«Летает высоко, стоит дорого»
Последние несколько лет по Темиртау ходят слухи о ночных визитах НЛО. Люди описывают странные летающие огни, кружащие обычно в районе Самаркандского водохранилища. Но на самом деле появление в небе подвижных светящихся объектов, которые жители не всегда могут опознать, очень просто объясняется. Все дело в том, что в городе металлургов набирает популярность модельное самолетостроение.
Сегодня оно уже превращается в большое движение «пилотов»-самоделкиных. Энтузиасты успели обустроить тренировочное поле для полетов и теперь ежегодно устраивают масштабный фестиваль. А ведь совсем недавно ничего этого не было и в помине. У идейного вдохновителя местных авиамоделистов Владимира Дроздецкого тяга к небу проснулась всего три года назад.
Конечно, в своем советском детстве Владимир тщательно штудировал все номера журнала «Техника молодежи» и собирал кое-какие свободно летающие модели, которые, впрочем, чаще падали, чем парили под облаками.
— Когда я рос, радиоаппаратуру невозможно было достать, да и стоила она бешеных денег — 500-700 рублей. Целый мотоцикл по тем временам! — вспоминает Владимир Владимирович. — После школы я это дело забросил. Случился перерыв длиною в полжизни. А несколько лет назад кто-то из знакомых, зная, что у меня руки растут их правильного места, принес мне отремонтировать детский радиоуправляемый вертолет. И, видимо, с этим вертолетом мне вновь занесли авиамодельный вирус. И пошло-поехало по возрастающей. Я начал искать единомышленников.
Сначала Владимир познакомился с темиртауским умельцем, который давно собирает вертолеты. Затем к ним присоединился профессиональный инженер. Поначалу группа из трех «конструкторов» выезжала в чисто поле. Модели пускали с рук. Но постепенно размеры самолетов увеличивались. Все понимали, что дальше без взлетно-посадочной полосы жить просто невозможно.
— Помогли мои друзья-предприниматели, — продолжает Владимир Дроздецкий. — Положить такое большое количество асфальта, провести работы по благоустройству — это очень дорого. Мы складывались деньгами, нанимали технику. И сами — лопатами, граблями, грубой физической мужской силой — участвовали в строительстве. За два года закончили.
Взлетно-посадочная полоса длиной в 170 метров располагается в районе городского пляжа. Сюда регулярно приезжают любители полетать со всей республики. И если первый фестиваль собрал всего 500 зрителей, то на последнем было уже несколько тысяч человек. Свои самолеты привезли моделисты из разных городов Казахстана, а также из России.
Чувствительность
— Мы все заражены одной идеей: болеем небом, болеем самолетами. Здесь не важно, кто какого возраста и социального положения. Мы связываемся по интернету и приглашаем совершенно незнакомых людей. В Казахстане это единственная специализированная полоса, построенная по всем параметрам авиамоделизма. Это довольно серьезный и в некоторых моментах весьма опасный технический вид спорта. Тут все как в большой авиации.
— У вас там диспетчеров случайно нет?
— Мы сами себе диспетчеры. Надо понимать, что радиоуправляемая модель самолета летит так, как хочет пилот. Отличие от настоящего только в том, что пилот остается на земле. На самом деле управлять моделью очень сложно. Нужно иметь определенные навыки и учиться не один год. Как и в любом виде спорта, это требует постоянных тренировок, постоянных полетов, поддержания себя в спортивной форме.
— В чем же сложность? Нажимай себе на кнопочки в правильном порядке.
— Ну, конечно! На пульте управления, во-первых, не одна и не две кнопочки. Там может быть до десяти различных тумблеров. И потом, пульт управления самолетом — это компьютеризированная система, которая команды твоих рук передает на борт самолета, где стоят управляющие машинки, которые рулят. К сожалению, зимой у нас очень холодно. Руки отмерзают. Потому что в перчатках за руль не возьмешься. Многое зависит от чувствительности пальцев. Миллиметр вправо — миллиметр влево — движение стика передается на модель. Чувствительность пальцев должна быть как у пианиста или скрипача. Радиоаппаратура настраивается как хороший музыкальный инструмент. Под каждого конкретного человека и конкретный самолет. Самое простое — это взлет, самое сложное — посадка. Самолет летит, только когда есть скорость. Есть такое понятие — срыв потока, когда скорость становится меньше критической. Тогда самолет просто становится неуправляемым и падает. Надо на определенной скорости и высоте, выдерживая глиссаду, подвести его к полосе. И нежно посадить, иначе машина сломается.
За три года усердных тренировок Владимир Дроздецкий освоил весь комплекс простых фигур. Научился делать бочку, петлю Нестерова, все виды штопора и переворот Иммельмана. Теперь его мечта — 3D пилотаж. Житель Темиртау хочет заставить свои модели кувыркаться в небе так, как реальным многотонным воздушным машинам в принципе несвойственно: в сантиметрах от земли, с экстремальным пикированием, замысловатыми восьмерками и агрессивными осевыми сальто.
Французский истребитель
Но больше всего Владимир гордится не теми моделями, которые он изготовил из готовых частей по приложенной схеме, а красавцем, построенным с нуля. Это копия французского истребителя времен Первой мировой войны. «Ньюпор-17» — красавец с полутораметровым размахом крыльев. Умелец отыскал в интернете чертежи настоящего биплана из начала прошлого века, а товарищ-инженер помог адаптировать их под уменьшенную копию. Над «Ньюпором» «авиастроитель» трудился целый год. Корпус самолета вырезал из бальсы — дорогостоящего редкого дерева, произрастающего в Тринидаде и отличающегося необыкновенной легкостью и прочностью. Крылья по методе авиаконструкторов начала прошлого века обтянул тканью. А на фюзеляже нарисовал голову индейца, какие были на самолетах американо-французской эскадрильи «Лафает». Затем вырезал из пеноплекса человеческую фигуру пилота, сшил для нее приближенную к оригиналу куртку, шлем с миниатюрными очками и усадил в кабину. А на крыло прикрепил два пулемета, вырезанных из той же бальсы и окрашенных под металл с имитацией потертостей и следов эксплуатации. Есть у Владимира в коллекции и биплан «Питс-Питон», предназначенный для 3D пилотажа, его размах 2 метра, и летает он на двигателе внутреннего сгорания, который заправляется 92-м бензином. Двухсот граммов топлива хватает на десять минут.
— Есть и пенопластовые модели, но они больше для баловства, — продолжает авиамоделист. — А для соревнований требуется совсем другой уровень. Там ваш самолет рассматривают чуть ли не под лупой, изучают, насколько точно все детали, размеры, окраска соответствует оригиналу. С «Ньюпором» в этом году я стал серебряным призером чемпионата Казахстана, который проходил в Алматы.
— Получается, сегодня авиамоделизм — дорогостоящая недетская забава?
— Модели могут стоить от ста долларов до 20 тысяч. Всего по чуть-чуть покупаешь, и в итоге набегает приличная сумма. Это недешевое хобби, но не дороже, чем охота. Хотя есть и очень простые модели, которые любой ребенок может сделать из потолочной плитки, но мы все растем. И кто этим делом уже заболел, не бросает его до глубокой старости. У нас есть Анатолий Тимофеевич, которому за 70, а он все с нами и с моделями. И мы прислушиваемся к нему. Он очень много нам подсказывает.
Мясорубка
— Как относятся не заинтересованные в авиамоделизме зрители к вашим полетам? Эксцессов не случалось?
— Место, где вы летаете (500 на 500 метров), должно быть свободно от людей. Мало ли что произойдет, вдруг помеха по радиоканалу! Возможен отказ, это же техника. Нужно соблюдать правила безопасности, чтобы эти неуправляемые восемь килограммов никому не свалились на голову. Вы представляете, что такое крутящийся винт с мотором? Это же мясорубка! Бог миловал, у нас такого не было. Потому что мы стараемся все проверять. Если один летает, другой обязательно смотрит, чтобы зеваки не заходили в полетную зону. Полеты всегда привлекают массу любопытных. Люди задают одни и те же вопросы. Опережая их, некоторые уже на своих футболках пишут ответы: «Летает высоко, стоит дорого, кошек не катаем».
— Кошек?
— Недавно два здоровых подвыпивших мужика предложили: «А давайте кошку в кабину посадим». Пришлось объяснять им, что мы не садисты. К тому же самолет — это тщательно настроенный механизм. Если в нем будут находиться какие-то посторонние предметы, это увеличит его вес, и самолет будет хуже лететь. Однако можно поставить на борт видеокамеру. Есть ребята, которые надевают видеоочки. И создается полное впечатление полета.
Кстати
Владимир Дроздецкий — участник рекорда России, который был поставлен 27 июля 2013 года в Бийске. На протяжении одной минуты в зоне 500 на 500 метров одновременно в воздухе носилась 51 модель. Одной из них управлял наш земляк. Один планер без мотора приземлился раньше. У еще одного что-то сломалось, и он упал. Но никто ни в кого не врезался. Интересно, что в Книге рекордов Гиннесса зафиксирован рекорд, при котором в воздух поднялось около ста моделей.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 64067 материалов.
Посетители оставили 247098 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Вот если бы Владимир был бы директором авиазавода, то «Фермер» давно бы летал! И не один, и не только «Фермер».
Бесик
17 октября, 2015 в 12:00
«И не один, и не только “Фермер”..
Думаете, всё взлетит на воздух?…
mancubus
18 октября, 2015 в 13:11
— У меня вот тоже один такой был – крылья сделал.
— Ну-ну.
— Я его на бочку с порохом посадил, пущай полетает.
Иван Васильевич меняет профессию
(с)
18 октября, 2015 в 17:41
Опасное это дело. Займётся этим какой-нибудь невменяемый чел, и направит свою модель прям в макет города, который согласно генерального плана, и про который писали месяца три назад — теракт. Придут дети, переодетые ментами, и посадят его в макет тюрьмы, на берегу Самаркандского водохранилища, на всю жизнь..
mancubus
17 октября, 2015 в 21:22