«Надоели уже эти двигатели внутреннего сгорания»
Карагандинец зарабатывает на жизнь изготовлением и обслуживанием электротранспорта. Выпускник Технического университета Андрей Ващенко конструирует велосипеды, мотоциклы, инвалидные коляски на электрической тяге и мечтает когда-нибудь собрать не нуждающийся в бензине автомобиль.
Многие горожане, наверняка, замечали на центральных улицах лихача на легком велосипеде с аккуратной коробкой под рамой, на которую не все обращают внимание. На красном сигнале светофора он стоит в общем ряду с легковушками и автобусами, вызывая пренебрежительные ухмылки бывалых водителей. Но вот загорается зеленый – и пока остальные только начинают трогаться, велосипед, мгновенно развивший скорость до разрешенного предела, уже скрывается из виду. Соседи по трассе, сменив презрение на восхищение, может, и хотели бы крикнуть ему что-то позитивное вдогонку, но велосипедиста уже и след простыл.
Без денег
Отыскав на Ютубе авторский канал Андрея Ващенко о проекте по модернизации велосипедов своими руками, «Новый Вестник» поинтересовался у самоделкина, не он ли гоняет по проспекту Бухар-жырау.
— Ну да, я, — признался Андрей. – Скорость у меня, и правда, может быть большой. До 90 километров в час разгоняюсь… пока.
— Почему вы взялись за эту электрическую тему?
— Это, наверное, связано с моей специальностью — электропривод. Но больше, конечно, самому интересно. Надоели уже эти двигатели внутреннего сгорания: постоянно тянут бензин, расходники, масла и тому подобное. Поэтому я решил работать на себя. Занимаюсь конструированием всего, что связано с аккумуляторами. Начинал с обычных великов с моторами. Но однажды захотелось большего. Даже на модернизированном велосипеде невозможно как следует разогнаться. 30-40 километров в час — уже чувствуются неровности. Захотелось чего-то посерьезнее, потяжелее, чтобы он более плавно шел, кочки проглатывал. Чтобы масса побольше была и сзади подвес был — седушка подпружиненная. Естественно, большая масса требует более широкую резину, чтобы затормозить. Потому что на тонкой резине можно улететь куда-нибудь. Шире резина — больше трения: значит, нужен больше мотор, аккумулятор побольше. Так все идет по нарастающей.
— Вы читали новость о том, что студенты из Темиртау тоже создали электровелосипед? Для ЭКСПО?
— Чего они там создали? Уже давно все это существует. Если бы кто-то хотел, можно было развивать в нашем регионе экологически чистый транспорт. Но никому это не нужно. Люди готовы, но денег на это нет.
— Настолько дорого?
— Не так, чтобы очень дорого. Просто денег нет, говорю же. Большинство хотят ездить на электрическом транспорте, но для них даже минимальный комплект материалов в 70 тысяч тенге — это дорого. Я говорю о самом простеньком проекте — о переделке обычного велосипеда, чтобы разгонялся до 20-30 километров в час. Я готов даже бесплатно потрудиться, лишь бы просто людей заинтересовать. За работу я почти ничего не беру. А весь материал заказываю сам из Китая, чтобы дешево выходило, без накруток. Но желающих все равно немного. Конечно, постепенно появляются энтузиасты. Одного такого, кто быстро гоняет, я видел на улице Гоголя. У него на обычный велосипед приделан мощный мотор, все скотчем перемотано.
Без педалей
Сам Андрей скотчем не пользуется. У него все серьезно и основательно. Электрическая начинка спрятана в цивильный ящичек, гармонично вписанный в профиль. Посторонний даже не догадается, что перед ним скоростное средство передвижения. На вид это самый обычный велик. Ну, разве что покрышки повнушительнее будут. Правда, когда посторонний приглядывается, брови его в какой-то момент начинают ползти вверх. Тут есть, чему подивиться: на велосипеде отсутствует педально-цепной привод.
— А зачем же вам тогда педали?
— Просто чтобы было, куда ноги ставить. К тому же я оставил педали, чтобы с гаишниками проблем не было. В остальном же на велик он не похож. Там мощный мотор, надежная резина — практически все мотоциклетное. В будущем можно все-таки поставить цепь на всякий случай – чтобы можно было в любой момент скрыться во дворах по тротуарам. Но уходить от преследования мне еще не приходилось. Гаишники все равно меня не замечают. Я проезжаю, а они куда-то вдаль глядят. Они не рассматривают меня как источник, скажем так, дохода.
Без гари
— Что требуется для обслуживания вашего вело-мопеда? Масло какое-нибудь, наверное?
— Для подшипников в колесах. И только. Вот в чем вся прелесть! Обслуживание почти не нужно электрическому транспорту. Ты практически ни от кого не зависишь — зарядил и поехал. Другое дело, что для полноценного передвижения нужна инфраструктура, зарядные станции на заправках. За рубежом это полным ходом развивается. А у нас вообще глухо. Только бензин дорожает, ничего развивать не хотим.
— Думаете, в Караганде электричество могло бы стать альтернативой бензину?
— Запросто. Не стоило губить троллейбусный парк. У меня как раз диплом был посвящен электрической тяге. Почему наши люди не ездили на троллейбусах? Потому что они были медленными. Новые башкирские троллейбусы, которые закупили перед развалом парка, могли запросто разгоняться до 200 километров в час. Просто в Караганде старые провода не позволяли. Наши боялись, как бы у троллейбусов палки не улетели. Надо было просто модернизировать все это дело. Сделать ровные линии. Либо поступить, как китайцы: там троллейбусы работают без линий. Они подъезжают на остановку, подзаряжаются там две минуты и до следующей остановки едут. Китайцы уже даже продают списанные аккумуляторы от троллейбусов. Я один такой суперконденсатор купил. Тоже пытаюсь на его базе что-то смастерить.
— Сколько времени уйдет на поездку из Майкудука в город на вашем электросредстве?
— Если нарушать скоростной режим? Можно минут за пять-семь. А если не нарушать — за 10-12.
— Как воспринимают ваше присутствие водители обычных авто на бензине?
— По-разному. Был случай, я ехал еще на первом велосипеде в районе Голубых прудов. Остановку миновал и направо стал уходить. Слышу — сзади автобус, прижимаюсь к обочине. Тут МАН обгоняет меня. И я только потом замечаю, что его зеркало в нескольких сантиметрах над моей головой проносится. Если бы я чуть привстал, он бы мне по голове дал – я улетел бы под задние колеса… После таких случаев я занимаю сразу полосу.
— Как долго заряжается велосипед?
— Быстрая зарядка — полчаса. Если динамично ездить, ее хватает на 50-60 километров. Если не сильно ускоряться — километров на сто. Конечно, хочется сделать, чтобы можно было доехать до Каркаралинска на одном заряде и там еще покататься. Проблема в цене аккумуляторов. Если бы у меня был неограниченный бюджет, я бы давно ездил в Каркаралинск и даже дальше. Нужно всего-то две-три тысячи долларов. Это дело будущего. Когда-нибудь и в нашем городе поймут, что гарь за окном — это нехорошо. Хотелось бы увидеть Караганду без выхлопов.
Видео с канала Андрея Ващенко.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 63824 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
хорошим делом занимается парень. желаю ему чтобы это в дальнейшем переросло в небольшой бизнес. для этого можно попробовать обратиться в фонд Даму. раньше у них были программы по поддержке молодых предпринимателей. но это возможно только если вся эта деятельность будет законной. потому как несмотря ни на что это все же переоборудование транспортного средства.
Критик
31 октября, 2017 в 16:15
Молодец парнишка. Но говорить что зарабатывает на жизнь электротранспортом это пока что ооочень рано. Пока что сам катается, и то, последние теплые деньки
строгий выговор
31 октября, 2017 в 18:55
Намного выгодней крутить гайки, хоть машинные, хоть трубные. Но и эта профессия у нас тоже востребована сейчас.
Да уш!!!
31 октября, 2017 в 19:28
Спасибо за хорошие отзывы.Было бы хорошо, если бы это у нас начало развиваться.
Андрей
31 октября, 2017 в 21:56
…Респект!!!….
!!!
01 ноября, 2017 в 01:11
Наблюдал господина изобретателя на дороге. Будет очень жаль, если он самовыпилится из рядов талантливых горожан. Ему бы поменять стиль вождения и больше времени за городом проводить.
Коркин
01 ноября, 2017 в 13:58