Чему немецкая аристократка учила темиртауских комсомольцев
Она свободно говорила на воровском жаргоне и на чистейшем немецком. А будучи по политическим мотивам невыездной, умудрялась возить строителей Казахстанской Магнитки с выступлениями в Кремль и на ВДНХ. За предприимчивость и неизменный энтузиазм партийные боссы называли ее «паровозом». Говорили, что она могла пробить любую стену. О том, как фрау из дворянского рода поднимала культуру темиртауских комсомольцев, рассказывают сегодня в краеведческом музее Темиртау.
10 сентября там открылась неожиданная выставка под названием «Танцы на колючей траве». Эту экспозицию не планировали. Но недавно в музей передали интереснейшие архивы Маргариты Александровны Перхиной — талантливого хореографа с непростой судьбой.
— Разобравшись в архивах, мы решили напомнить об этом удивительном человеке, — рассказывает старший научный сотрудник Татьяна Хмелева. — Тем более что в этом году ей бы исполнилось 90 лет, и у города тоже юбилей. А Маргарита Александровна была руководителем ансамбля, который прославил Темиртау на весь СССР.
Счастливое детство
Сегодня краеведческий музей представляет множество любопытных черно-белых фотографий из прошлого века. На кадрах, размещенных в начале экспозиции, запечатлена веселая малышка, играющая на пляже. Маргарита родилась в Харькове в 1925 году в семье инженера Александра Колисниченко. Родители ее были людьми высокообразованными и состоятельными. Они могли себе позволить регулярно вывозить дочку в лучшие санатории Ялты. Эта беззаботная жизнь закончилась в 1937 году, когда отца Маргариты арестовали по навету коллег. 30 лет родные ничего не знали о его судьбе — до тех пор, пока не получили справку о реабилитации, в которой сообщалось, что Александр Колисниченко был расстрелян.
— А в 1941 году территория Украины была оккупирована, — продолжает Татьяна Хмелева. — Видимо, в тот момент, надеясь спасти ребенка, мать и дала дочери свою девичью фамилию. Карева Ольга Дмитриевна являлась потомком аристократического немецкого рода. Изначально ее фамилия была Фон Кареф. То есть она была этнической немкой. Поэтому ее вместе с дочерью перевезли в Германию, дали германское гражданство, поселили около Лейпцига. Маргарита Александровна закончила там гимназию, училась в балетной школе и в годы войны даже поступила в университет. К концу войны она работала лаборантом в фотоотделе одного из заводов Лейпцига. Но когда пришла советская власть, мать с дочерью очень быстро арестовали. Маргарита Александровна прекрасно знала русский и немецкий языки. Она сделала для кого-то переводы, после чего и угодила в эту «молотилку». 19-летнюю девушку нашли и посадили в одиночную камеру одной из самых страшных тюрем Германии Моабит. Маргарита находилась там несколько месяцев. Ее допрашивали. Но что можно было выбить из этого «подростка с косичками», как она сама о себе говорила.
Лесоповал
На фото можно увидеть эти тоненькие косички на белокурой головке. Все та же непосредственная улыбка и открытый взгляд. Этот снимок был сделан за пару лет до Моабита. Образ запечатленной на нем девушки никак не вяжется с предъявленными ей обвинениями. Маргарите инкриминировали измену родине и дали 10 лет исправительных лагерей.
— Сначала ее отправили в Усольлаг на лесоповал, — продолжает историк. — Женщины там заготавливали лес. Работали в болоте, ноги постоянно были в сырости. Естественно, это болячки, фурункулы, вши, грязь. К тому же и контингент оставлял желать лучшего. Уголовников и политических содержали вместе. Спустя много лет ученики Маргариты Александровны говорили, что при всей ее интеллигентности она отлично понимала и свободно говорила по фене. Три года она жила в тяжелейших условиях. А когда превратилась в доходягу, была отправлена в Карлаг. Здесь, работая в шахте, попала в завал и очень сильно повредила ногу, которую так и не смогла полностью восстановить. Она отсидела все положенные десять лет — от и до. И вышла с подорванным здоровьем. Маргарита Александровна на всю жизнь осталась бездетной. Думаю, что виной тому — нечеловеческие условия, в которых ей пришлось выживать. Но сама она говорила, что не хотела бы сделать какого-то ребенка несчастным, чтобы он рос с сознанием того, что его родители — враги народа.
Фаберже
В Спасске, где вместо воров в законе собрался приличный народ: артисты, режиссеры и художники, — Маргарита Александровна познакомилась со своим будущим мужем Олегом Перхиным. Он также происходил из непростой семьи. Пусть не аристократической, но уважаемой и зажиточной. Олег был внуком Михаила Перхина — ведущего мастера золотых и серебряных дел у знаменитого Фаберже. По императорскому заказу Михаил Евлампиевич создал 27 из ныне известных 52 пасхальных яиц. Его шедевры выставлялись на международной выставке в Париже. Предметы с клеймом «М. П.» (Михаил Перхин) высоко ценились на крупнейших аукционах во всем мире. Однако Олег Перхин не смог воспользоваться состоянием дедушки. Все, что при нем осталось, — это хорошее образование. Олег Михайлович был талантливым актером и полиглотом. Но это ему не особо помогло. Во время войны Олег Перхин получил ранение и попал в плен, за что позже и был выслан в Карлаг.
После освобождения он снова встретился с Маргаритой Александровной, с которой не расставался до конца жизни.
Магнитка
На нескольких фотографиях из архива Маргариты Александровны — строительство Казахстанской Магнитки. В 1959 году Перхины переехали в Темиртау.
— Тогда восточная часть города существовала только в проекте, — поясняет научный сотрудник. — Не было культурных объектов, лишь стихийные танцплощадки, где не только плясали, но и дрались. Надо было срочно организовывать досуг молодежи. Решили, что нужен стадион. Но, как обычно, строительство затягивалось. В то время, как рассказывала сама Перхина, сюда приезжал Брежнев. Он не одобрил идею со стадионом. Сказал, что спортом можно позаниматься и на улице — одни пустыри кругом. И велел воздвигать дом культуры. К весне 1959 года клуб строителей был сдан. Туда и пригласили работать Перхиных. Маргарита Александровна занялась организацией и руководством ансамбля песни и танцев строителей Казахстанской Магнитки. Осенью 1959 года весь город был оклеен афишами о наборе в группу. А уже через полгода ансамбль выступал со своей первой концертной программой.
В музейной экспозиции представлена переписка темиртауского хореографа с Сабитом Мукановым. Они подружились на конкурсе в Алматы: коллектив Маргариты Александровны занял первое место за спектакль «Ботагоз», поставленный по одноименному роману классика казахстанской литературы. Далее следуют кадры, сделанные в Колонном зале Кремля, где темиртауские строители показывали спектакль «Тулпар революции», рассказывающий о Сакене Сейфуллине.
— Одно из самых больших достижений коллектива — участие в ВДНХ в Москве. В 1969 году на базе ансамбля песни и танца организовали народный агиттеатр «Особые романтики», который пропагандировал технику безопасности. Выступления агиттеатра были необыкновенно популярными, с гастролями он объездил всю страну. Маргарита Александровна создавала такую обстановку в коллективе, что строители просто жили сценой. Воспитанники Перхиной вспоминали, что они выступали даже на рабочих местах. Например, муж и жена познакомились в ансамбле, поженились. И во время перерыва на строительстве стана-1700 они встречались на импровизированной сцене. Она крановщица, он крановщик. Вот они на своих кранах подъезжают к площадке, где из бревен сбит помост. Сплясали, рассказали — сели на свои краны и разъехались. Так это выглядело.
Ученики, пришедшие на открытие выставки, вспоминали о том, что рядом с Маргаритой Александровной не было родных. Но она никогда не оставалась одна. В ее квартире всегда было шумно и весело. Невозможно посчитать, сколько ее воспитанников живет сейчас в Темиртау. Перхина считается зачинателем хореографического и театрального искусства в городе металлургов.
Фото из архива краеведческого музея Темиртау
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 63835 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Спасибо за хорошую статью. Вот такими именами бы улицы называть! Не назовут. Вспомнили ненадолго и всё, уйдёт, забудется, уже навсегда. Мой отец был учеником Эйферта, сосланного к нам в Караганду. Кто сейчас вспомнит про Эйферта? Сколько их было, безвестных теперь, которые поднимали культуру в в бурно развивавшейся степи?
Р.К.
20 сентября, 2015 в 11:16
Надо же!Прекрасно помню эту замечательную и всегда веселую,талантливую женщину,мы были маленькими и всегда ходили на концерты ее коллектива.Даже догадаться не могли о ее такой тяжелой и трудной судьбе!Спасибо за статью!
Ева
20 сентября, 2015 в 21:44
Отличная статья
ВЕСНА
20 сентября, 2015 в 21:46
А чё комменты не пропускают? Вроде матов там нет..
mancubus
21 сентября, 2015 в 09:08
нынче такая история не нужна……история переписывается как им надо….. придумывают на ходу. для примера 550 лет мифического ханства.
box
21 сентября, 2015 в 09:27
через несколько лет ее будут звать уже не Маргарита, а Марзия)))
ОльКа
21 сентября, 2015 в 14:47
Где вы и где люди сохранявшие эти края для нас , потомков… Нисколечко не умаляя достоинство героя статьи, хотелось бы чтобы камментеры уважали бы себя и всех читателей. Понимаю, что вам надо протроллить максимальное количество читателей одним камментом, но ведь есть масса иных путей.
Рукакеку
22 сентября, 2015 в 02:22
box &
алтай
21 сентября, 2015 в 10:57