Граффитисты разрисовали трансформаторные подстанции
На трансформаторных будках нашего города появились большие портреты героев Великой Отечественной войны. Это постарались участники традиционного конкурса легального граффити, который ежегодно проводит энергоснабжающая организация «Караганды Жарык». Теперь в областном центре есть две Алии Молдагуловой, три Нуркена Абдирова и два Бауыржана Момышулы.
Внук ветерана
В основном конкурсанты перерисовывали с фотографий, скаченных в интернете. Только Айдар Мунайтбасов изобразил бойца, с которым знаком лично. За магазином «Мечта» стоит будка с тройным портретом. На ней нарисованы старики с медалями. Тот, что в центре — прадедушка автора.
— На первоначальных эскизах были люди, которых я вообще не знал, — говорит Айдар. — Мой знакомый работает в акимате. В начале года он объезжал ветеранов и фотографировал их для билбордов. У него я и взял снимки. Но потом мои родители попросили нарисовать нашего прадедушку. Тогда я изменил эскиз.
Жаппару Хасенову 98 лет, он живет в поселке Победа. Ветеран уже посмотрел на свой портрет и похвалил правнука. Понравилась ли картина двум другим изображенным на ней бойцам — Георгию Чихирникову и Сергею Федорову — неизвестно.
— Сложно было рисовать? — поинтересовался «Новый Вестник» у граффитиста.
— В отличие от портрета Батырхана Шукенова (эта будка, заявленная в номинации «Живые стены», стоит недалеко от главного корпуса КарГУ — авт.), можно сказать, что и нет. Тут подстанция гораздо меньше, чуть выше меня. А на Юго-Востоке пришлось работать на стене высотой в два с половиной этажа. Я не доставал до глаз, бровей и носа артиста. Приходилось отходить на несколько метров, сверяться с фото, потом быстро взбираться по лестнице. Трудный был процесс. Много беготни туда-обратно. И все равно идеального сходства добиться не удалось. Наверное, нужно было взять фото получше качеством, тут была моя ошибка.
Айдар Мунайтбасов уже третий раз участвует в конкурсе граффити. В прошлом году он взял Гран-при за мультяшную «Девочку с арбузом» возле концертного зала «Шалкыма», а в позапрошлом — первое место за «Улыбающегося мальчика с искрящимися глазами» в Михайловке. Теперь же он решил отказаться от детской тематики.
— Соперники на этот раз сильнее. В том году участники были без подготовки. Было больше шансов победить. А теперь приехали из Алматы граффитисты, которые в том году рисовали Головкина и Сапиева. И Дима Полетаев (больше известный в Караганде под творческим псевдонимом Ворона — авт.), который трижды брал Гран-при, тоже вернулся. То есть уровень сразу вырос. Поэтому я решил нарисовать что-то посерьезнее.
Иностранец
А еще этим летом в конкурсе впервые участвовал иностранец. Профессиональный художник Кирилл Ведерников приехал из Санкт-Петербурга. Как и большинство граффитистов, он также решил обратиться к номинации «70-летие Победы».
— Когда я увидел эту стену — позади акимата в кустах, мне сразу захотелось сделать мужской портрет с морщинами, — рассказывает он. — И тут парни из Алматы, с которыми я живу в одном номере, сказали, что будут рисовать Бауыржана Момышулы. Я посмотрел фото героя и тоже решил взять его образ. Я понимал, что у нас получится совершенно по-разному. Парни делали портрет с фотки — в три четверти. Однако монументальное искусство более плоское. Тут больше подходит либо фас, либо профиль. Но ни одной фотографии Момышулы в фас не нашлось. Я сам собирал какие-то детали и по ним строил лицо. Были люди, которые в итоге сказали, что герой получился не особо узнаваемым. Но у меня не было цели добиться сходства. Важнее, чтобы портрет получился эмоциональным, чтобы было видно, что человек прошел войну, чтобы какие-то чувства отражались во взгляде.
— Но почему вы не подписали, кто изображен на картине, как это сделали ваши соперники?
— Литературщина в искусстве не приветствуется. Ты должен нарисовать то, что не можешь сказать словами. Визуальное искусство не терпит надписей. Это надо знать. С моей точки зрения, отдельные работы, участвующие в конкурсе, — это абсолютные плакаты. Художественной ценности они не представляют, хотя и сделаны очень качественно. Я видел, что люди старались. Однако если смотреть с позиции академизма, придется говорить о таких понятиях, как попсовость и вкус. Важно, чтобы были не просто срисованные картинки, а чтобы сам образ говорил о мировосприятии автора. Ведь художник — это прежде всего определенный тип мышления.
Вторая картина Кирилла Ведерникова — погруженный в себя дедушка в малахае, сидящий на фоне казахстанских достопримечательностей. Старичок жестко стилизованный, сплошь состоящий из толстых и тонких линий.
— Вообще, я больше рисую архитектуру, — поясняет Кирилл. — Сейчас в центре Петербурга мы разрисовываем подъезд. Напротив Казанского вокзала есть старый дом с большой квартирой, где тусуются музыканты и художники. Там мы нарисовали зафасадный Петербург. Все в основном выбирают лицевые части. А мне захотелось изобразить в графике обшарпанные дома. Казахский старичок выполнен в том же стиле. Он решен плоско.
— И гамма в основном черно-белая. Не слишком ли сдержанно для граффити?
— Нет, мне кажется, иначе получилось бы попсово. Все пытаются изобразить что-то яркое. И в этой яркости очень много пустоты, бездушия. А мне нравится Тарковский, «Сталкер», смысловые, тяжелые фильмы. У меня недавно была выставка во Владимире. Одна женщина сказала: «Вы такой молодой, а изображаете все такое мрачное». Но я не считаю, что это плохо. Просто мне нравятся заброшенные вещи. Там я себя комфортно чувствую. Я много заводов и портов облазил. Меня привлекает царящее там состояние умиротворения и спокойствия. Я не вижу в этом ничего страшного. И я считаю, что искусство — это не то, что ты вешаешь над диваном. А то, над чем размышляешь. Впрочем, для Караганды я специально делал такой рисунок, который смотрелся бы не очень мрачно. Но, если по чесноку, я мало думаю о том, как отреагируют зрители. Я делаю для себя. Мне хотелось раскрыть тему, и я ее раскрыл.
…За пять лет уличные художники успели разрисовать более 300 трансформаторных подстанций в Караганде. Нетронутыми остались еще порядка 500 будок. Их «Караганды Жарык» планирует украсить в течение 15 лет.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 64059 материалов.
Посетители оставили 247098 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Герои под напряжением — Браво, Анастасия! А чо не «Героическая напруга»? или «Электричество под защитой героев»? «Витраж-вольтаж»
Нет вам равных в озаглавии материала, да и в написании. Хоть у вас живой язык, без протокольных штампов и серой оскомины.
Бесик
08 сентября, 2015 в 15:24
МОЛОДЦЫ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Anvar
08 сентября, 2015 в 15:37
так надо было все фото описанные в статье приложить… мне интересно посмотреть на эти работы
ОльКа
08 сентября, 2015 в 19:45
Ошибку-то исправьте, в слове «скаченных»…
Ne_Nastya
09 сентября, 2015 в 11:18