Государство больше не хочет платить за отдыхающих
Государство пытается защититься от скандалов, регулярно сотрясающих туристический бизнес. За последние годы мы как-то уже привыкли к тому, что организованный отдых казахстанцев на зарубежных курортах регулярно срывается. А потом из бюджета приходится выделять немалые деньги, чтобы вернуть на родину клиентов очередной разорившейся компании. Чтобы прекратить это безобразие, законы сейчас потихоньку переписываются. Если не случится никаких проколов, уже в следующем году туроператоров и граждан обяжут самостоятельно платить за форс-мажор.
Системные риски
Ситуация настолько критична, что уже даже страховые компании не желают связываться с турфирмами. В самый разгар летнего сезона Ассоциация страховщиков Казахстана рекомендовала своим членам отказаться от лицензии по классу обязательного страхования гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента. Поскольку за последние три года выявились «системные риски туристической отрасли, страхование которых является, по меньшей мере, затруднительным». Причем тенденция последних двух лет показывает, что страховые выплаты вдвое превышают сбор страховых премий. Кроме того, страховые организации Казахстана дополнительно держат в резервах еще порядка 300 миллионов тенге для покрытия возможных убытков по еще неурегулированным спорам, — сообщила ассоциация в своем пресс-релизе.
Откуда же берутся системные риски? По мнению страховщиков, на казахстанском рынке создана идеальная среда для их возникновения. Во-первых, ассоциация указала на «огромный теневой оборот средств и непрозрачность деятельности туроператоров и турагентов». Во-вторых, обратила внимание на «отсутствие четкого разделения ответственности и полномочий турагентов, туроператоров, чартеродержателей и авиаперевозчиков перед клиентами на законодательном уровне» (в результате чего после испорченного отпуска пострадавший казахстанец понятия не имеет, кому предъявлять претензии). В-третьих, вспомнила про «демпинг и выстраивание финансовых пирамид».
Мошенники умывают руки
Туроператоры, которых развелось слишком много, пытаются предложить самые дешевые путевки, чтобы удержаться на плаву в конкурентной борьбе и расширить свое влияние. Но в итоге они разоряются.
— Туроператор формирует турпродукт за счет того, что он может предоставить зарубежному партнеру объемы продаж, — говорит представитель карагандинского турагентства «Евразия-тур» — посредник между туроператором и клиентом. — За счет своих договоренностей с авиакомпаниями, за счет своих контактов с турагентствами и прочее. Это все планируется. И получаются более выгодные цены, нежели те, когда, допустим, турист напрямую обратится в тот же отель или в ту же туркомпанию за границей. Если возникает эффект финансовой пирамиды, это означает лишь одно: в какой-то момент пошли финансовые затруднения, которые пытаются таким образом решить. Но на самом деле это неправильно. Конечно, у крупных компаний возможно подобное явление. Но лишь потому, что там такой объем продаж, что они просто не могут с каждым клиентом индивидуально работать. Поскольку аккумулируется общий объем денег…
Деньги, которые люди отдают туроператору, на самом деле идут на оплату перелета и отдыха. Тут все честно. Подвох, однако, в том, что этими средствами покрывается не их собственное путешествие, а путевки предыдущих клиентов, которые рассчитались с фирмой еще три месяца назад. Так отдыхающие платят друг за друга — и бизнес крутится. Но если в какой-то момент спрос падает, вся пирамида мгновенно рушится. Если у компании маленький уставной фонд, она может рассчитывать лишь на сегодняшний день — принес новый турист деньги, значит появились средства на покупку обратного билета для того, кто сейчас отдыхает за рубежом. Не принесли — ничего не поделаешь, главе компании остается лишь снять оставшиеся средства, закрыть свою сомнительную лавочку и срочно податься куда-нибудь в дальние страны. Как и поступил директор недавно разорившейся компании «Травел Систем» Роман Хван.
За рубежом гарантии добросовестности операторов, в том числе и запрет на нецелевое использование денег туристов, прямо прописан в законодательстве. При этом, если туроператор в силу объективных обстоятельств не может немедленно перечислить партнеру (отелю, авиакомпании) полученные от клиента средства, он обязан хранить деньги на специальном трастовом счете в банке, не используя их вообще.
У нас таких требований нет. И получается, что туроператор, который запросто может оказаться мошенником, фактически безотчетно аккумулирует у себя десятки миллионов чужих тенге и распоряжается ими, как заблагорассудится. Наивные туристы попадаются на его удочку, доверяют свои кровные за мечту о райских каникулах. А потом остаются в дураках. Казалось бы, государства эти взаимоотношения между клиентами и продавцами касаться не должны. Однако, когда сотни голодных и злых казахстанцев несколько суток сидят в иностранном аэропорту, расхлебывать всю эту кашу приходится именно государству.
Плечи государства
Но, похоже, властям это уже надоело. Сегодня правительство озаботилось оздоровлением туристического рынка. На днях директор департамента индустрии туризма Министерства по инвестициям и развитию Тимур Дуйсенгалиев предложил две меры, с введением которых бизнес сможет «сам решать такие проблемы, а не возлагать их на плечи государства, как это обычно бывает».
Так, предполагается ввести «туристический депозит», который в случае коллапса обеспечит доставку казахстанцев на родину. Туроператоров заставят открывать банковские счета на сумму, эквивалентную расходам при транспортировке туристов за рубеж. По словам главы департамента, чартеродержатель должен будет всегда иметь на банковском счете средства, достаточные для того, чтобы оплатить перевозку туристов на трех-четырех бортах. «И в случае коллапса на рынке, соответственно этими бортами люди, которые уже находятся за рубежом, будут возвращены обратно», — пояснил Тимур Дуйсенгалиев. Если же летний чартерный сезон пройдет без эксцессов, туроператор получит свои деньги обратно.
Что касается проживания обманутых клиентов в зарубежных отелях, то за это будут платить сами туристы. Планируется создание страхового фонда. Он будет формироваться за счет небольшой надбавки к путевкам. С каждого отдыхающего будут дополнительно брать по 0,5 МРП, (1982 тенге), которые будут копиться на специальном счету. Собранные деньги планируется пускать на компенсацию проживания наших туристов за рубежом, если вдруг выясниться, что их гостиницы не оплачены.
По словам представителя профильного министерства, при принятии законопроекта палатами парламента данные меры могут быть введены уже с 2016 года.
Точка кипения
Однако не все турфирмы одобряют подобные инициативы.
— Я считаю, что введение туристических депозитов — это не выход, — говорит менеджер карагандинской туристической компании «Интур» Екатерина Чернель. — Нереально для туроператора заморозить на банковском счету такую крупную сумму, чтобы ее хватило на перевозку туристов на четырех бортах. Хотя, конечно, ситуация, которая сегодня складывается на туристическом рынке Казахстана, оставляет желать лучшего. Все понимают: нужно срочно что-то менять. Например, наша компания сегодня предпочитает не работать с Турцией, мы ищем альтернативу. А все потому, что в этом направлении всегда действуют такие фирмы, как печально известный «Фараон». Они срезают цены, заманивают клиентов дешевыми предложениями. А потом не могут расплатиться с долгами. Мы столько думали о том, какие меры могли бы исправить положение, обезопасить наших туристов. Но пока ни к чему так и не пришли».
— Законодательство давно пора ужесточить, — не согласна со своей коллегой представитель агентства «Евразия-тур». — Я за туристический депозит и за надбавку к путевкам. Это будет страховать интересы туристов. Но я слышала, что контроль за депозитом и за фондом хотят доверить тем же операторам. Так быть не должно! Ни туроператора, ни авиаперевозчика сюда допускать нельзя. Я считаю, эти денежки нужно выводить в другой контрольный орган, который будет все отслеживать и предоставлять отчетность. Сама же идея — правильная. У нас такой нестабильный рынок! Самое печальное, что в итоге страдают именно туристы. Турагентства, конечно, стараются помочь, переживают. Но для нас это рабочие моменты. Клиентам достается больше. Нужно пробовать различные методы воздействия на наш рынок, смотреть, какой из механизмов будет работать, чтобы защитить именно конечного потребителя. Если оставаться в той точке, где мы сегодня находимся, ничем хорошим это не закончится.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 64086 материалов.
Посетители оставили 247099 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Странная какая-то идея насчёт фонда. В других государствах оно может и имеет смысл, но у нас очередной пик обвала турфирм приходится всегда на момент девальвации или резкого падения курса тенге. И это как бы понятно. Формирует, допустим, турагентство группу, почти сформировало — и тут падает курс. Тех денег, которые собраны в тенге (а в Казахстане операционные деньги хранятся только в тенге) с уже сформированной части группы, уже не хватает, чтобы оплатить их отдых в долларах, и турагентство вынуждено обратиться к уже подписавшимся «стоимость путёвки повысилась, доплатите» — половина возмущается, забирает деньги, и отказывается, а половина говорит «мы всё понимаем», и доплачивает — но их слишком мало, и стоимость группы это не покрывает. Т.е. случается кассовый разрыв, и турагентство вынуждено перекрывать его с других групп, которые поедут позже, в надежде на некий авось — а он не случается, и получается бардак, турагентство закрывается. Т.е. главный риск сейчас для турагенств — это внезапные фокусы с курсом тенге к доллару, ибо они рассчитываются с поставщиками в валюте, и больше никак, причём не день в день, а по мере формирования групп. Поэтому морозить деньги в некоем фонде (а морозить будут, естественно, в тенге) — не снижает, а увеличивает риск в случае очередного скачка курса. «Сам решать такие проблемы, а не возлагать их на плечи государства, как это обычно бывает» — а кто, простите, бардак с курсами устроил?, — предприниматели? или туристы?.. Все же другие пути — это фактически повышение цен на путёвки, скрытое или явное, назови его депозитом, или как-то по-другому — перекрывающие возможные риски от скачков курсов валют. Оно, конечно, поможет в плане надёжности, как и любое хеджирование рисков — но сами путёвки станут менее доступными.. На самом же деле есть и другие варианты, помимо обязательного депозита на обратный перелёт. Туристы перед поездкой могут проходить курсы, изучив какое-нибудь зрелищное дело — игру на музыкальных инструментах, показыванье фокусов, хождение на руках и прочую акробатику — чтобы, если что, иметь возможность добраться обратно автостопом, по пути показывая на улицах свои умения за деньги. Да и другие способы тоже можно придумать..
mancubus
04 октября, 2015 в 12:24
Абсолютно с вами согласен!
Евгений
05 октября, 2015 в 08:19
Правильно. У нас г-во только чтобы народ обдирать. А помогать, это не к нам.
Да уш!!!
04 октября, 2015 в 16:12
Уголовный кодекс в помощь.
SDKVNMO
04 октября, 2015 в 19:17
Аха. Куда ни кинь, всюду кинут. Поехал с супругой в Жартас на 10 дней, ну думаю, тут уж не кинут. Денег отдали как за Турцию почти, а жили там во втором корпусе, в котором крышу чинили. Чинили с утра до вечера и без выходных. Мимо лоджии пролетало всё ненужное, что сбрасывали с крыши. Звуки болгарки, перфоратора, кувалды. И вежливое такое объявление на каждом этаже — просьба отдыхающим быть осторожными в связи с работами на крыше. Зато никаких билетов и самолётов, только немного экстрима от Топара до Жартаса — Ехал аж со скоростью 10 км, больше страшно. Ковровая бомбардировка была.
Бесик
04 октября, 2015 в 19:17
эх, дороги))
ОльКа
04 октября, 2015 в 21:43
Я дома также отдыхал в соседнем доме крышу меняли. Хорошо!!!!
Алексей
04 октября, 2015 в 22:41
А потом обижаются почему все за границей отдыхают. Цены ломят, сервиса 0, чистоты 0, гостеприимности 0.
везде хорошо, где...
05 октября, 2015 в 00:18
гарантированная защита от лохотрона — не участвовать в нем !!!
учите английский (хоть мало-мальски) и отправляйтесь в отпуск САМОСТОЯТЕЛЬНО! зачем переплачивать нахлебникам-тур.агентам?
sponge-bob
05 октября, 2015 в 09:05