«Я не могу проверить своего ребенка на уровень знаний»
Вместо привычной пятерки лишь подпись к домашней работе: «молодец, ты усвоил тему». Ну а если ученик не молодец, ему пишут: «придется поработать над этим ещё». Такие комментарии смущают родителей. Они в недоумении: как теперь понять уровень знаний своего ребенка?
Критериальная система оценивания сегодня действует в первых, вторых, пятых, и седьмых классах. Там теперь ученики не получают оценки в виде привычных пятерок, четверок и троек. Учителя лишь дают рекомендации для лучшего понимания материала.
— Мой сын пошел в первый класс, а оценок нет. Я работаю с девяти утра до десяти вечера и физически не могу проверить уровень знаний своего ребенка, — жалуется молодая мама. — А ведь мне хочется знать его плюсы и минусы, помочь ему в каких-то вопросах. В итоге я даже не представляю, нуждается ли он в этой помощи вообще. Как мне быть!?
Этот наболевший вопрос карагандинка задала на дискуссии, посвященной проблеме педагогов и современного образования. В минувшую пятницу чиновники, педагоги и директора школ собрались за круглым столом. Как же они рекомендуют контролировать учебный процесс своего ребенка?
— Для этого и существует обратная связь, то есть формативное оценивание. Ученики получают обстоятельный анализ с рекомендациями, — поясняет учитель русского языка Татьяна Шнель. – Мы для родителей пишем в тетрадках, на каком уровне навыки детей и над чем нужно поработать.
Плюсы системы
Если учитель написал: «не усвоил таблицу умножения», придется потрудиться над цифрами. Не выучил стих – надо подтянуть чтение. Система работает следующим образом: каждый может подтянуть свои недочеты до итогового оценивания. После изучения раздела и в конце четверти ученики пишут контрольные работы, за которые выставляются баллы. Это называется суммативным оцениванием.
— Поэтому больше не будет такого: «вот тебе два и все, иди, делай что хочешь». Нет, напротив, мы повернулись лицом к ребенку и стремимся помочь ему довести все навыки до нужного уровня, – говорит Татьяна Ивановна. – К примеру, прошла первая тема и я дала домашнее задание ученикам. На следующий день я четко вижу, кто смог развить нужный навык, а кто нет. Для вторых я объясняю снова и прорабатываю с ними этот вопрос индивидуально. Если ребенок в первом разделе что-то не понял, но во втором этот момент подтянул, то в четвертной, суммативной оценке, он уже сможет реализовать себя выше. Таким образом, у учеников появляется стимул усвоить материал.
Еще один плюс новой системы – она оценивает именно знания ребенка, а не его мамы или дедушки, которые раньше садились и помогали школьнику делать уроки.
— Нередко было так: дети приносят домашнее задание, а там взгляд 40-летней женщины на заданный вопрос. Или даже 70-летней пенсионерки. Понимаете? – говорит Татьяна Шнель. – А для чего задаю домашнее задание? Чтобы узнать, развил ли ребенок этот навык или нет. И даже если ученик не смог этого сделать, он придет и скажет мне без страха получить двойку. После чего мы вместе поработаем над проблемой.
Таким образом, одна из целей новой системы оценивания — исключение психологического давления оценки над учеником. А заядлые «троешники» наконец перестанут получать одни и те же отметки. Раньше они получал оценку «удовлетворительно» за нерешенную задачу по физике только потому, что, в итоге, не добирались до правильного ответа. Теперь же им могут поставить баллы, к примеру, за правильный ход решения или чертеж.
Минусы тоже есть…
По официальным данным, сегодня зарплата учителя ниже среднего показателя по стране на 35 процентов. За классное руководство и проверку тетрадей доплачивают незначительные суммы. Итог – педагогам приходится брать полторы, а то и две ставки. К примеру, взять 27 часов, то есть в среднем пять классов. В каждом классе по 25 детей. В итоге, подробные рекомендации и анализ необходимо расписать 125 ученикам. Как их всех запомнить, не говоря уже об индивидуальной работе с каждым? И когда преподавателю жить? А он ведь тоже человек, у него семья и, наверное, есть свои дети, которым надо уделить время.
— У меня школа работает до половины девятого, — рассказывает корреспонденту «НВ» завуч одного учебного заведения. – Я прихожу домой поздно вечером и вообще ничем больше не могу заниматься! Но нет, приходится готовиться к урокам, решать административные вопросы, проверять тетради, а у меня, между прочим, ещё и семья. В учителя, как и замуж, надо идти по любви. За проверку тетрадей выходит смешная сумма — три тысячи тенге в месяц. То же самое и с классным руководством — всего четыре тысячи. Поэтому приходится брать больше часов…
В общем, родители не зря переживают, что со временем все превратится в простую отписку. Гораздо проще было бы посмотреть оценки и вспомнить по ним, как работал ученик всю четверть. Второе серьезное опасение вызывает у мам и пап совестливость школьников. Ведь без страха получить плохую отметку, ребенок может просто пустить все на самотек и до последнего не выполнять домашние работы. А тем временем, мамы, работающие по десять часов в день, даже и не заметят вечные рекомендации.
— Я хочу ежедневно получать обратную связь в виде оценок! Ведь так привычнее. Я не хочу быть поставлена перед фактом, что мой ребенок не справляется, – написала на странице Министерства образования и науки РК в «Фейсбуке» пользователь Пани Зося.
— Наши дети с таким оцениванием вообще перестанут учить уроки. Сознание не то. Как можно выставить отметку за четверть по трем контрольным работам? – недоумевает еще одна мама — Татьяна Арютовна.
— Ребенок приходит домой, я спрашиваю: что он получил, как прошло, что нового узнал? В ответ — ничего. Дети не могут понять, плохо ли они усвоили материал или хорошо. Родители не могут понять, стоит ли им где-то помочь или нет. И, в конце четверти, выходит сюрпризная оценка. А тогда уже поздно «пить боржоми». Мне все это кажется настоящим издевательством. И, судя по знакомым и друзьям, не мне одной, — заявила в комментариях пользователь Элина Орлова.
Тем не менее, педагоги просят с пониманием отнестись к переменам.
— Да, возможно не была проведена разъяснительная работа с родителями. Но проблема не столь велика, как ее раздули в социальных сетях. Есть, конечно, недоработки, но мы должны к этому подходить спокойно, без истерии и жесткой критики. Критиковать легко, сложнее попытаться понять. Мы просим родителей довериться школе, — говорит Татьяна Шнель.
В следующем учебном году к критериальному оцениванию присоединятся ученики третьих, шестых, восьмых и десятых классов. К 2020-му году все классы перейдут на новую систему оценок. К чему приведет обновленная система образования – станет известно лишь спустя время. А пока и родителям, и учителям приходится искать компромиссы и подстраиваться под реформы правительства.
Всего на сайте опубликовано 64056 материалов.
Посетители оставили 247098 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.