«Становились сентиментальными и начинали целовать всех подряд»
О хитрости казахских мошенников-конокрадов, о незаменимости русского национального напитка в урегулировании конфликтов, а также о том, с каким трудом иностранцам удалось эвакуироваться домой, бросив под Карагандой всю свою собственность, рассказал английский инженер Джон Уордел. В начале прошлого века он вместе со своей супругой Лили приехал по контракту в Спасск — модернизировать медеплавильный завод, а через шесть лет был вынужден бежать от революции.
О своих приключениях в наших краях англичанин написал подробные мемуары. Мы продолжаем знакомить читателей с самыми занимательными эпизодами его книги «В киргизских степях».
За три года мирной жизни, которые составили дореволюционный период в спасском контракте Джона Уордела, он успел набраться многочисленных впечатлений о жизни в степи. В нескольких главах автор детально обрисовывает странные, на его взгляд, привычки местных жителей и их забавную манеру одеваться. А также сетует на то, что «свободное предпринимательство» в России на самом деле было не таким уж и свободным. Царское правительство заставляло иностранных инвесторов вкладываться в развитие местной инфраструктуры. Жесткие предписания регулировали количество комнат в домах для рабочих, толщину стен, размер окон и высоту потолков. Британская компания должна была обеспечивать народ бесплатной баней и медицинским обслуживанием. А также регулярно снабжать жителей чистой водой из колодцев и вывозить мусор.
Боль Ахмета
От организационных моментов англичанин переходит к описанию подробностей кочевого образа жизни. Будучи страстным любителем верховой езды, автор живо интересовался всем, что связано с местными породами лошадей. Несколько страниц он посвятил национальным конным состязаниям. А также случаям барымты и конокрадства, которые время от времени происходили прямо на его глазах.
«Однажды вечером поздним летом 1916 года группа из шести странных казахов въехала в наш сарысуйский лагерь (недалеко от Спасска построили вторую плавильню для низкосортной руды) и остановилась перекинуться несколькими словами с нашими рабочими, которые от нечего делать болтали возле конюшен, — пишет мистер Уордел. — Потом незнакомцы повернули назад. Они удалялись очень медленно, до тех пор, пока практически не миновали деревенское стадо. А потом, вдруг отрезав двух верблюдов от стада, помчались что есть мочи. Пронзительный крик пастуха известил о краже. И через несколько минут бездельники возле конюшен похватали свои нагайки, вскочили на лошадей и кинулись в погоню. Воры были примерно в мили от нас. Но животные, которых они тащили за собой, были упрямы и неповоротливы. И уже через четыре мили конокрады их бросили, чтобы самим спастись. Был еще другой случай. Один из наших сарысуйских казахов по имени Ахмет владел великолепным конем, отличной упряжью, красивой одеждой и примерно 25 рублями. Но все это он в одночасье потерял вместе с заимствованной лошадью. Его собственный конь был похищен из деревенского табуна во время набега. Пастух ничего не смог предпринять против нескольких захватчиков. Пару дней коня считали утерянным навсегда. А потом в лагере появился подозрительный субъект. Он сказал Ахмету, что узнал его коня в табуне соседнего аула в 20 милях от нас. Так как скакун выиграл несколько местных скачек и часто бывал на виду, Ахмет с готовностью поверил в эту историю. Незнакомец посоветовал ему одолжить лошадь, взять с собой немного денег в подарок для пастуха из соседнего аула и отправиться за скакуном, обещая всего за пять рублей указать аул. Ахмет надел свою лучшую одежду, взял деньги и на лошади своего товарища последовал за добрым вестником. Возле соседнего аула незнакомец уехал с деньгами, велев Ахмету спросить у пастуха, не находил ли тот его лошадь, которая заблудилась в степи. Нашего героя хорошо приняли, сказали, что лошадь нашлась, и пригласили забрать ее. Исполнившись благодарности, Ахмет хотел было заплатить. Но глава аула великодушно отказался от денег. Чуть позже Ахмет отправился обратно на своем скакуне, ведя за собой заимствованную лошадь. Все шло хорошо. Но в четырех милях от Сарысу он слишком поздно заметил четырех всадников, приближающихся к нему в сумерках. Ахмет не смог спастись. Его выдернули из седла с помощью лассо. Разбойники раздели Ахмета до белья и оставили несчастного в степи с яростью в сердце. Среди нападающих он узнал своего недавнего доброжелателя».
Питейный долг
Рассказывая о нравах русских рабочих, англичанин делает подробный экскурс в пресловутые питейные традиции:
«Согласно неписаному правилу, действовавшему в Спасске, англичане должны были посещать дома русских рабочих во время больших праздников — Пасхи и Рождества. Закатывались трехдневные пиры. И поскольку каждый сотрудник вынужден был есть и пить в каждом доме, раз от разу все с большим трудом выбираясь из-за стола — невозможно представить себе тяготы этой обязанности. На Троицу и Новый год посещение было факультативным. Однако на именинах каждого рабочего кто-то из нас обязательно должен был присутствовать. По всем поводам было много песен, танцев и веселья. Все это заканчивалось пьянками. К счастью, в нетрезвом виде рабочие редко дрались, скорее они становились сентиментальными и начинали целовать всех подряд в поле досягаемости — и мужчин, и женщин. Эти праздники, однако, показывали русских с их лучшей стороны. Они превращались из пессимистов в оптимистов».
Джон Уордел не упустил возможность оценить почти все алкогольные напитки местного производства. Об этом он приводит небольшой отчет. Больше всего иностранцу понравилась водка, которую он называет не иначе, как «национальный напиток». Автор отмечает, что ее довольно качественно делали на государственных винокурнях из картофельного или кукурузного спирта. «По вкусу водка напоминает джин. От нее редко болит голова. И, в принципе, она безопасна, если не злоупотреблять».
Англичанин отмечает, что во время первой мировой войны продажа водки была запрещена императорским указом. Все складские помещения опечатали. Однако эта мера не остановила пьянства. Во-первых, русские в больших количествах варили пиво. У интеллигентных людей напиток получался довольно вкусным. Чего автор не мог сказать о вареве, которое ему наливали в гостях у простых рабочих. Уже от запаха мутной медовухи британского инженера начинало выворачивать. «Samogonka» ему тоже не понравилась. «У нее был отвратительный запах, жуткий вкус и она производила ужасный эффект».
Кроме всего перечисленного, первые карагандинские металлурги и горняки, если верить Уорделу, в огромных количествах употребляли денатурат. Даже несмотря на то, что правительство, пытаясь это безобразие прекратить, разбавляло его керосином. «Одеколон, духи и даже формалин были также востребованы некоторыми энтузиастами. Отчего регистрировались многочисленные смерти. Наш русский доктор в Спасске пил больничный спирт и умер после того, как принял слишком много».
Холопство
Впрочем, британские управленцы смотрели на своих подчиненных свысока не только из-за их систематического пьянства. Мистер Уордел считал, что в большинстве своем рабочие склонны к грубости и раболепию. В подтверждение этого мнения он приводит в книге яркий пример — инцидент, случившийся на спасской плавильне:
«Однажды по дороге к директорскому офису я обнаружил, что печного мастера отчитывают за его непотребный внешний вид. Мастер был замечательным представителем народа — большим бородатым русским мужиком. Но под критикой начальника он весь съежился. Стоя на четвереньках, мастер рыдал и клялся изменить свои привычки. При этом он настойчиво пытался поцеловать ботинки директора, который брезгливо отходил в сторону. Наконец, печник все же растянулся, достиг свой цели и обслюнявил ботинки. В отчаянии директор простил его и велел убираться. Я пошел за мастером и увидел, как тот, подавленный, бредет к печи. Оказавшись среди своих подчиненных он тут же начал орать, махать руками и пинать всех подряд — до тех пор, пока не восстановил свою самооценку. Заискивать перед начальством и издеваться над подчиненными — увы, это обычная русская манера, которая, безусловно, является наследием 250-летнего татарского ига».
Впрочем, недолго рабочим пришлось холопствовать. Вскоре наступил 1917-й год. В деревнях и лагерях компании сформировали рабоче-крестьянские комитеты. Сначала они были безобидными. Но через пару месяцев почувствовали власть. «Требовалось прилагать усилия, чтобы их контролировать, — отмечает автор. — Мы добивались этого, идя время от времени на уступки. Но к концу 1917-го года ситуация стала совершенно невозможной. К тому времени рабочие добились восьмичасового дня там, где этого еще не было, и шестидневной рабочей недели. Их зарплата выросла постепенно на 200 процентов. Это все было еще приемлемо. Настоящая беда заключалось в том, что советы вмешивались в управление производством. В сущности, они встали у руля, и ничего нельзя было сделать без их санкции. Рабочего нельзя было уволить, оштрафовать, обязать чем-либо, повысить по службе или понизить без разрешения местного совета. Дисциплина страдала, поскольку комитет неизменно становился на сторону рабочего против администрации. Советы заседали постоянно. И когда бы ни поднимался вопрос, который, как думали члены, был очень важным, созывалось всеобщее собрание. Это означало серьезное прерывание в процессе добычи и плавки. Эффективность производства резко упала. Вскоре даже комитет понял, что завод на грани банкротства… В итоге 27 марта 1918 года спасская собственность была национализирована декретом из Москвы. И местные рабочие комитеты встали во главе шахт и заводов».
Защита химика
Тут-то и началось все самое интересное. Англичанам приходилось запираться в своих домах и проявлять недюжинную изобретательность, чтобы избежать открытого столкновения с бывшими «холуями».
«Это произошло осенью 1917 года в Сарысу. Нашего служащего, который, судя по всему, раньше был очень деспотичным, обвинили в том, что он совершал махинации с зарплатой и обманывал рабочих. И приговорили к насильственному изгнанию. Его бросили в повозку и повезли к границе лагеря. Я как раз вернулся с фабрики домой и переодевался, когда мы услышали топот бегущих ног, вопли и проклятия. Подойдя к двери, моя жена увидела, как клерк мчался к нашему дому, а за ним гналась орущая толпа. Он выпрыгнул из повозки и убегал в надежде спастись от порки. Но не рассчитал силы. Рабочие, размахивая своими кнутами, практически нагнали его, когда с криком ужаса он упал в нашем дверном проеме. Моя жена тут же закрыла дверь на засов. А я помог ему, зеленому от страха и практически не дышащему, сесть на стул. Затем, вспомнив, что засов на задней двери сломан, я бросился к ней. Туда уже бежали несколько человек, в то время как остальные окружили дом. Я успел закрыть дверь и искал, чем бы ее подпереть. Снаружи начали тянуть за ручку. Сколько можно, я держался, но потом вынужден был уступить. И дверь, неожиданно открывшаяся наружу, повалила трех человек на ступени. Под влиянием момента я схватил лопату и, размахивая ею над головой, выскочил на двор, выгнал всех и запер ворота. Лопата, конечно, помогла. Но моя победа была скорее одержана благодаря дисциплине, остатки которой еще держались в головах этих людей. Толпа требовала выдать вора. Стоя на лестничной площадке, я стал выкрикивать все, что о них думаю, привлекая бунтарей к задней части дома. В это время Морган, вооружившись винчестером, вывел клерка с парадного входа и спрятал его в доме директора. В конце концов он смог успокоить толпу, пообещав выпроводить жертву и его семью на следующее утро».
В другой раз спасать пришлось уже австрийского химика — доктора Уанша, бывшего военнопленного, которого англичане с большим трудом нашли под Омском и пригласили на вакантную должность как раз в тот момент, когда истек контракт с химиком-англичанином.
«В начале 1918 года спасский совет решил изъять водку со складов и распределить ее справедливым коммунистическим способом. Каждый мужчина из четырех лагерей компании получил 9-пинтовую бутылку. После этой акции три дня не было ни одного трезвого русского во всех четырех лагерях. Последовали беспорядки. Один из них мы пережили в Сарысу. Члены местного совета, напившись, постановил изгнать нашего химика на том основании, что он был австрийским военнопленным. Шатаясь, они отправились его арестовывать, собирая по пути группу поддержки. Доктор Уанш как раз сидел у меня. Вместе с Пурвисом из Успенки мы вскрыли бутылку водки и снимали пробу. Услышав шум с улицы и увидев в окно толпу пьяных, я на всякий случай запер обе двери. Вскоре стало понятно, чего они хотели. Они долбили по двери и громко говорили о том, что собирались сделать с химиком. Бросить им открытый вызов в их состоянии означало, как минимум, остаться с разбитыми окнами. Поэтому я предложил толпе не горячиться, а отправить к нам делегатов для обсуждения вопроса за несколькими стаканами водки. Я надеялся, что в результате они изменят свое отношение к химику. И не ошибся. Но это стоило мне двух часов и всего моего запаса из восьми бутылок. Ситуация вскоре превратилась из драмы в фарс. Время от времени кто-нибудь из шести делегатов вспоминал, зачем они пришли и начинал орать на бедного химика. Но после очередного опрокидывания стаканов, в котором участвовали все кроме Уанша, который слишком нервничал, снова восстанавливался мир. Те, кто стояли снаружи, устали ждать и разошлись. Потом один из делегатов перевернулся, разбил стекло моего книжного шкафа и стыдливо удалился. Вскоре после этого ушли еще двое. Оставалось трое — самых вздорных. Но тут появились две жены и быстро уволокли своих уважаемых мужей. Последний же, который был самым агрессивным, вскоре упал на колени в слезах. От него можно было избавиться только после многочисленных поцелуев в знак примирения. Но это не страшно, самое главное, что впоследствии совет больше никогда ничего не предпринимал против химика».
Дорога домой
Когда имущество компании было национализировано, все британцы собрались в Спасске в ожидании возможности уехать. Национализация совпала с весенними паводками, которые сделали путешествие на поезде невозможным. Поскольку советы отстранили иностранцев от управления производством, те были вынуждены несколько месяцев отдыхать. Днем джентльмены играли в теннис и ездили верхом, а по вечерам резались в карты.
Когда дорога подсохла, они смогли выехать в Петропавловск, планируя после выбраться из страны через Архангельск. Однако выяснилось, что большевики взорвали железную дорогу. В результате англичане застряли на несколько месяцев в Петропавловске. Там вскоре власть захватили белые. Отношение к иностранным управленцам сразу изменилось. Им стали выдавать деньги из чрезвычайного московского фонда, поддерживающего контрреволюцию. Не успели британцы порадоваться возможности обновить свой изрядно обносившийся гардероб, как пришла новая беда. В то время в городе была страшная эпидемия — дизентерии, коклюша и скарлатины. Все дети иностранцев заболели, двое из них умерли.
В июле 1918-го казаки захватили спасское поселение и арестовали членов местного совета. Англичан, которые все еще жили в Петропавловске, попросили вернуться на завод и продолжить поставлять медь, в которой нуждалась белая армия. Получив паспорта от Сибирской демократической республики, они вернулись в карагандинскую степь. Восстановили производство. Но проработали недолго. Вскоре политическая ситуация снова изменилась и британское консульство рекомендовало им срочно уезжать. Чтобы избежать агрессии, рабочим сказали, будто завод закрывается на время до улучшения экономической ситуации, а английский персонал уезжает в отпуск. Присматривать за хозяйством на всякий случай оставили Смита и Моргана, которым отдали служебный автомобиль и весь запас бензина. Впрочем, через пару недель они тоже уехали — через Китай. Основная группа тем временем взяла курс на Экибастуз, Павлодар и Омск. Затем, добравшись с большими трудностями до Китая, 16 октября 1919 года они сели, наконец, на корабль, плывущий во Францию. Обратное путешествие домой заняло 16 недель.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 63822 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
А как могло все быть иначе,если бы мозги у людей были на месте,не залитые водкой и вечным недовольством…Спасибо за познавательную публикацию!
Ева
10 октября, 2015 в 11:25
Ева, отделяйте зёрна от плевел. Воспоминания обиженного революцией и потерявшего жирный кусок иностранца вы принимаете за правду в последней инстанции? Факты были, безусловно, но поданы однобоко и с определённым акцентом. Для британцев, как и для вообще запада, мы варвары и пьяницы. Хотя не раз статистика (не наша!) показывала нормы потребления алкоголя в той же Англии не меньшие, чем в России.
Меня больше другой абзац впечатлил:
Царское правительство заставляло иностранных инвесторов вкладываться в развитие местной инфраструктуры. Жесткие предписания регулировали количество комнат в домах для рабочих, толщину стен, размер окон и высоту потолков. Британская компания должна была обеспечивать народ бесплатной баней и медицинским обслуживанием. А также регулярно снабжать жителей чистой водой из колодцев и вывозить мусор.
Выходит, иностранные инвесторы и тогда ни во что вкладываться не хотели, грабительская политика понятие наследственное?
Р.К.
10 октября, 2015 в 13:08
Это естесственное для любого коммерсанта. Местного, иноземного… Не нагнетайте.
Централ парк
10 октября, 2015 в 16:52
Я не нагнетаю. Моё мнение, не нравится не читайте или ставьте минус и пишите своё. Определения какие то конторские!
Р.К.
10 октября, 2015 в 17:13
тут нужно четко понимать, что иностранцам, которые приходят на нашу землю- главное насосаться и отвалиться, как клещу.
Вот есть другая ситуация, когда простой рабочий дальше себя не видит и не понимает, что если предприятие не будет развиваться и не будет вложений, то рано или поздно загнется.
Alex
11 октября, 2015 в 13:17
Минсуы или плюсы это неконструктивно. Я написал суть, без многословия. По факту.
Централ парк
11 октября, 2015 в 15:54
Иностры в нефтянку Казахстана влили сильно много денег. Как это не хотели? Благодаря этим деньгам мы последние лет 15 жили необоснованно богато. Прадо или новая камри стали обыденностью… А еще 15 лет назад 21099 был символом успеха. Это говорит о том, что влились огромные спедства. Как мы ими пользуемся это уже другой вопрос, уже к нам с вами.
Дональд из Ссср
12 октября, 2015 в 09:28
А «МЫ» это кто? Это для кого камри и прадо стали обыденностью? По большей части для чинуш и купи-продай коммерсантов. А для бюджетников символ успеха все та же бэушная 21099 купленная у обладателя новой камрюхи.
Бесик
12 октября, 2015 в 11:10
Ну бюджетнику кто мешает купи продай ? Купи продай это гораздо сложнее чем пойти и по графику отслужить. Каждому свое. Без коммерсанта бюджетник не получит ничего. Чинуши это большой вопрос. Не для каментов)))
Дональд из Ссср
12 октября, 2015 в 13:32
Дональд из Ссср12 октября, 2015 в 13:32
почитай законодательство РК
В Казахстане бюджетники и госслужащие не имеют право заниматься бизнесом
И почитай трудовой кодекс
В Казахстане ты модешь работатб на 1,0 ставки или на 0,5 ставки в одной организации на 1,5 или 2,0 запрещенно работать
Если ты и не знаешь что это такое это значит не один гражданин в Казахстане не имеет право работать на двух ствавках в одной организации с 100% оплатой на обоих ставках
человек может выполнять обязаности 10 рых а зарплату получать за одного
Работать одновременно в разных организациях вообще запрещенно
По этому в Казахстане бюджетники или берут взятки или живут в нищите потому что учителям запрещенно днем работать в школе а вечером довать платные уроки
Если в Казахстанне статус учителя был поднят до уровня кого хочу того учу то уровень оброзования в стране вырос в три раза
Сейчас учитель не имеет право отстранить от урока тех кто не хочет учиться это как правило две категории одни отморозки из не благополучныз семей другие детки богатых которым родители не привили увожение к людям по поступкам а не статусу социальному
Если за нарушение дисциплинны в школе родителей наказывали крупными штрафами или орестами от 15 суток родителей если ученик сорвал урок испортив настроение учителю
То ты был бы по умней и не писал глупости
vas
12 октября, 2015 в 15:33
Факт в том, что наша страна через многое прошла.
Мы принесли много жертв, что бы избавиться от иностранного Британского ига.
А в итоге — сдались, за даром отдали свою металлургию индусу, проживающему в Лондоне.
В 1917-м году ушли от британской зависимости, что бы через 70 лет снова вернуться в положение британского холопа.
Хрупкий орех
10 октября, 2015 в 16:16
Когда это казахи были под игом британцев? Наши недра отдали британцам в аутсорсинг, насколько я понял.
Дональд из Ссср
11 октября, 2015 в 16:27
Дональд из Ссср, я не про казахов и даже не про Казахстан, я про весь СССР.
Хрупкий орех
11 октября, 2015 в 18:08
Ссср под игом бритов? Вы можете мне пояснить что вы имеете в виду?
Дональд из Ссср
12 октября, 2015 в 03:02
Дональд из Ссср, долго объяснять и не думаю, что Вы захотите понять.
Почитайте вот тут: http://rusrand.ru/analytics/inostrannyj-kapital-kak-faktor-vtjagivanija-rossii-v-pervuju-mirovuju-vojnu
И
вот тут:
http://topwar.ru/37355-angliya-protiv-rossii-vtyagivanie-v-pervuyu-mirovuyu-voynu-i-pomosch-vo-vremya-voyny.html
Может быть поймёте что такое финансовое порабощение и тогда поймёте о чем я.
Модераторы, пожалуйста, пропустите ссылки.
Хрупкий орех
12 октября, 2015 в 11:12
Посмотрел ссылки. Хочу сказать одно: если ты решил играть со злыми и хитрыми и дядьками за одним столом, то будь готов , что ты будешь играть по их правилам, пока не сумеешь навязать им свои. Сумел — играй дальше, не сумел — иди туда откуда пришел. никто ведь не заставляет быть империей, зваться великим. Эта опция дорогая, за нее отвечать нужно постоянно. Кто там дольше всех, кажись Византия держалась? Но конец у всех один, это аксиома. Это игры не вашего полета. хрупкий орех, укрепляйте скорлупу, побольше на воздухе бывайте ))) зачем вам морочиться о том, где ваш потолок это поставка вашей скорлупы на оборону интересов тех, кто мутит воду… Лучше поругайте тех, кто по городу радиорубки расставил… По телефону невозможно поговорить. Вам это по силам.
Дональд из Ссср
12 октября, 2015 в 15:19
Дональд из Ссср, ну ничего другого я не ожидал.
Когда у Вас кончились аргументы — вы перешли на личности, обсуждая мою скорлупу.
Успокойтесь, я орех хоть и хрупкий, а моя скорлупа покрепче Вашей будет. Во всяком случае, я привожу аргументы, а не забрызгиваю оппонента слюнями.
Хрупкий орех
12 октября, 2015 в 16:19
Почему нельзя подавать материал без купюр? Вы многое упускаете….
Азамат Багатов™
10 октября, 2015 в 19:15
Не в одной стране мира не публикуют исторические факты описуемые иностранцами в СМИ
Исторические факты Казахстана описуемые Казахами не так красивы но это история она не доодна быть красивой или не красивой
Историю мы делаем сами своими руками и пытаясь изменить историю такой какой она была на ту которой мы хотим гордиться мы выставим себя глубцами
Потому что переписания истории приводит к тому что друзья становяися врагами а враги друзьями
И мы начинаем забыыать что друзья это те кто не запрещает жить нам так как хорошо нам
А враги диктуют как нам надо жить чтоб было выгодно им и им наплевать а на будет так жить выгодно
В годы Коммунизма мы работали с 8:00до 18:00 за каждый лишний час нам платили двойной тарив
Каждая суббота и воскресение выходной один из 12 месяцев в году выходной был
Каждый рабочии по путевки от правкомма мог бесплатно одухнуть в санатории за счет предприятия
Сейчас рабочим за счет предприятия не чего не дается
vas
10 октября, 2015 в 19:53
вас я тоже с упоением вспоминаю ссср… в возрасте 8-9 лет, я покупал у торгашек перед цумом жвачки дональд. пожевав их с 1 го до последнего урока, я рекламировал дональды, надувая пузыри. После уроков продавал их в жеваном виде. Покупал за рубль, продавал за 50 копеек. Те, кто купил, умудрялись их продавать дальше, тоже пожевав. Жизнь жвачки длилась до тех пока из нее надувались пузыри. Упавшая жвачка чистилась от песочка, промывалась под краном и дальше в бой. Фантики продавались за 20 копеек. Ценился аромат. Красивые девочки получали их бесплатно, но им приходилось хорошо просить фантик. Многие боялись выезжать в центр города, а тем более приближаться к торговкам. Те детишки соглашались купить жвачку и за купюру, которую могли раздобыть. У одного парня почему то постоянно водились новенькие 25 рублевки. Очень долго он шиковал и мы с ним))) Он и сам не знал что это крутая купюра, а мы знали … Стыдно , но прибыль в 100% превращает коммерсанта в кого угодно). Во времена …
Дональд из Ссср
11 октября, 2015 в 16:23
Дональд из Ссср, вот, вот.
Вот такие вот и променяли Великую страну, социально ориентированную, где каждый рабочий был уверен в завтрашнем дне, на жвачку и кока-колу.
Отдав за это будущее наших детей и страны.
Хрупкий орех
11 октября, 2015 в 18:09
Так я ж тоже социально ориентирован был уже в третьем классе! Помогал желающим: кому пузыри, кому фантики. Все что желали то и получали. Если бы такие как я управляли страной , то мы бы жили и не тужили. К сожалению, те, кто после сталина рулил, так и не вкурили что делать с махиною этой.
Дональд из Ссср
12 октября, 2015 в 02:58
Согласен с тем, что те, кто пришел после Сталина, не понимали как управлять страной.
Отсюда и Хрущевские Совнархозы, фактически убившие Сталинскую экономику.
А затем Косыгин-Либерманская реформа, которая убила коммунистическую идеологию.
Ну и «перестройка» Горбачева — которая возвратила капитализм…
Хрупкий орех
12 октября, 2015 в 16:57
Проблема в том, что какие-то субьективные рефлексии по прошлому выдаются за абсолютную истину. Вот я например всё советское детство хотел вилисапед, а мне всё детство говорили «вилисапед дорого, нет на него денег», и так и не купили. Вряд ли страну, где вилисапед дорого, можно называть великой. Я бы не хотел детям такого будущего, чтобы они мечтали о вилисапеде, и им не могли его купить.
mancubus
12 октября, 2015 в 16:32
mancubus12 октября, 2015 в 16:32
Ну ты и позорище
Я с первого класса не у кого не чего не просил
Велосипед Уралец стоил в 1987году 27 рублей пустая бутылка из под лимонада 15 копеек чтоб заработать рубль надо было насобирать 10 бутылок пустых я по дороге со школы собирал по 20-30 бутылок минимум в день зарабатывал 3 рубля в день за несколько часов прогулок по городу и велосипед Уралец я купил себе через две недели
Ты видно был мажорик которому заподло было собирать пустые бутылки чтоб обеспечить самого себя всем чем хотел
Тебе не стыдно было упрашивать родителей покупать игрушки
Когда на эти игрушки ты мог зеработать сам
vas
12 октября, 2015 в 18:33
mancubus, а мясо покупали Вам в детстве?
Хрупкий орех
12 октября, 2015 в 19:33
Я почему вредный был? Потому что у меня велосипеда не было!
Печкин «Простоквашино»
(с)
12 октября, 2015 в 22:10
«доставали». соседи на мясокомбинате работали. что-то возможно и покупали, но то что «доставали» — точно.
mancubus
12 октября, 2015 в 23:00
Земли Новой Зеландии, Канады, США,(и не только) были отняты у коренного населения (у индейцев) обманным путем именно англосаксами, коренное население было уничтожено ими же, затем ими же был навязан государственный язык, правила и законы, а выжившие индейцы стали изгоями на СВОЕЙ земле. В 21 веке, в наши дни, индейцы, не имеют право покинуть резервацию (- англ. reservation территория, отведенная для принудительного поселения коренного населения; вид расовой дискриминации,под резервации отводятся худшие в природном отношении районы. Энциклопедия социологии. ) без особого разрешения. Так англосаксы несли свет и просвещение в разные концы света, не гнушаясь истреблять коренные народы исключительно ради собственных, односторонних интересов. С тех пор ничего не изменилось.
Ирина 75
11 октября, 2015 в 12:43
Аха. Англосаксы достойные потомки Джона Сильвера и чтобы не говорили об общих чертах характера у всех коммерсантов, но у Бриттов особый , узнаваемый почерк — минимум вложений и паучья жадность, прикрытая чопорным высокомерием и снобизмом. Носители мировой культуры, как же! Торгаши и колонизаторы, заселявшие новые колонии своими каторжниками и люмпенами. Зато какое высокомерие по отношению к другим народам, все пьяницы, недоумки, дикари. Вся английская литература пронизана снобизмом от Конан Дойля до современных авторов. И этот автор не лучше.
Бесик
11 октября, 2015 в 22:20
Хорош сказки про резервацию рассказываать. Уже 21 век… Не забывайте, инет кругом. Ну а про земли… Все их когда то у кого то отнимают. Право сильного. Оно ,наверное, вечно. На любого сильного появляется новый сильный.
Дональд из Ссср
12 октября, 2015 в 02:41
Ну так и просвещайтесь, хотя бы и в интернете, там и про резервацию есть и про положение коренного населения ( индейцев) в 21 веке и даже то, как они относятся к тем, кто их практически всех уничтожил и теперь распоряжается ИХ природными ресурсами, которые им не принадлежат, Ф.Купера почитайте( для начала).В этих странах сегодня расовая дискриминация и социальное расслоение не потеряли актуальности. Государственным языком должен быть язык коренного населения, а не англосаксонская феня(именно феня!) которую им навязали. О праве сильного. Вы согласны чтобы вы и ваши дети были изгоями на своей земле, государственным языком был бы язык тех, кто истреблял ваш народ, жили бы в резервации, имея особый статус только потому что кто-то сильнее? Канада, США, Новая Зеландия (и не только) — незаконные страны, потому что сознательно физически уничтожили коренное население этих земель и то, что это было когда-то не является оправданием, точно так же как и то, что эти страны экономически развиты. Жизнь там далеко не рай и деньги с неба не падают, а чтобы понять это нужно прожить там как гражданин лет 10 ( хотя бы) и все станет понятно и про экономику и про дискриминацию и даже про равные возможности для всех. Хорошо там живут только богатые, по-человечески живут только те люди, которые зарабатывают от 50 тысяч чистыми. Бедным и людям среднего достатка приходится сосать лапу и экономить каждый паршивый цент. Как-то так, в двух словах.
Ирина 75
12 октября, 2015 в 10:13
Супер!
вапв
12 октября, 2015 в 11:57
НИфига тут в комментариях бредят некоторые.) В данный момент резервация это нечто другое. Во первых индейцы могут жить и живут где хотят, а не только в резервациях. У них гражданство США. Резервации на данный момент это миништаты, там действуют законы общины, суды, полиция и казна. Кстати казна это характерная особенность общин. Деньги из казны они вкладывают в акции и прочий бизнес. Также все казино не расположенные в Лос-Вегасе, находятся в резервациях. Как раз из-за поблажек в налогооблажении.
Чего вы там курили когда писали эти комментарии, инфа откуда? Из ренТВ или какого другого воспаленного мозга?
Свидомый
12 октября, 2015 в 13:21
Телевизор мозга у некоторых)))
Дональд из Ссср
12 октября, 2015 в 13:35
Ваши рассуждения на уровне хлеба и колбасы. Быть полноценным хозяином своей земли, быть гражданином СВОЕЙ страны, самостоятельно распоряжаться природными ресурсами, иметь свою конституцию и свой государственный язык-право каждого народа, причем не в пределах резервации, а на всей территории. Их этого права лишили, как в прочем лишили и генофонда. Различные льготы и дотации в резервациях для коренного населения не действуют за ее пределами. Информация моя из жизни, телевизора не имею, вредных привычек тоже. Большинство моих родственников проживают в Канаде и в США с 1917 года, так вот, там далеко не все так очаровательно, правда.
Ирина 75
12 октября, 2015 в 16:16
Свидомый12 октября, 2015 в 13:21
в США не одному индейцу не выдают зеленную Карту и за пределы резервации их не выпускают
Ты Мексику и Кубу спутал с США потому что свободно гулять по улицам индейцы могут только на Кубе и в Мексике и индейские резервации по этому находятся на границах США с Кубой и Мексикой
Книжки по географии почитай сначало прежде чем писать
Если ты был в США то должен был видеть что за пределлы резервации в США в города в пускают только тех кто наряженный в перья будет стоять в супермаркетахили рестараннов как экспонат напоминающий а виличии господ уничтоживших и поробативших коренное население
vas
12 октября, 2015 в 14:25
Глыпые люди которые ради дальних родствеников сорятся с близкими соседями
Посмотрите на карту мира с кем граничит Казахстан
Самый большой участок границы Казахстана с Россией
Кто не когда не принимал участие в масовых драках не поймет о чем речь
А кто знает что такое драка стенка на стенку знает как опасно когда у тебя за спиной нет друга
И если в криминальных разборках мы можем выбирать друзей которые прикроют спину
В политики мы не можем выбирать тех кто прикроет наши спины границ
Потому что мы не можем Казахстан переместить поближе к Британие или США
Мы имеем большой участок границы с Россией и это значит что только Россия нас а мы Россию прикрыть можем от внешних врагав
Есть еще и Китай но у Китая своя политика свои взаимно отношение с Россией и Казахстаном и Китай будет дружить с теми кто не будет предствлять угрозу Китаю
Так вот Россия в союзе с Казахстаном много веков и не разу не притендовала на завоевание тиритории Китая значит Китай в России не видет врага
Но у Китая есть териториальные споры с союзниками НАТО
А это значит приближения к своим границам НАТО Китай воспримет как угрозу своему суверенитету
И дружественные отношения Казахстана с странами НАТО Китаем будет расматриваться как угроза
В этом и заключается политическая ошибка Казахстана
Сейчас Казахстан из за страха посориться с НАТО в надежде что НАТО защитит суверенитет Казахстана от России в пускает на свою територию войска НАТО не понимает что Китай в случае агресии НАТО прртив России вынужден будет защищать своего соседа так как в двоем с Россией голосса Китая и России в праве наложения ветто в ООН имеют вес в случае порожения России голосс Китая не кто не будет слушать а значит следующим на кого нападет НАТО будет Китай
Если Вы этого не поймете что два соседа дороже 10 дальних родствеников
И позволите правительству Казахстана разместить войска НАТО на територии Казахстана
То вы обречете на кровопролитную войну трех держав на територии Казахстана
vas
12 октября, 2015 в 13:29
Еще кто знает на каких условиях Казахстан будет поставлять уголь Украине
Вы думаете это выгодная сделка для Казахстана
Тогда вопрос чем Украина будет расчитываться за Уголь с Казахстаном
Так вот Казахстан с убытком для себя будет поставлять уголь Украине по прозьбе своих друзей Британцев и США
Вы думаете в Казахстане так много угля что мы можем дарить его Украине ради того чтоб нашему президенту позволили сказать слово в ООН
А за эту щедрость расплачиваться будем мы потому что провительство Казахстана Казахстанцам уголь бесплатно не дает даже инвалидам
Скажите чем Украинцы лучьше Казахстанцев почему им нашь уголь бесплатно а нам только за деньги
Почему я живя в Казахстане не могу взять десять тон угля сейчас а расплатиться тогда когда у меня появятся деньги
vas
12 октября, 2015 в 14:16
То есть на деньги за одну смену простой рабочий мог купить 4 кг говядины, или другую кучу всяких ништяков. Семья, даже если будет питаться чистым мясом — за день это мясо не съест — лопнет. То есть, во-первых, рабочие не голодали — сейчас, например, на том же Арселоре Миттале всё гораздо хуже. Дальше, ху из рабочие — это те, у кого нет собственных стад мяса, точнее, те, у кого вообще мало что есть, и мясо они могут купить только за деньги — то есть это беднота. В степи, если бы не иностранцева шарага, денег особо не заработаешь, а бай просто так тебе мяса не даст, да и работы столько ему не надо, сколько в степи людей. И, получается, иностранец со своей шарагой на самом деле благодетель — дал возможность в степи тем, у кого ничего нет, и у кого не было такой возможности, жить на уровне за простую работу. А за непростую, начиная с ассистента, покупать по овце в неделю, и ещё оставаться будет достаточно на еду. Что же из этого вышло — описано. Пьяные и сытые (съедающие по 4кг мяса в день) рабочие пришли с вилами и топорами устраивать революцию.. И чем дольше живу, тем больше не пойму вот эту особенность пролетарского менталитета — на празднике, как описано, он будет пьяный с тобой целоваться и плясать — а сам тем временем незаметно у тебя что-нибудь сопрёт. В глаза на этих самых «пирах» на каждый праздник он будет петь тебе дифирамбы и встречать дорогим гостем, благодетелем, а за глаза вынашивать против тебя планы, и т.п. По сути, у подобных пролетариев всегда фига в кармане, и чем больше они пользуются тем, что ты для них делаешь — тем больше эта фига. А моральное обоснование своим действиям, чтобы выглядеть красавчиками в глазах друг друга, они всегда найдут — от бытовых, что иностранец играет палкой в гольф, скачет на лошадке для развлечения, и ездит на щайтан-арбе, до глобальных и геополитических — о том, что колонизировали полмира, индейцев заставляют жить в резервациях, а нигга заставляют играть в баскетбол и читать рэп. Я не утверждаю, что не было голодающих — скажем, выгнали рабочего с завода за систематическое пьянство и воровство, и он уже не жрёт по 4 кг мяса в день — но и в этом случае он никогда не придёт и не скажет «блин, больше так не буду», ему проще придти с вилами выражать своё недовольство — и это тоже часть пролетарской сущности, т.н. «пролетарская гордость», заключающаяся в абсолютном непризнании за собой подобных вещей (а будучи на них пойманным — «ну и что в этом такого?»). На самом же деле то закономерное, к чему это привело, видно по сталинскому времени. Все пролетарии вроде бы стали жить примерно одинаково, иметь социальные блага, о которых все говорят, и т.п., но пролетарий, мня себя перманентно униженным и оскорблённым, всегда найдёт рядом с собой того, кто, по его мнению, зажрался. Поэтому, ему дали комнату в 10 метров, а соседу в 12 метров — пишет на соседа донос, коллеге вдруг сдуру дали премию, а тебе нет — пишет на коллегу донос (то, что при этом коллега работал лучше, им в голову не приходит, точнее — ещё больше злит), и т.п. По сути, как только пролетариев научили писать — они тут же стали писать друг на друга доносы. То же получилось и в перестройку в некоторых республиках, когда, казалось бы, вчера соседи на общих праздниках угощали друг друга пловом и шашлыком, а сегодня уже кидаются друг на друга с ножами — просто они всегда ходили с пролетарской фигой в кармане, втайне друг друга недолюбливая и обвиняя во всех грехах, и любой пролетарий, когда захочет написать донос, найдёт в себе больше пролетарского, чем в соседе, даже если они объективно одинаковы — и это и станет моральным основанием для чего угодно. Поэтому для себя вывод уже давно сделал — если человек такой пролетарий — тут же к чёрту. Если говорит «ну их можно понять» — тоже к чёрту. Если даже не находит в этом ничего дурного — к чёрту таких людей. На глобальном же уровне надо быстрее двигаться в сторону Европы, чтобы изжить это навсегда. Потому что те же «инвесторы», платящие сейчас рабочим в 4-5 раз меньше, чем тогда, никогда не будут уважительно относиться к людям, которые так относятся друг к другу.
mancubus
13 октября, 2015 в 08:52
Я целую неделю пытался найти в интернете интервью расказы Туссупа Кузембаева о том как он и его друзья по не счастью жили и работали на шахтах владельцем которох был Британец
Я просто в ужасе от того что новое поколение Казахстанцев не сможет узнать о реальной жизни своих предков в самые тяжелые годы с 1980 по 1930 г
Провительство Казахстана совместно с Британией просто вырезали этот пласт истории
Я хорошо помню из школьной литературы в которой были интервью Туссупа Кузембаева в которых он описывал быт и условия жизни до 1917
Надеюсь найти эти публикации отсканировать и Выслать в редакцию НВ надеюсь они не побоятся опубликовать правду описанную нашим земляком а чтоб опровергнуть лож Британских колонизаторов Казахстана
vas
13 октября, 2015 в 12:25
Логорея детектед. Смешной ты
HTC
13 октября, 2015 в 13:28