Как в Караганде снимали продолжение киноэпопеи о Нурсултане Назарбаеве
В минувшие выходные центр Караганды был недоступен для транспорта. В районе ДК горняков снимали пятую часть киноэпопеи о Нурсултане Назарбаеве.
В субботу около Дворца культуры собралась огромная толпа людей с чумазыми лицами. Их нарядили в спецовки и каски и отправили защищать баррикады из поваленных деревьев, досок и мебели. Это была сцена из будущего фильма, показывающая знаменитый шахтерский бунт 1989 года, который стал первым серьезным испытанием для будущего президента. В массовке снималось более 800 человек.
В действительности, выдвинув правительству свои требования, горняки три дня бастовали у здания угольного департамента. Но так как там сейчас областной акимат, а на месте памятника вождю пролетариата стоит стела Независимости, действие перенесли к ДК горняков.
— Конечно, мы изучали все материалы, — говорит режиссер картины Сергей Снежкин. — Но дело в том, что мы снимаем не документальное, а художественное кино. Главное для нас — это создать образ. Образ мечущейся тогда страны, растерянного народа. Вот что такое забастовка шахтеров!
Дух эпохи
Создать обстановку, полную драматизма, в общем-то, удалось. Доведенные до отчаяния шахтеры бьют касками по земле. Подъезжает черная правительственная «Чайка», откуда выходит тогда еще первый секретарь ЦК компартии Казахстана Нурсултан Назарбаев. Рядом с ним другие представители номенклатуры и депутаты. Толпа встречает эту делегацию криками, поднимается гул, обстановка напряжена до предела.
Из режиссерской палатки раскатами грома звучит голос режиссера. Он раздает распоряжения, управляет огромной толпой, изображающей шахтеров. Его ассистенты и помощники беспрестанно бегают от палатки к актерам и обратно.
— Человек в бейсболке! Пусть снимет бейсболку, — кричит в рупор режиссер. — В джинсовке мужчина — уберите его оттуда. Скажите ему, пусть уйдет.
Историческая достоверность очень важна для съемок: нужно передать дух 80-х, горбачевской эпохи. Поэтому на площади у ДК словно произошел временной сдвиг. Рекламный билборд заменили красным полотном с надписью: «Внутреннюю и внешнюю политику КПСС одобряем». На площади появился вполне советского вида киоск «Пиво — воды». Современный остановочный павильон на время убрали. О том, что сейчас уже 2015 год, напоминал лишь голубой флаг на здании областного суда да телефоны с гарнитурами или бутылка колы в руках «шахтеров», ожидающих съемки.
Кстати, на съемках картины присутствовали и люди, которые помнят события 1989 года. По их словам, режиссер воссоздал ту атмосферу вполне аутентично.
Интересно, что пятую часть киноэпопеи снимает новый режиссер, приглашенный из России. Предыдущие четыре были отечественного производства. Их снял Рустем Абдрашев. В его картинах образ президента идеологически выдержан: он энергичен, всегда готов прийти на помощь народу и говорит практически лозунгами.
С приходом Сергея Снежкина концепция кардинально поменялась. Он считает, что из-за излишка пафоса отечественные «киношники» превратили президента в лубочный персонаж. Его же версия Елбасы будет более жизненной.
Сергей Снежкин открыто раскритиковал предыдущие фильмы о Назарбаеве.
— Ну а как вы думаете, для чего меня пригласили? Чтобы отмыть казахский кинематограф от того, что здесь наворотили, — заявил режиссер. — Чтобы прекратить нецелевое, бездарное использование государственных денег и дискредитацию образа Нурсултана Абишевича Назарбаева. За этим я и приехал, чтобы сделать художественное кино — не лакейское, не юбилейное, не глупое, а художественное.
«Это судьба человека…»
По мнению Сергея Снежкина, предыдущие четыре части киноэпопеи о Назарбаеве — наполнены подхалимством и не показывают главного героя как живого человека. Его задача — сделать из одномерной картинки настоящее драматическое произведение.
— Я не устаю повторять: чтобы вы ни снимали всю жизнь, будь то комедии или сериалы — все это суть экранизации одной и той же истории, которая называется «судьба человека». Это не мое, как вы понимаете, название, это отсылка к великому фильму Бондарчука по великому произведению Шолохова. Зритель про президентов кино не смотрит: он смотрит про человека. Про его судьбу. А уж эта судьба… Тут можно снять километры драматического материала: страшного, великого, счастливого, глупого, какого угодно. Это судьба человека, он прожил гигантскую жизнь, имел достижения, продолжает жить — это интересно. Не потому, что он президент, не ставьте лошадь позади телеги. Он прежде всего человек. Так сложились звезды, что Нурсултан Назарбаев стал президентом, взял на себя ответственность за эту страну. Ничего просто так в этом мире не бывает. Никогда он об этом не думал, он и представить не мог, что эта страна когда-нибудь станет независимой, а он станет отцом нации. Под нацией я подразумеваю совокупность людей, которые имеют свою территорию, свои границы, которые отвечают за свое прошлое, настоящее и будущее. Как бы пафосно это ни звучало, но он действительно отец нации, а отцом надо уметь стать. Мы заново воссоздаем историю этой страны. Мы заново создаем образ президента этой страны.
Сергей Снежкин относится к своему будущему творению не как к проходному фильму, для него это серьезный и увлекательный труд.
— Очень интересная и ответственная работа. И для своей карьеры я это трактую как некий итог: профессиональный, человеческий и нравственный, — говорит режиссер. — И я считаю, что не случайно обратились именно ко мне, хотя рассматривались многие и многие варианты. И я отношусь к этому как к судьбе. Отношусь с уважением и интересом. Несмотря на все трудности, которые мы, надеюсь, преодолеем.
Назарбаева сыграет другой актер
Сергей Снежкин поменял не только концепцию фильма, но и актера, который будет играть главную роль. Из 15-20 претендентов он выбрал Берика Айтжанова, который известен по фильму Егора Кончаловского «Настоящий полковник». Режиссер выбрал его не за внешнее сходство с президентом, которого нет, а за талант.
— Во-первых, он очень хороший актер. Очень приличный человек, что немаловажно, — объясняет свой выбор Снежкин. — Он очень восприимчивый, способен создать образ, способен меняться. Может быть гневным, лиричным, мрачным.
Сергей Снежкин создает сложные, конфликтные образы в своих картинах. Во время работы на съемочной площадке он предельно серьезен и требует того же от своей команды.
— Как только на площадке кто-то начинает веселиться, это верный признак того, что этот человек сделает не произведение искусства, а ерунду. К сожалению, это часто происходит в казахском кино. Здесь очень много веселятся и бесцельно тратят государственные деньги. Результат — ноль. Результат — стыд тотальный.
Несмотря на свои критические отзывы о наших отечественных режиссерах, Сергей Снежкин оставляет нашему кинематографу надежду.
— Ничего нового на самом деле тут не происходит, мы в свое время переживали такой же ужас. Почему в Казахстане это происходит с опозданием, я не знаю. Мы прошли через такое же: полное падение профессии, ориентиров и так далее. И в казахском кино были светлые моменты: в советское время были фильмы, которые пользовались гигантским успехом. Видимо, это какая-то промежность, из которой казахское кино только начинает выбираться. Хотя… Вот у нас в группе работает совершенно замечательная казахская молодежь: рабочие, ассистенты, студенты. Они способные, талантливые. Я с удовольствием наблюдаю за ними и думаю, что вот это и есть будущее. Когда вся шелупонь схлынет с «Казахфильма», туда придут эти люди.
Каким получится наш президент в интерпретации российского режиссера, можно будет увидеть в декабре, когда фильм выйдет в прокат.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 64086 материалов.
Посетители оставили 247099 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Два билета на дневной сеанс — для меня… хм… и моей скво (с)
Бесик
25 августа, 2015 в 14:33
прочитав заголовок, я правда подумал что Карагандийцы вышли на улицу.. бунтовать против девальвации…а оказывается просто фильм снимают..)))
аккерке
25 августа, 2015 в 15:22
Художественный фильм, на то он и художественный. Кажется, получится замечательным и драматичным, как и планировалось.
Канат
25 августа, 2015 в 15:26
Я бы не стал так категорично оценивать наш кинематограф, особенно сравнивать его с российским. Честно говоря и российский то опущен ниже плинтуса. Вот чего-чего, а пафоса у нас действительно много
Akhmaf
25 августа, 2015 в 15:28
Нашего кинематографа по сравнению с российским просто нет. Нечего сравнивать то. Нам до российского плинтуса как до Эвереста.
Джонатан Свифт
25 августа, 2015 в 17:36
это как сравнивать помидоры и огурцы… У нас мало кино и оно другое кино. Там другое. Бандиты/ менты/ их реалии, неинтересные нам.
Кук
26 августа, 2015 в 03:37
А у нас киноэпопеи, снимаемые «великими» режиссерами
Алекс 58
26 августа, 2015 в 09:39
Скоро наверное можно будет снимать и без актеров, народ доводят до отчаниями девальвацией, сокращением, невыплатами зарплат. Бюджет урезают по полной дабы сделать ЭКСПО, в итоге куса потерянных мест.
Дмитрий
25 августа, 2015 в 15:49
Всегда с удовольствием смотрю исторические документальные фильмы основанные на реальных событиях. А тут уже история нашей земли тем более занятнее лично для меня.
Николай
25 августа, 2015 в 16:17
Интересно будет посмотреть.
Анатолий Китаев
25 августа, 2015 в 16:20
Думаю получиться отличный фильм всем приятного просмотра в будущем
Мнение
25 августа, 2015 в 16:32
ну и заголовок новости.. я уж перепугался.
А за актера Берика Айтжанова очень рад. Главная роль, да и какая. играть роль Елбасы не каждый бы согласился
Marlen
25 августа, 2015 в 16:37
я там участвовал, был шахтером, честно было очень трудно все уставали как будто все было в реале, в конце всем оплачивали за съемку в массовке
даник
25 августа, 2015 в 16:54
Надеемся, что такое будем видеть только в кино. Не дай Бог таких бунтов в нашей стране из-за девальвации! Главное единство. все остальное будет!
Сания
25 августа, 2015 в 17:01
Я думал действительно бунт, а они веселятся — работают)))
Карим
25 августа, 2015 в 17:36
Как же так, так хвалили наперебой преведущие фильмы, а теперь — подхалимаж и бездарно потраченные государственные деньги. Разворот на 180 и опять Алга!? Это по нашему. Кстати, не представляю, что бы где нибудь в Европе или США снимали фильм о действующем лидере на государственные деньги. Хотя, государство богатое — надо же куда то деньги девать…
Гоголь
25 августа, 2015 в 19:04
Ну, сложно, чё могу сказать, особенно российскому режиссёру, ибо, как сказал Пелевин, все лучшие образцы российской культуры всех времен созданы авторами на одну тему — о том, как невыносимо жить на этой территории.. Не знаю, насколько удачна данная затея.. Далее, что является показателем качества фильма?, — тут ничего не надо выдумывать, есть Каннский кинофестиваль, есть Берлинский, если Венецианский фестиваль. Вряд ли фильм просто о становлении независимости попадёт хотя бы на гала-показ — он должен поднимать проблемы общечеловеческие, которые были и до независимости, и будут через сто лет. Во-вторых, все призовые фильмы оставляют зрителя как бы в растерянности, с кучей пространства для осмысления — вплоть до того, что зрителю надо долго после просмотра думать, чтобы уяснить для себя, что хорошо, а что плохо — присутствует ли подобное в фильме? В третьих, почти все призовые фильмы имеют трагичный, тяжёлый, душераздирающий конец, ибо визуализировать трагедию так, чтобы вызвать сопереживание зрителя, намного проще, чем визуализировать радость (по большому счёту, она никак не визуализируется), — присутствует ли там что-нибудь подобное? И в чём будет заключаться трагизм финальных сцен фильма? Увидим ли мы этот фильм на следующей церемонии награждения в Каннах, или хотя бы в Венеции?…
По поводу же фестивальных фильмов — есть много способ поднять казахстанское кино на международный уровень. Например, та же девальвация (точнее, свободный курс) даёт отличные сюжеты — мытарства людей, вдруг и внезапно обедневших, при грамотной работе режиссёра, сценариста, актёров, и всех остальных — заставят дружно рыдать всё жюри любого конкурса, и всех поцыентов в зале. Причём это сравнительно несложно, и таких призовых фильмов валом. Плюс отсылка к общечеловеческому вопросу — стоит ли будущее счастье всех после будущей трагедии немногих сейчас?, — а такие вопросы это уже фестивальный уровень, если хорошо нарастить вокруг сюжет. Или, скажем, ситуация с дорогами и горячей водой — последние лет десять на европейских фестивалях много призов получают ближневосточные, индийские, и прочие режиссёры из развивающихся стран, где тоже нет дорог и воды — то есть подобная атмосфера в фильме это своего рода фестивальная коньюнктура последнего времени, дающая огромный плюс в оценке — надо пользоваться, пока на это мода. Вот две хороших идеи, как снимать фильмы для Канн, и сделать казахстанское кино всемирно известным, а реализовать при наличии ума и фантазии — вполне возможно..
mancubus
26 августа, 2015 в 01:51
Первый фильм очень интересный. Теперь не терпится увидеть второй фильм. Надеюсь он порадует всех зрителей.
Ринат
26 августа, 2015 в 10:33
Мне бы тоже хотелось принять участие на этих съемках. Очень заинтересована.
Айман
26 августа, 2015 в 10:35
Видимо, это какая-то промежность,
не поняла….это герой интервью такое сказанул? тогда он точно имел в виду даже не ж…, а «промежность» (см. словарь) Очень надеюсь,что это лишь оЧЕпятка.
Хэтти
26 августа, 2015 в 11:43
Видимо, это какая-то промежность, из которой казахское кино только начинает выбираться
Он, похоже, действительно имел в виду ту самую точку, куда посылают. Капец, интеллигенция…
Хэтти
26 августа, 2015 в 11:54
А кто нибудь знает судьбу знаменитой на весь мир трилогии «Малая земля.Целина.Возрождение.»?
777
26 августа, 2015 в 14:06
Большинство даже не знают о чем это Вы спрашиваете. Такова судьба и ныне снимаемого «киношедевра»
Алекс 58
26 августа, 2015 в 14:14
Ленинская премия по литературе.
mancubus
26 августа, 2015 в 18:06
01.08.2011 Мы — шахтеры (Шахтерский марш)Слова И. Шаферана
Музыка П. Аедоницкого
Едва рассвет над миром расплескается,
Едва сойдет с небес ночная мгла,
Шахтер под землю для того спускается,
Чтоб на земле хватало всем тепла.
Припев:
Мы на вахте в краю угольном,
Нам, друзья, эта честь выпала.
Пусть бывает порой туго нам-
Мы свой долг, мы свой долг выполним!
В земной глуби погода неизменная,
В любой сезон — ни снега, ни дождей.
Зато, когда выходим после смены мы,
Краса земная нам еще милей.
Припев
Смотреть с тобой, товарищ, можем честно мы
В глаза людей, в глаза родной страны.
Не зря порой встречают нас оркестрами,
Не зря с шахтерской славой мы дружны.
Припев
Мы - шахтеры (Шахтерский марш)
27 августа, 2015 в 13:34