свои позиции. После вступления в ВТО мы не откажемся от содействия отечественным предприятиям. Теперь меры поддержки, оказываемые государством, должны соответствовать международным правилам. В то же время казахстанские предприятия должны научиться конкурировать по правилам ВТО. Всем товаропроизводителям надо подтягиваться на мировой уровень.
Ширпотреб из Китая
Официально нашу республику примут во Всемирную торговую организацию в декабре нынешнего года. Это произойдет на конференции в столице Кении Найроби. А пока нам остается только предполагать, что будет после вступления в ВТО. Отечественных предпринимателей новая перспектива пугает. Они до сих пор чувствуют на себе «особенности» Евразийского экономического союза. Речь о наших производителях автомобилей, металла, курятины, муки, соков и кондитерских изделий. Они продолжают страдать от импорта дешевых товаров из России. А после вступления в ВТО, по мнению противников этого процесса, к нам с еще большей силой хлынет ширпотреб из Китая и Кыргызстана.
— Это обывательское мнение, — убеждена начальник отдела экономического анализа Палаты предпринимателей Карагандинской области Жанаргуль Кульмагамбетова. — Я объясню, почему. В Казахстане на очень большой территории живет 16 миллионов человек. У нас на квадратный километр приходится меньше одного жителя. Закидать нас товарами никто не заинтересован. Это невыгодно. Потому что доставка получается неоправданно дорогой. Товар очень далеко везти. Да, есть Китай. Но мы для него — транзитное государство. Ему больше нужен рынок России. Но с другой стороны мы интересны Китаю как производители экологически чистых продуктов питания. Я считаю, что нельзя упускать такую возможность. Нам нужно привлекать иностранных инвесторов и открывать новые производства.
При этом Жанаргуль Кульмагамбетова не отрицает, что нашим товаропроизводителям будет трудно. Им придется привыкать работать в рыночных условиях. Зато потребители от этого только выиграют. Они получат широкий ассортимент товаров и возможность выбирать лучшее.
— Конкуренцию никто не отменял. Это рынок, — сказала Жанаргуль Кульмагамбетова. — Он будет воспитывать нашего потребителя. Да, после вступления в ВТО у нас будет много продуктов из Китая. Но есть же общественное мнение. Сначала люди купят дешевый продукт, попробуют его и перестанут брать. Так было с дешевым российским маслом, который оказался спредом. Его сначала хорошо покупали, а потом нашим супермаркетам пришлось убрать его с прилавков. Так с рынка будет уходить некачественный товар.
Господдержки не будет
Одно из требований ВТО — это отказаться от государственной помощи бизнесу. В связи с этим в Национальную палату предпринимателей уже поступил законопроект, который исключает некоторые меры поддержки отечественных предприятий. В частности, речь идет о поддержке в контрактах на недропользование, о государственных компаниях и о сфере госзакупок.
— Это не радует, — заявил зампредседателя Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Рахим Ошакбаев. — Потому что текущий кризис уже показал, что единственная эффективная мера, которая находится в том числе в арсенале правительства — это размещение государственного заказа национальных компаний среди казахстанских производителей. Такая поддержка после вступления в ВТО будет запрещена. Мы полагаем, что полностью отказываться от этого инструмента нельзя.
К мерам поддержки относятся и государственные программы. Сейчас у нас таковых предостаточно. В их числе программа развития моногородов на 2012-2020 годы, «Дорожная карта бизнеса — 2020», «Дорожная карта занятости — 2020» и «Экспортер — 2020». Возможно, в будущем придется от них отказаться.
— Да, я понимаю, что госпрограммы — это удобно, — уточнила начальник отдела экономического анализа Региональной палаты предпринимателей Жанаргуль Кульмагамбетова. — Но самое интересное, что наши товаропроизводители пользуются минимумом из них. Они знают свой рынок и говорят: «Не мешайте работать!» Потому что, когда бизнес входит в госпрограмму, начинается бесконечный мониторинг. Предприятие каждый месяц проверяют, их просят заполнить анкеты и отправить отчеты. Все это нервирует предпринимателей. Да, контроль должен быть, но мешать работать не надо!
Споры о преимуществах и недостатках вступления Казахстана в ВТО еще долго не утихнут. Сейчас понятно одно: приоритет — это свободная конкуренция. В схватке с иностранным импортом выживет сильнейший. Вступление во Всемирную торговую организацию — это повод для наших предпринимателей искать новые рынки сбыта и улучшать качество своих товаров.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 64056 материалов.
Посетители оставили 247098 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
До тех пор пока у нас есть ресурсы,будет норм,а дальше — веселее.
Satan Klaus
02 июля, 2015 в 09:20
«Но с другой стороны мы интересны Китаю как производители экологически чистых продуктов питания.»
Каких например?
Мяса и молока нам и своих не хватает.
Про овощи, фрукты, зелень — я вообще молчу — их мы традиционно ввозим.
О каких «экологически чистых продуктах питания» из Казахстана мечтает Кульмагамбетова???
Хрупкий орех
02 июля, 2015 в 09:35
О продукции Чуйской долины.
гражданин
02 июля, 2015 в 10:14
«Споры о преимуществах и недостатках вступления Казахстана в ВТО еще долго не утихнут.»
Ну давайте доморощенные экономисты налетайте, предлагайте, критикуйте и брюзжите.
Vas, твои заумные предложения.
От себя, всего лишь маленькая поправочка:
Жанаргуль Кульмагамбетова: — У нас на квадратный километр приходится меньше одного жителя.
А по Вике — 6,3 человека на кв. км. по Казахстану и 3,2 по Карагандинской обл.
И эта фраза вызывает сомнения: — мы интересны Китаю как производители экологически чистых продуктов питания.
Учитывая загрязнение окружающей среды, с развитием разработок подземных ископаемых солями тяжёлых металлов, и безконтрольным использованием органических удобрений,
в это утверждение верится с трудом.
Roma.
02 июля, 2015 в 09:57
Победа за победой, успех за успехом.. Итак 25 лет… Но почему-то так хочется жить… Просто жить… Тяжело это — быть самой развитой страной…
Р.К.
02 июля, 2015 в 11:06
Просто жить…
Так и делают люди в странах которые не испытывают дестабилизации как в Греции, Украине, Киргизии.
Помните 90 е годы? Наши бабки пережившие многие исторические потрясения, тогда говорили: — Хлеб е, вода е, лишь бы войны не было.
И они просто жили и радовались маленьким радостям, и молили Бога чтобы не было братоубийственной войны и всеобщего горя.
Сейчас народ стал грамотным, политизированным, и всё познаёт в сравнении с Западом.
И вовсе не бедность или голод движет людьми к улучшению своей жизни, а сличение с жизнью на Западе, с какой-то патологической завистью и состязательностью с ним (с Западом).
Roma.
02 июля, 2015 в 12:07
Мы о разном. Просто жить не получается из за хаотичности и сумбурности политики государства. Векторы и приоритеты меняются как флюгер в ветренную погоду. Наши предпринииатели не могли в таможенном союзе конкурировать а тут ВТО. У нас страна спекулянтов ни чего своего все перепродаем, а страдает только население со средним и малым доходом.
Р.К.
02 июля, 2015 в 12:50
Вы заметили сколько вам плюсов наставили?
А сколько мне минусов?
Вот то-то и оно.
Мы только и можем ругать правительство, президента, да и вообще всю нашу жизнь. Только всё плохо- плохо- и плохо.
Политика — флюгер.
Предприниматели — бестолочи.
Страна — спекулянтов.
Народ- страдалец.
Ну никакого просвета.
А если вы сами не можете повлиять на всё это, так и плывите по течению, молча, в тряпочку.
Здесь, на периферийном сайте вы ничего не измените.
Флаг вам в руки. Дерзайте.
А я буду радоваться той жизни, которую послал мне Бог.
Roma.
02 июля, 2015 в 19:40
Рома, выражая свое мнение я не считаю плюсики, понимая что ничего не могу изменить по крайней мере не хлопаю в ладоши и говорю то что думаю. Называю вещи своими именами, как я считаю. Хотите молчите в тряпочку, мне зачем советуете? Я не знаменосец, не реформатор и не революционер и свою жизнь строю сам, привыкнув не надеяться ни на кого. Я разве говорил, что не радуюсь жизни? С чего вы взяли? И еще, зачем тогда вообще выносить что то на обсуждение, если ничего не изменить? Всем раздать по тряпочке и радоваться!
Р.К.
02 июля, 2015 в 20:26
Да. Всем раздать по тряпочке и радоваться.
Если Вы не знаменосец.
А нашими постами Вы ничего не измените.
Ну если только не поднимите всеобщую бучу.
Не думаю, что народу от этого будет лучше, народ легко возбудить, но трудно успокоить.
А вот на региональном уровне, предложения свои можете вносить.
Или станьте знаменоносцем республики.
Roma.
02 июля, 2015 в 21:10
Рома, вы тряпочку или знамя только мне предлагаете? Почему такая избирательность? Мне ни то ни другое не надо.Я единственный негативщик? Какие новости, такие и комментарии. Кто провоцирует на негатив? Прочтите новости за день, много светлого? Хотелось бы в ладоши похлопать, да не получается. Да, постами ничего не изменишь. А чем такие новости лучше постов? Тогда лучше благое неведение. Или закрыть комментарии, как это делают к новости о зеленом кредитном супергерое.
Р.К.
03 июля, 2015 в 09:13
Как же теперь чинушки, курирующие госпрограммы, будут жить!? Вы об их семьях то подумали? На что детей отправлять будут по заграницам и покупать для них дорогие авто?
Пакостник
02 июля, 2015 в 10:02
ВТО нужно тогда когда много чего производишь и можно это продавать на их рынке, а когда ничего не производишь ВТО — это когда отдаешь им рынок страны, чтобы они заполнили его своими товарами.
Бесик
02 июля, 2015 в 11:02
Та же Киргизия вообще ничего не производит, кроме самсы и мант, и не заметил, чтобы там особо плохо кому-то жилось. Из низкие доходы компенсируются низкой стоимостью продуктов. «Иностранный товар убьёт промышленность» — а какую?, — производство «Фермера»? А её много у нас, этой промышленности? Большинство стран, положа лапу на сердце, вообще ничего толком не производят. В Швейцарии основная статья экспорта вообще шоколад — а она одна из самых экономически развитых стран Европы, и прекрасно живёт на импортируемых товарах. В Норвегии — рыба, в Польше — яблоки, где-то вообще бананы — и никто не жалуется, и не трясёт на весь мир собственным самосознанием. Ну не умеют наши делать дешёвые куриные трупы — хорошо, пусть российские куры конкурируют с китайскими, и за счёт этого снижается цена для потребителя, которому от этого станет только лучше. Опять же, умрёт промышленность, которая и так не совсем есть — возродится икалогия. Животные и растения станут икалогически чистыми, и сбудется мечта госслужащего о продаже их в Китай..
mancubus
02 июля, 2015 в 12:49
А я о чем? Нам это ВТО что есть, что нет. Промышленность не убьёшь, потому как и нету почтию Рынок и без ВТО забит всем импортным до отказа — никакого дефицита нет. Дешевле ничего не станет, хоть сколько навези, наши спекулянты все равно по максимуму накрутят.
А насчет Киргизов не прав ты, там швейные машинки, хоть и допотопные, но в каждом дворе день и ночь стрекочат и фрукта вся растёт и переробатывается
Бесик
02 июля, 2015 в 13:15
Спекулянт — предприятие некапитализируемое, это просто офис и несколько человек. В том и дело, что сговор между ними вряд ли возможен. Будет крутить один спекулянт — тут же откроется другой с той же продукцией, но чуть дешевле, а про первого все забудут. Завод (та же птицефабрика) — предприятие с высокой капитализацией, его никуда не денешь — поэтому такие легко вступают друг с другом у нас в ценовой сговор.
mancubus
02 июля, 2015 в 14:12
Мягко говоря, очень забавные у вас примеры. Про Швейцарию можно почитать здесь http://www.ved.gov.ru/exportcountries/ch/about_ch/review_ch/ . Это насчет того, что Швейцария ничего не производит. В 2011 году экспорт товарной продукции Швейцарии составил 211 млрд швейцарских франков (около 200 млрд евро). Т.е это видимо далеко не все шоколад. Шоколадом больше все-таки славится Бельгия.
Перейдем к сути. Вопрос не в том, что у нас убивать нечего (экономику, бизнес, производство), вопрос в том, когда нам негде будет работать, то мы и дешевые продукты купить не сможем. И тогда поедем мы как братья киргизы по миру за длинным рублем (долларом, евро), чтобы наши семьи могли покупать себе на пропитание эти дешевые товары.
И как верно заметили в статье ( фактически это наверное единственная правда), то доставка в Казахстан очень дорогая. Поэтому ожидать, что у нас резко подешевеют товары не стоит. Ожидать, что у нас можно , что-то производить и экспортировать, к сожалению, тоже не стоит.
роваыв
02 июля, 2015 в 18:32
636 млрд. долл. (19-й) ВВП на шоколаде сделали?))
Часы, краски, химия, металлы, электроника, самолеты, еда( не только шоколад, сыр еще! Вино! и еще много вкусняшек), одежда, лекарства, туризм и тд. 7 млн населения, Карл, 7 миллионов!
SDKVNMO
02 июля, 2015 в 20:27
Вспомнилась старая видеорекламка — Ну вот я и в «ХОПРЕ»
Да,да… По самые уши…
88
02 июля, 2015 в 12:55
Жанаргуль Кульмагамбетова.
Говорит красиво но не учитывает важный фактор любой экономики это человеческий Ресурс фактор
К примеру в производстве могут работать два человека
Один выполняет работу без брака
Другой с браком а зарплату получают одинаковую
Могут хозяева высчитывать с зарплаты за брак сверх нормы
Но не когда не поощерят за производство без брака
Естествено в таком случае тот кто может делать без прака не будет стораться экономить расходные матерьалы
А это прямое влияние на прибыль и себестоимость производимой продукции
Потом в Казахстане нет инструментального станкостроительного производство все оборудование низкого качества закупается за границей
Какая прибыль у производства если они переплачивают за комплектующие и обслуживание оборудования
К примеру печатная цифровая машина стоит дорого приносит прибыль в месяц два три милиона а если сломается специалисту по ремонту и наладки просто за диагностику заплатить надо не меньше 5 000 000
И какая конкурентно способность в Казахстане у производителей может быть при отсудствие высоко квалифицированых специалистов по обслуживанию дорого стоющего
оборудования
А без современых станков технологий мы не когда не будем конкурентными
vas
02 июля, 2015 в 15:07
«А после вступления в ВТО, по мнению противников этого процесса, к нам с еще большей силой хлынет ширпотреб из Китая и Кыргызстана», — а сейчас у нас типа его раз-два и обчелся? У нас все китай, а что не китай, то тайвань
Катик
02 июля, 2015 в 15:09
В Казахстане надо налаживать эксперементальное производство инструментов и станков
Сейчас не на одном заводе в Казахстане не могут распред вал для двигателя ВАЗ 2103 вытачить
Это позор одним словом какую продукцию сейчас Казахстан может выставить на мировой рынок конкурентно способную
vas
02 июля, 2015 в 15:29
Кому на мировом рынке нужен распред вал для двигателя ВАЗ 2103?…
mancubus
02 июля, 2015 в 17:31
Участникам ретропробега
Бесик
02 июля, 2015 в 18:34
mancubus, я так понимаю, что vas про ВАЗ 2103 написал только для демонстрации уровня деиндусриализации, к которому мы пришли.
А чего Вы хотели, если мы заводы переделываем в рынки и «бизнес-центры», фабрики в элитное жилье и торговые дома…
О каком производстве Кульмагамбетова мечтает?
У них такое мнение сложилось, что вот вступим в ВТО и само собой всё производство создастся!
Да не создастся оно само никогда, хорошее само по себе ничего не происходит, разве что прыщь на одном месте…
Нам нужна новая программа, по аналогии с той, что в своё время реализовали в СССР. Нам нужен современный аналог ГОЭЛРО, только теперь речь не об электрификации, а о роботизации и информатизации.
Причем эта программа должна делаться не предпринимателями, так как предприниматели готовы вкладываться только в проекты, которые дают прибыль в течении 3-5 лет.
Программы же наподобие ГОЭЛРО — прибыль не дают, а если и дают, то только лет через 10-15. Это инфраструктурные проекты, которые сами по себе прибыль дать не могут, но способствуют революционному росту производительных сил общества.
Без такого реализуемого государством инфраструктурного проекта — ничего мы производить не сможем.
Хрупкий орех
03 июля, 2015 в 09:32
mancubus
02 июля, 2015 в 17:31
Мозги свои от спирта просуши
Распред Вал здесь как пример того что в Китае их вытачивают но в Китае ВАЗ моделей нету
А теперь подумай Китаец что дурней тебя вытачивать то что не кому не нужно
Дурень если распред валы для ВАЗ 2103 вытачивают Китайцы значит это востребованая продукция
Экономтка Китая развивается за счет того что там налажено производство всего что востребовано на рынке
А в Казахстане делают то что в Казахстане не кому не нужно
vas
03 июля, 2015 в 10:55
Шестнадцатимиллионное население Казахстана прокормит миллиардное население Китая экологически чистыми продуктами? Ага, казахский «труженик» в пивнушке по вечерам «работает», а китайский в поле или за станком вкалывает.
Водитель
03 июля, 2015 в 02:21
Водитель
03 июля, 2015 в 02:21
Вы хоть на границу с Китаем сездийте по всему пириметру граница Китая и Казахстана имеет четкое очертания
На Китайской стороне возделаные земли в плодь до пограничныз столбов
А со стороны Казахстана горы мусорных свалок разрушеные дома и так далие
В Китае Каждый Китаец в своем сарае может не только машину отремонтировать но и самолет построить причем все комплектующие он производит в этом сарае
У меня знакомый Китаец он оперный певец часто с гастролями ездит по миру А когда у него отпуск он в своем сарае строит самалеты и продает их
За 30 лет он построил 80 самалетов все они летают строит их он один не кто ему не помогает
Двигатель он покупает на Китайском моторном заводе который производит двигатели на всю технику начиная от авиционого с фарсажной камерой аналог того что стоит на СУ-30 и заканчивая двигателямт для газоно косилок
А в Казахстане нет не одного завода на который может прийти человек с своими чертижами и ему бесплатно изготовят опытный образец для демонстрации и дороботки и продажи
У нас чтоб наладеть производство надо заплатить деньги
В Китае чтоб наладеть производство нужна фантазия
vas
03 июля, 2015 в 11:11
mancubus
02 июля, 2015 в 12:49
Дурень Швецария основнои производитель и разработчик высокоточного оружия в мире и конкурентов у них нету
Гитлер даже не решился нападать на Швецарию потому что у них самая сильная армия не только из технического оснащения
А из за человеческого ресурс фактора
Там все воено обязанные разрешение на ношения оружия получают с детства
В магазинах любой человек даже ребенок может купить не только пистолет но и танк с полным бое комплектом
У каждой семьи минимум на каждого человека по три еденицы огнестрельного оружия
Полная военая экипировка и оружие хронятся в доме у каждого человека
Дурень по другому тебя не назвать
vas
03 июля, 2015 в 14:20
Индия и Китай две страна которые орентируют свое производство из расчета доступности для своего нищего населения
В Казахстане все производство расчитано на богатых
И весь маркетинговый расчет делается из расчета субсидирования и
кредитования
В Китаи и Индии производят дешевые и дорогие вещи с таким расчетом чтоб семия нищего Китайца или Индуса могла пользоваться стиральной машиной автомат с такими же функциями как у баготеев но приэтом заплатив за ние в 10 раз меньшию сумму
Что в Китае что в Индии любой нищий может купить машину потому что в этих странах производят самую дешевую машину за 600 $ В Казахстане даже БУ ВАЗ стоит больше
vas
03 июля, 2015 в 14:34
В Казахстане чиновники и экономисты не понимают что рост экономики зависит от покупательской спасобности населения
Я могу наладить производство автомобилий с двигателем от мотоцикла УРАЛ с 8- ю посадочными местами и стоимость проезда в них будет в разы дешевле
А сибестоимость будет сказачно низкой
Их сможет купить любая много детная семья
Но чиновники Казахстана не дают запустить это производство
Они так и говорят что это создаст конкуренцию иностраным производителям которые им платят за то чтоб в Казахстане небыло им конкурентов
vas
03 июля, 2015 в 14:53