Обряд случки лошадей хотят внести в список ЮНЭСКО
Откормленного жеребца после двухмесячной передержки в кошаре впервые заводят в табун. И происходит то, чего требует зов природы. В давние времена женщинам и девочкам наблюдать за этим процессом не разрешали. Но времена изменились. Сегодня в «Сватовстве жеребца» участвует все село – от мала до велика. И не только — праздник набирает все большую популярность, привлекает иностранных туристов. Сегодня старинный обычай собираются внести в перечень ЮНЕСКО как элемент нематериального наследия.
Этнокультурный фестиваль «Терсакканская весна» проводился в Улытауском районе уже пять лет. Путешественники из США, Польши, России приезжают в Карагандинскую область, чтобы посмотреть на ритуалы, которые сохранились практически в первозданном виде. Вот и в эти майские праздники в Терсаккан – аул из 50 домов — прибыла солидная экспедиция: на четырех спортивных самолетах, десяти внедорожниках и двух КАМазах. Местные жители показывали гостям снаряжение кочевников, угощали баурсаками и бешпармаком, раскрывали секреты плетения ковров и войлоковаляния, звали поиграть в асыки. Но главной фишкой праздника стал, как обычно, «Бие байлау» — обряд случки лошадей, который, как выяснили историки, уходит корнями в эпоху бронзы.
— В Улытауском районе 15 сел, все животноводческие, — рассказал Бахтияр Кожахметов, директор национального природного заповедника Улытау. — И везде этот обряд проводится. Но уникальность Терсаккана в том, что эта традиция продолжается здесь с древнейших времен. Тут около 25 табунов. Жители проводят обряды, о которых узнали от родителей. Обряды такие древние, что значение некоторых из них уже никто объяснить не может.
Во время «нокталау» на жеребят надевают уздечки и привязывают на длинный канат, прикрепленный к земле железными копьями. Затем обмазывают маслом – и хвосты жеребят, и железные копья, приговаривая: «Байлар коп болсын, ак мол болсын» («Пусть увеличивается богатство и молоко»). После чего жеребят подводят к кобылам, при этом им почесывают основания хвостов. Затем кобыл доят, чтобы приготовить ароматный кумыс по старинной технологии. Но все же главное событие обряда — это появление виновника торжества — красавца жеребца, вокруг которого еще с осени плелись интриги.
— Уникальность в чем? – продолжает Бахтияр Кожахметов. — Каждые два года хозяин табуна вынужден менять жеребца, чтобы он не спаривался со своими дочерьми и матерью. Сватание жеребца начинается еще до зимы. То есть, если у меня есть хороший жеребец, ко мне начинают родственники, друзья, хорошие знакомые, грубо говоря, «примызываться». Кто-то предлагает калым, подарки, зовет в гости, а кто-то пользуется своим родственным положением, через жену, например, давит. Так или иначе, к весне жеребцы распределяются. И мероприятие начинается.
48й элемент
Праздником «Терсакканская весна» заинтересовались в национальном комитете по охране нематериального культурного наследия при национальной комиссии РК по делам ЮНЕСКО. 2 мая в аул приехали этнографы, культурологи, историки – проводить полевые исследования.
— После того, как в 2011 году Казахстан ратифицировал конвенцию о нематериальном культурном наследии, была собрана группа экспертов, — пояснила председатель национального комитета Ханзада Есенова. — На сегодняшний день имеется 47 элементов наследия, утвержденных постановлением правительства. И как раз-таки элемент, который называется «Бие байлау», является 48м элементом. Сегодня группа полевых исследователей ведет видеодокументирование этого элемента. Ежегодно в марте каждая страна подает своей элемент для внесения в репрезентативный список ЮНЕСКО. В декабре в Африке в список был занесен наш айтыс. Годом раньше — домбровый кюй. В этом году от Казахстана уже была направлена заявка на национальную игру «асык ату». А в следующем марте мы отправим «Бие байлау».
Эксперты отметили, что праздник кумыса постепенно утрачивает некоторые архаичные особенности. Взять те же клинья, которые смазывают маслом. Ученые считают, что раньше эти клинья были не металлическими, а деревянными. Как и кувалды, которыми их вбивали в землю. Другой пример – первая дойка кобыл. Когда-то женщины собирали молоко в специальную посуду, сделанную из шкур животных. Сегодня они пользуются пластиковыми ведрами.
Некоторые моменты вызывают споры. Так, терсакканцы используют для окуривания деревянных сосудов, куда помещается закваска для кумыса, траву таволгу. Якобы она обладает уникальными антисептическими свойствами и придает особый копченый вкус, который другая трава не дала бы. Но некоторые эксперты придерживаются мнения о том, что кочевники на самом деле применяли не только таволгу, но и еще шесть других видов степных растений.
Не хватает аэропорта
Впрочем, сомнения относительно ароматов для окуривания и материалов для изготовления посуды, – это незначительные тонкости, которые не умоляют главного события — когда полный сил жеребец с громким ржанием направляется из темной кошары в табун. Последние пять лет по просьбе чиновников это происходит 2 мая, хотя изначально народ собирался на день раньше.
— Особенность в том, что все село празднует одновременно, — отмечает Бахтияр Кожахметов. — В других селах такого единства нет. 1 мая после долгой суровой зимы народ собирался вместе. Еще в советское время был такой случай. Как-то приехала сюда по направлению молодая учительница. И на уроке спрашивает: «Какой праздник намечается?», имея в виду День солидарности трудящихся. А дети все хором ей отвечают: «Сватовство жеребца»… За рубежом по разным поводам проводятся фестивали, чтобы привлекать туристов. Бывают фестивали сливы, вина, куырдака. И мы тоже подумали: почему бы традицию не превратить в фестиваль? Для чего? Чтобы улучшить материальное положение села! К примеру, три года назад здесь построили железную дорогу Аркалык – Шубаркуль. Она должна была проходить в десяти километрах от поселка. Но благодаря фестивалю дорогу подвинули. Пошел пассажирский поезд. Люди получили работу. Вчера впервые в истории дорогу выровняли – грейдером прошлись. А то люди все лето мучились после весны. Надеюсь, вскоре положат хороший асфальт, будут ездить рейсовые автобусы. А еще вчера на «Терсакканскую весну» четыре самолета прилетело. Теперь уже вопрос стоит о том, чтобы построить здесь аэропорт!
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 63832 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
эх русик русик
прохожий
04 мая, 2016 в 17:41
Супер материал!!! Особенно про » дети , какой у нас праздник ? … А в ответ : «праздник жеребца!!!» Очень интересно, спасибо. Еще напишите про явление куралай. Про окот сайгаков. Про мудрость природы в этом явлении… Тоже очень интересно и относится к нашим краям.
Я уеду жить в степь.
05 мая, 2016 в 00:49
Остап Бендер форевер.
Объективный
05 мая, 2016 в 06:44